Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Логическая мелодия (интонация)




Т.Д.Козлова

Как понять и быть понятым

Методическое пособие по логике речи

для преподавателей и студентов отделения «Театральное творчество»

 

Санкт-Петербург
2014 год

 

Введение

Каждый человек, когда говорит, ставит своей задачей донести до слушателя мысль возможно скорее и в форме возможно более лёгкой.

Для этого, кроме лексики и грамматики, он пользуется средствами логической выразительности: логической паузой, логическим ударением, логической мелодией.
В реальной жизни мы пользуемся этими средствами неосознанно, но легко и очень точно - достижение эволюции, должно быть.

Когда же мы соприкасаемся с литературным материалом, авторским текстом, который нужно творчески воплотить в действенной звучащей речи, мы сталкиваемся с проблемой "присвоения" авторского текста и, главное, авторской мысли. И здесь мы испытываем большие трудности.
Программа курса "Сценическая речь" в колледже культуры и искусства по Федеральной государственной образовательной программе третьего поколения предусматривает лишь самостоятельное освоение студентами раздела «Логика речи». (К слову, в Театральном училище им. Щукина курс логики сценической речи изучается в течение 2-х семестров (!), предшествуя работе по художественному чтению и являясь в то же время началом работы над текстом).
Учитывая недостаток доступных учебных пособий, полно излагающих этот материал, попытаемся компенсировать его рассказом о важнейших понятиях раздела с приведением поясняющих примеров.

 

Существуют две формы человеческого мышления: логическая и образная. К сердцу и уму слушателя ведут два пути: логический – через факты и доводы - и психологический – ведущий прямо к чувствам. Но оба они взаимосвязаны, как неразрывны чувства и рассудок. Чувства сильнее заражают нас, когда они построены на логической основе. Мы и остановимся здесь на аспекте логики.
Наша задача уяснить себе, как понять смысл авторской речи и выразить его в звучащей речи. Раздел предмета "Сценическая речь" - логика сценической речи - как раз и развивает умение доносить мысль в звучащей речи. «Владение логикой сценической речи даёт возможность передавать в звучании мысли автора, заключённые в тексте роли, рассказа, лекции, помогает определённым образом организовать текст, чтобы наиболее точно и осмысленно воздействовать на партнёра на сцене и на зрителя.

Правила логического чтения текста - не формальные законы, чуждые нашему разговорному языку. Они сложились в результате наблюдений писателей, учёных-языковедов и деятелей театра над живой русской речью. В основу правил логического чтения текста положены особенности русской интонации и грамматики (синтаксиса) русского языка.

Логический анализ текста роли, рассказа, лекции, любого публичного выступления, разумеется, не заменяет словесного действия, - он является началом, фундаментом работы над текстом, средством выявления авторской мысли» /1, с.8 /.


Предостережение!

Пользование «инструментарием» логики речи таит в себе, однако, опасности, от которых необходимо предостеречь читателя.

К.С.Станиславский: «У нас есть и ещё один верный помощник в области слова. Этот помощник - законы речи. Но ими надо пользоваться осторожно, потому что они являются обоюдоострым мечом, который одинаково вредит и помогает. Помню, как один заумный режиссёр старательно разметил мне в тексте новой стихотворной роли все ударения, остановки, повышения, понижения и всевозможные по законам речи интонации. Я зазубрил не правила, а самые звуковые интонации. Они поглотили всё моё внимание, и его не хватило на более важное, что скрыто было под словами текста. Я провалил роль благодаря "законам речи". Ясно, что такой приём пользования ими вреден и что нельзя зазубривать результаты правил» (цитируется по /2, с.80/).

Станиславский заботился об элементарной грамотности, о способах подключить сознание к первому этапу освоения авторского текста и таким образом избежать "болтания слов". « Вопрос о законах речи не может оспариваться; это есть закон для каждого грамотного деятеля искусства /2/».

«Но как только кто-нибудь отрывал работу над словом от внутреннего его содержания, Константин Сергеевич властно напоминал о главном в словесном действии. О том, что слова, написанные автором, мертвы, если они не согреты внутренним переживанием исполнителя. Он не уставал повторять, что каждый актёр должен помнить, что в момент творчества слова - от поэта, подтекст - от артиста, что если бы было иначе, зритель не стремился бы в театр, чтобы смотреть артистов, а предпочёл бы, сидя дома, читать пьесу.

Станиславский писал: «Артист должен создавать музыку своего чувства на текст пьесы и научиться петь эту музыку чувства словами роли. Когда мы услышим мелодию живой души, только тогда мы в полной мере оценим по достоинству и красоту текста и то, что он в себе скрывает»» /3, с.122/.

Первое чтение выбранного студентами для исполнения литературного материала бывает, как правило, маловыразительным. Оно свидетельствует о невозможности выразить авторские чувства и мысли без предварительной работы над авторским текстом. И это неудивительно: есть лишь предчувствие отозвавшегося в душе материала.

Гораздо более существенно, что и на стадии воплощения исполнительского замысла часто не удаётся выразить в звучащей речи авторскую мысль и чувства (созвучные исполнительским!) из-за отсутствия оправданных интонаций, верных логических ударений, содержательных пауз и логической перспективы. Хотя причины коренятся всё же в отсутствии видений, отношения, оценок, подтекста, то есть в отсутствии подлинной взволнованности исполнителя предметом и целью рассказа, недостаточной работы воображения. Так, Г.А.Товстоногов говорил: «Обстоятельства выясняют логику. Логика фразы иная, чем грамматическая. Через отношения и обстоятельства возникают ударения»» /4, с.73/.

 

Надеемся, что столь противоречивое вступление вызовет у студента критическое и творческое отношение к излагаемому материалу, а в процессе практической работы над авторским текстом он сам решит, помогает ему эта грамота или нет.

 

Средства логической выразительности.

 

Логически выразительной можно назвать такую речь, в которой верно определены место и длительность пауз, выделены голосовыми средствами наиболее важные по смыслу слова, в котором мысль развивается и чётко прослеживается взаимосвязь между фразами. Итак, логически выразительной речь делают:

логическая пауза;

логическое ударение;

логическая мелодия;

логическая перспектива.

 

1. Логическая пауза.

«Будучи средством общения и обмена мыслями между людьми, наша речь не представляет собой непрерывного потока слов. Она всегда разделена остановками (паузами) на большие или меньшие отрезки (группы слов), связанных между собой по мысли. Такие отрезки в практике выразительного чтения принято называть речевыми звеньями, а паузы между ними – логическими паузами. Обычно под логической паузой понимается известная остановка голоса, но речевые такты могут разделяться интонационно (без паузы).
Однако это только формальная сторона паузы, чисто внешнее её выражение в речи. Во время логической паузы мысль читающего подыскивает более точные и убедительные слова для своего отношения к содержанию произведения. Неправильно сделанная логическая пауза искажает смысл прочитанного и разрушает эстетическое впечатление».

К.С.Станиславский считал, что чтение по речевым тактам способствует эмоциональному восприятию произведения, «помогает самому процессу переживания. Разметка речевых тактов и чтение по ним необходимы потому, что они заставляют анализировать фразы и вникать в их сущность. Не вникнув в неё, не скажешь правильно фразы. Привычка говорить по речевым тактам сделает вашу речь не только стройной по форме, понятной по передаче, но и глубокой по содержанию…»

Каждое речевое звено, или речевой такт представляет собой единое смысловое сочетание, организованное одним логическим ударением и отделённое от другого речевого такта логической паузой.
Речевой такт "при естественном процессе постижения авторского текста формируется как кадр "киноленты видений", "кусочек действительности" " /2,с 83//

Деление текста на такты определяется контекстом (контекст – это словесное окружение, благодаря которому смысл отдельного слова становится понятным).
Место постановки паузы меняет смысл высказывания. "Станиславский приводит известный исторический пример, когда от расстановки логической паузы зависела судьба и жизнь человека.

"Простить нельзя сослать в Сибирь". При паузе после первого слова: "Простить - нельзя сослать в Сибирь" - помилование; при паузе после второго слова: "Простить нельзя - сослать в Сибирь" - ссылка"/3. с.102/.

Попробуйте изменить место паузы в следующих предложениях, и вы увидите, что смысл высказывания меняется.

 

Логические паузы

«Он сидел рядом с деревенской девкой, в длинной рубахе, с потухшим чубуком в руках».

«Они кормили его мясом своих собак».

«Позвали жену смотреть».

«И кудри чёрные до плеч».

«Как истинный француз, в кармане

Трике привёз куплет Татьяне».

Обычно ориентиром в постановке логических пауз служат знаки препинания автора. Но не всегда знаки препинания требуют логической паузы.

 

Овладение основными правилами постановки логических пауз


«В большой зале уже гремел оркестр, и начались танцы» (А.Чехов)

«Теперь голоса людей и плеск моря стали слышней» (М.Горький)

«Весь вечер режиссёр рассказывал мне удивительные истории, связанные с находкой картин». (К.Паустовский)

 

 

Правила группировки речевых тактов

 

Логические паузы ставятся:

1) если подлежащее не выражено местоимением, оно, вместе с группой слов, относящихся к нему, всегда отделяется от группы слов сказуемого и обстоятельственных слов;

2) при наличии деепричастного и причастного оборотов;

3) если имеется соединительный союз «и», «да» или разделительный «но»;

4) если есть группа вводных слов;

5) при пропуске слов (-);

6) когда имеется инверсия;

7) на стыке двух частей произведения.

 

Исключения (паузы не ставятся):

1) в случае единичного вводного слова;

2) когда обращение стоит в середине или в конце фразы;

3) когда за союзом «и» следует деепричастный оборот;

4) в сложноподчинённых предложениях, когда связь главного предложения с придаточным осуществляется союзами «для того, чтобы», «с тем, чтобы», «то, что», «всё, что», «потому, что»;

5) в случае единичного деепричастия и краткого сравнения.

 

Например:
У вас(,) конечно(,) всё роскошно.

Я вас не обвиняю(,) Алексей Николаевич. Я вас(,) Алексей Николаевич(,) не обвиняю. (Сравните: Алексей Николаевич, я вас не обвиняю.)

«Чеченец взглянул на него и(,) медленно отвернувшись, стал смотреть на тот берег. (Л.Толстой)

«К Шуминым он привык(,)как родным, и у них чувствовал себя(,)как дома. (А.Чехов)
«Я начал было говорить о том(,)что надо известить полицию, найти нумер трамвая, дать объявление в газетах». (А.Куприн)
«И ежели вы вежливы,

вы, сидя на уроке,

не будете с товарищем

трещать, как две сороки».

Надо помнить:

1) логическая пауза – не всегда остановка речи; речевые такты иногда отделяются интонационно; если мысль не закончена – голосовой загиб вверх; если закончена – голосовой загиб вниз;

2) логические паузы не всегда ставятся на знаках препинания. Их может быть больше, чем знаков препинания.

 

Виды логических пауз:

Соединительные:

‘ – короткая (люфтпауза);

I – пауза между речевыми тактами или тесно связанными между собой предложениями;

II – более длительная пауза между речевыми тактами или предложениями.

 

Разделительная:

III – ещё более длительная пауза между смысловыми и сюжетными кусками.

 

Психологическая пауза – появляется тогда, когда нужно обратить внимание на скрытый смысл слов, когда выражается отношение рассказчика, его чувства. Иногда они появляются там, где логических пауз нет. Это паузы либо умолчания, либо напряжения, либо припоминания и пр.

Психологические паузы относятся к области художественного чтения.

 

И всё-таки, «речь, размеченная «правильными паузами», никогда живой не станет. Таковой её могут сделать лишь «кинолента видений», внутреннее слово, потребность в общении, стремление к сверхзадаче, наличие конкретных внешних и внутренних объектов. Членение при этом может быть, и не фиксировано жёстко, за исключением тех случаев, когда слияние слов может привести к смысловой неразберихе или фонетическому неблагозвучию» /2, с.86/.

Такая вот диалектика…

 

Логическое ударение


Логическое ударение – это выделение наиболее важных слов во фразе (не столько усилением звука, сколько изменением интонации, ритма и постановкой пауз).

Определить ударное слово можно только исходя из цели, смысла высказывания.

Например:
Пуганая ворона Iкуста боится. Сравните: Пуганая ворона I куста боится. Во втором случае подразумевается, вероятно, что непуганая ворона и не боится.

А сколько вариантов ситуаций и оттенков смысла возникает при смещении ударения в этом предложении:
Ты разбила эту чашку.

Различают логические ударения:

1) тактовое (ударение на слове внутри такта);

2) фразовое I (выделение главного по смыслу речевого такта в предложении);

3) фразовое II (выделяется целая фраза).

 

«Кривые переулки Арбата I были засыпаны снегом. (Курсивом обозначено здесь более сильное ударение).

Дочь, I Екатерина Ивановна,I молодая девушка, I играла на рояле.

Он решился отправиться домой I на свою станцию,I но прежде I хотел хоть раз ещё I увидеть бедную свою Дуню»/1/.
Важно вжиться, вдуматься, вчувствоваться в текст.

"По существу, ударение - это не логико-грамматическое явление, а выражение оценки, отношения в речевом приспособлении ./.../ Очевидно, ударение во фразе или периоде мы должны понимать для себя как определение внутренне главного, того, что ведёт по сквозному действию, концентрируя в себе живое, сиюминутное видение"/2/.

К.С.Станиславский: «Часто ударение является ключом для разгадки скрытого смысла <… > Ударение – выделение, любовное отношение к слову, или, вернее, к тому, что под ним. Это смакование чувства или мысли, это словесное, образное изображение его в том виде, как его представляют себе, как чувствует сам говорящий» (цитируется по/2/, с.86/.

М.А.Чехов: «… ударение можно сделать и чувством, и это – самый ценный вид ударения»/5, с.166/.

 

Логическое ударение имеет разную силу в зависимости от важности выделяемых понятий. В тексте мы обозначаем их подчёркиванием:

слабое ударение – пунктирной линией,

средней силы – сплошной линией,

более сильное – двойным подчёркиванием,

сильное – тройным.

Предложение, в котором все ударения одинаковой силы, - ничего не означают, теряют смысл.
Избегать следует также и многоударности (ударения на каждом слове). Это также лишает текст смысла.
Чем яснее для актера то, что он хочет сказать, тем скупее он ставит ударения.

 

Правила постановки логических ударений (излагается по соответствующему разделу /6/ с сокращениями)


Закон выделения нового понятия.
В больших отрезках речи (длинный период, отрывок, целое произведение) всегда есть развитие определенной темы, содер­жания. На каждом новом этапе развития основной мысли появ­ляются и новые слова, новые понятия, которые непременно должны быть отмечены ударением, чтобы остановить на них внимание слушателя, и, наоборот, повторяющиеся слова уже не требуют такой акцентировки.

Возьмем для примера одну строфу из стихотворения «Вот дом, который построил Джек»:
Вот дом,
Который построил Джек.
А это пшеница,
Которая в темном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.

А это веселая птица-синица,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме,

Который построил Джек.

Новыми понятиями здесь в первом предложении будут слова «дом» и «Джек», другими словами — дом Джека. Во втором предложении «пшеница» и «в чулане»; в третьем — «птица-си­ница», добавим «воровка», на этом основании выделяем глагол «ворует», так как им определяется одно из качеств птицы-сини­цы. В каждой следующей строфе этого стихотворения выде­ляется новое понятие и повторяются старые, с которых снима­ются ударения, так как они служат только напоминанием уже известного.

Выделение логическим ударением противопоставляемых понятий.
Противопоставляемые понятия могут быть выражены в тек­сте явно, но могут быть и скрытыми, подразумеваемыми. В последнем случае они легко восстанавливаются контекстом других фраз определенного отрывка.
Фраза с явным противопоставлением:
Я б не стал курить махорку,
А достал бы я «Казбек».
(противопоставляемые понятия: «махорку» и «Казбек»).
Фраза со скрытым противопоставлением:

Вам бы, знаете, во флот
С вашим аппетитом.
(В контексте: повар считает, что солдаты-пехотинцы обладают меньшим аппетитом, чем флотские).
Закон выделения противопоставляемых понятий является самым активным законом, так как он распространяется на любое слово, если оно попадает в контекст противопоставлений.
В выделении скрытого противопоставления будет преобла­дать сила звучания. Поэтому преобладанием силы во всех других случаях логических ударений надо пользоваться очень осторожно, так как это может привести к выражению противо­поставления там, где его по мысли не должно быть.
Явное про­тивопоставление выражается главным образом контрастным из­менением высоты противопоставляемых понятий:
Не только штык, но и колос врага колет.
Противопоставление в равной мере может быть донесено повы­шением первого слова и снижением второго, или, наоборот, пер­вое слово (штык) может быть понижено, а второе (колос) под­нято. В контексте выбор того или иного звучания будет опреде­ляться задачей говорящего.

Выделение логическим ударением определений, выраженных родительным падежом существительных.

Определение, выраженное родительным падежом существи­тельного, в предложении с прямым порядком слов стоит после определяемого существительного и выделяется логическим уда­рением:
Какие крошки? хлеба Какие крыши? д омов
Какой долг? службы Чья помощь? друга
Какие дни? о сени
В тексте с инверсией эти определения, выраженные сущест­вительными в родительном падеже, находятся труднее. Для про­верки следует привести фразу к обычному порядку слов. Возь­мем, например, фразу из стихотворения А. Пушкина «Кавказ»:
Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье...
Установим прямой порядок слов: Я вижу отселе рожденье потоков и первое движенье грозных обвалов. В таком построении родительный падеж определяется довольно легко. Ударения бу­дут на словах: «потоков» и «обвалов». И в инверсированном тек­сте они сохраняются на этих же словах, только прибавляются логические паузы между синтаксически не связанными словами «первое» и «грозных».
Отселе /я вижу потоков рожденье/
И первое /грозных обвалов / движенье.


Логические ударения на прилагательных.

Прилагательные в синтаксисе фразы русского языка выпол­няют различные функции. Они могут быть:

а) П о д л е ж а щ и м:
Старшие ушли в поле, дома остались только маленькие.
б) С к а з у е м ы м:
День жаркий (для выражения настоящего времени).
День будет жаркий (для выражения будущего).
День был жаркий (для выражения прошедшего).
в) Д о п о л н е н и е м:
Врач осмотрел больного.
В случае обособления определений-прилагательных, то есть смещения их в положение после существительного, фикса­ция внимания на признаках определяемых слов является важ­ным элементом произносимой мысли, и поэтому обособлен­ные прилагательные выделяются логическими ударениями.
Древко, белое и длинное, мелькнуло в воздухе.
Снег, игольчатый и рыхлый, падал гроздьями.

Закон выделения логическими ударениями
перечисляемых слов, однородных членов предложения.

Средством выражения однородности является особая инто­нация перечисления, характеризующаяся однотипностью произ­ношения всех членов и их ударением.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.

Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри...
Однородные члены во фразе могут быть нераспространенны­ми, то есть без пояснительных слов, как в двух предыдущих примерах, а также распространенными, когда имеются слова, поясняющие их. Например:
Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.

Необходимо запомнить: если в предложении не­сколько ударных прилагательных, то последнее из них произносится в слитном единстве с су­ществительным и больше будет ударяться су­ществительное:
Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, си­ние и лиловые волошки.

Логическое ударение в предложениях с обобщающим словом.

Очень часто в предложении с однородными членами можно встретить слово, которое означает в совокупности то, что по­рознь выражается перечнем однородных членов. Такое слово называется обобщающим. Например:
«В учебном театре дают спектакли все театраль­ныевузы: ГИТИС, Училище имени Щукина, Школа-студия МХАТ, Училище имени Щепкина».
Очень часто обобщающими являются такие слова, как всё, все, всегда, всюду, никто, ничто, нигде, никогда.
И вдруг всё ожило: и леса, и пруды, и степи.
Обобщающее слово, стоящее впереди однородных членов в предложении, звучит с интонацией предупреждения, и потому логическое ударение на нем будет более ярким, чем на одно­родных членах.
Но обобщающее слово может стоять и после однородных членов:
Теперь уже ни гор, ни неба, ни земли — ничего не было видно.
В этом случае оно является как бы обобщающим итогом, и потому более яркие ударения будут на перечисляемых словах.

 

Логическое ударение в многословных выражениях единого понятия.
В понятии, выраженном несколькими словами и произноси­мом как один речевой такт, выделяется только послед­нее слово. Например:
Касса Управления московского речного пароходства.
Коллектив завода имени Владимира Ильича Ленина.

Закон выделения логическим ударением повторяющихся слов.
Нередко встречаются фразы, в которых имеется двухкратное или трехкратное повторение одного и того же слова.
Например:
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин...
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!
А. Пушкин

Правило, которое мы должны усвоить, бу­дет заключаться в следующем: если по смыслу в произведе­нии можно говорить об энергии нарастания, о движении вперед, то более ярким среди повторяющихся слов будет последнее, если же по содержанию как бы снимается необходимость борьбы и можно, следовательно, говорить о спаде энергии, то более ярко выделится первое из повторяющихся слов.

К.С. Станиславский называл эти явления «приливом энергии» (1-й случай) и «отли­вом энергии» (2-й случай).


Логическое ударение во фразах, имеющих сравнение.

Одним из выразительных средств художественной литера­туры являются сравнения. Например:

Как пена, грудь её бела,
Вокруг высокого чела,
Как тучи, локоны чернеют.
Звездой блестят ее глаза;
Ее уста, как роза рдеют.
А. Пушкин

В таких предложениях то, с чем сравнивается, будет выделено ярче того, что сравнивается. В нашем примере слова «пена», «тучи», «звездой», «роза» будут выделены больше, чем слова «грудь», «локоны», «глаза», «уста».

 

Логическое ударение на словах, скрывающих невысказанное содержание. В эмоционально-экспрессивной речи есть слова, за которы­ми скрывается оценочная характеристика действующего лица, явления или события. Это может быть выражено одним словом: Кому ты в жертву отдана?! Двумя словами: Не знаешь ты, какого змия Ласкаешь на груди своей. Несколькими словами: Как пахнет земляникой и грибами! В последнем примере выражена невысказанность прелести грибного и земляничного запаха после только что прошедшего дождя, поэтому хотя больше выделятся слова «Как пахнет», слова «земляникой и грибами» не должны погаснуть, иначе ис­чезнут главные возбудители эмоции, так как речь идет об оцен­ке не вообще запаха, а запаха грибов и земляники. В одном почти логическом ряду со словами, за которыми скрывается невысказанное содержание, стоят в живой, звуча­щей речи слова, взятые в кавычки или выделенные автором кур­сивом, а также слова, передающие звукоподражание. Эти слова требуют особенной конкретности в произношении: Ребята бессчетное количество раз смотрели «Чапаева» и свирепо завидовали — вот были времена! Если произнести слово «Чапаев» без особого выделения, а с обычной акцентировкой, как требует логическая мелодия, слу­шателю представится, что речь идет не о фильме, а о живом че­ловеке. Так же выделяются слова звукоподражательного харак­тера: Хрум! Хрум! — мнут снег бродни Григория. Логическое ударение в предложениях, содержащих вопрос. В вопросительном предложении ударным будет слово, на ко­торое спрашивающий хочет получить ответ. Например: Ты звал меня? (Звал или не звал?)  

Логическая мелодия (интонация)


Чрезвычайно важным средством речевой выразительности является интонация. По интонации слушатели или зрители угадывают чувства говорящего и понимают его мысли.

Интонацию К.С.Станиславский рассматривал как звуковое приспособление для выражения невидимого чувства и переживания. Отсюда – необходимость владеть речевой интонацией.

Что же такое «интонация»? Практически – в бытовом общении - мы чувствуем, что это такое. Но применительно к авторскому тексту, который нужно выразить в звуке - как понять, как определить это понятие, как, наконец, воспользоваться определением этого понятия?
Интонация – «звуковые средства языка, оформляющие высказывание: тон, тембр, интенсивность и длительность звучания» (Толковый словарь Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю).

«Именно голос, дикция, мелодика речи, логика звучащего слова, диапазон, сила звука, темпо-ритм речи, тембрирование, логические и психологические паузы, различный характер произнесения звуков – всё, что входит в понятие «интонирование речи», играет первостепенную роль в речевом действии» /7 /. Понятие, мягко говоря, многокомпонентное…

«Ни грамматика, ни пунктуация не передают полностью звучания нашей речи. Надо «услышать» написанный текст (! – Т.К.).» /1 /. И далее следует цитата из статьи крупнейшего специалиста по механизмам речи Н.И.Жинкина: «Читающий должен вычитать ту интонацию, которая вписана в текст сочинителем. Без этого невозможно верное прочтение и понимание текста» - цитируется по /1, с.21/. Казалось бы, безнадежный замкнутый круг!

Внесём, однако, разъяснение. «Здесь необходимо сказать о двух сторонах самого вопроса об интонации мы будем говорить об интонации, выражающей смысловую сторону речи. Другая сторона интонации – «интонация эмоций», то есть интонация живой, непосредственной человеческой речи, необычайно богатая и разнообразная – не поддаётся фиксации» /1, с.22/. Она может появиться только в результате работы воображения, ярких детальных видений картины, описываемой автором. Только так может родиться живая интонация эмоций.

Итак, мелодика речи, выражающая её смысловую сторону – предмет нашего рассмотрения. Она делает нашу речь понятной, если ярко и точно выражено голосом. Необходимо развивать природную способность голоса к звуковысотным изменениям.

«Мелодика речи это звуковая кривая илимодуляция (изменение) высоты основного тона при произнесении фразы, которая возникает из последовательных звуковых высот на ударных словах» / 8, с.64/.

Звуковысотные сигналы несут различную информацию. Существуют определённые мелодические схемы предложений русской речи: повествовательного, вопросительного, восклицательного, побудительного. Определённые мелодические рисунки имеют обращения, вводные слова и предложения, обособленные члены предложения, перечисления и противопоставления.
«Мелодические рисунки являются готовыми формами, которые хранятся в человеческой памяти как определённый запас интонаций родного языка, родной речи. Они – основа общественного воздействия в речевом общении. За них «цепляется» наш слух. По ним мы верно воспринимаем и осмысливаем речь говорящего и даём оценку ему»/7, с.91/.
Так, при соединительной паузе, когда мысль не закончена, продолжается и необходимо удержать внимание слушателя, голосовая мелодия восходящая, предупреждающая о незаконченности мысли. На письме обозначается стрелочкой вверх.

Если пауза разъединительная, голос должен предупреждать и об этом. При завершении мысли – голосовая мелодия нисходящая. На письме – стрелочка вниз.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...