Логическая мелодия (интонация)
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Т.Д.Козлова Как понять и быть понятым Методическое пособие по логике речи для преподавателей и студентов отделения «Театральное творчество»
Санкт-Петербург
Введение Каждый человек, когда говорит, ставит своей задачей донести до слушателя мысль возможно скорее и в форме возможно более лёгкой. Для этого, кроме лексики и грамматики, он пользуется средствами логической выразительности: логической паузой, логическим ударением, логической мелодией. Когда же мы соприкасаемся с литературным материалом, авторским текстом, который нужно творчески воплотить в действенной звучащей речи, мы сталкиваемся с проблемой "присвоения" авторского текста и, главное, авторской мысли. И здесь мы испытываем большие трудности.
Существуют две формы человеческого мышления: логическая и образная. К сердцу и уму слушателя ведут два пути: логический – через факты и доводы - и психологический – ведущий прямо к чувствам. Но оба они взаимосвязаны, как неразрывны чувства и рассудок. Чувства сильнее заражают нас, когда они построены на логической основе. Мы и остановимся здесь на аспекте логики.
Правила логического чтения текста - не формальные законы, чуждые нашему разговорному языку. Они сложились в результате наблюдений писателей, учёных-языковедов и деятелей театра над живой русской речью. В основу правил логического чтения текста положены особенности русской интонации и грамматики (синтаксиса) русского языка. Логический анализ текста роли, рассказа, лекции, любого публичного выступления, разумеется, не заменяет словесного действия, - он является началом, фундаментом работы над текстом, средством выявления авторской мысли» /1, с.8 /.
Пользование «инструментарием» логики речи таит в себе, однако, опасности, от которых необходимо предостеречь читателя. К.С.Станиславский: «У нас есть и ещё один верный помощник в области слова. Этот помощник - законы речи. Но ими надо пользоваться осторожно, потому что они являются обоюдоострым мечом, который одинаково вредит и помогает. Помню, как один заумный режиссёр старательно разметил мне в тексте новой стихотворной роли все ударения, остановки, повышения, понижения и всевозможные по законам речи интонации. Я зазубрил не правила, а самые звуковые интонации. Они поглотили всё моё внимание, и его не хватило на более важное, что скрыто было под словами текста. Я провалил роль благодаря "законам речи". Ясно, что такой приём пользования ими вреден и что нельзя зазубривать результаты правил» (цитируется по /2, с.80/).
Станиславский заботился об элементарной грамотности, о способах подключить сознание к первому этапу освоения авторского текста и таким образом избежать "болтания слов". « Вопрос о законах речи не может оспариваться; это есть закон для каждого грамотного деятеля искусства /2/». «Но как только кто-нибудь отрывал работу над словом от внутреннего его содержания, Константин Сергеевич властно напоминал о главном в словесном действии. О том, что слова, написанные автором, мертвы, если они не согреты внутренним переживанием исполнителя. Он не уставал повторять, что каждый актёр должен помнить, что в момент творчества слова - от поэта, подтекст - от артиста, что если бы было иначе, зритель не стремился бы в театр, чтобы смотреть артистов, а предпочёл бы, сидя дома, читать пьесу. Станиславский писал: «Артист должен создавать музыку своего чувства на текст пьесы и научиться петь эту музыку чувства словами роли. Когда мы услышим мелодию живой души, только тогда мы в полной мере оценим по достоинству и красоту текста и то, что он в себе скрывает»» /3, с.122/. Первое чтение выбранного студентами для исполнения литературного материала бывает, как правило, маловыразительным. Оно свидетельствует о невозможности выразить авторские чувства и мысли без предварительной работы над авторским текстом. И это неудивительно: есть лишь предчувствие отозвавшегося в душе материала. Гораздо более существенно, что и на стадии воплощения исполнительского замысла часто не удаётся выразить в звучащей речи авторскую мысль и чувства (созвучные исполнительским!) из-за отсутствия оправданных интонаций, верных логических ударений, содержательных пауз и логической перспективы. Хотя причины коренятся всё же в отсутствии видений, отношения, оценок, подтекста, то есть в отсутствии подлинной взволнованности исполнителя предметом и целью рассказа, недостаточной работы воображения. Так, Г.А.Товстоногов говорил: «Обстоятельства выясняют логику. Логика фразы иная, чем грамматическая. Через отношения и обстоятельства возникают ударения»» /4, с.73/.
Надеемся, что столь противоречивое вступление вызовет у студента критическое и творческое отношение к излагаемому материалу, а в процессе практической работы над авторским текстом он сам решит, помогает ему эта грамота или нет.
Средства логической выразительности.
Логически выразительной можно назвать такую речь, в которой верно определены место и длительность пауз, выделены голосовыми средствами наиболее важные по смыслу слова, в котором мысль развивается и чётко прослеживается взаимосвязь между фразами. Итак, логически выразительной речь делают: логическая пауза; логическое ударение; логическая мелодия; логическая перспектива.
1. Логическая пауза. «Будучи средством общения и обмена мыслями между людьми, наша речь не представляет собой непрерывного потока слов. Она всегда разделена остановками (паузами) на большие или меньшие отрезки (группы слов), связанных между собой по мысли. Такие отрезки в практике выразительного чтения принято называть речевыми звеньями, а паузы между ними – логическими паузами. Обычно под логической паузой понимается известная остановка голоса, но речевые такты могут разделяться интонационно (без паузы). К.С.Станиславский считал, что чтение по речевым тактам способствует эмоциональному восприятию произведения, «помогает самому процессу переживания. Разметка речевых тактов и чтение по ним необходимы потому, что они заставляют анализировать фразы и вникать в их сущность. Не вникнув в неё, не скажешь правильно фразы. Привычка говорить по речевым тактам сделает вашу речь не только стройной по форме, понятной по передаче, но и глубокой по содержанию…»
Каждое речевое звено, или речевой такт представляет собой единое смысловое сочетание, организованное одним логическим ударением и отделённое от другого речевого такта логической паузой. Деление текста на такты определяется контекстом (контекст – это словесное окружение, благодаря которому смысл отдельного слова становится понятным). "Простить нельзя сослать в Сибирь". При паузе после первого слова: "Простить - нельзя сослать в Сибирь" - помилование; при паузе после второго слова: "Простить нельзя - сослать в Сибирь" - ссылка"/3. с.102/. Попробуйте изменить место паузы в следующих предложениях, и вы увидите, что смысл высказывания меняется.
Логические паузы «Он сидел рядом с деревенской девкой, в длинной рубахе, с потухшим чубуком в руках». «Они кормили его мясом своих собак». «Позвали жену смотреть». «И кудри чёрные до плеч». «Как истинный француз, в кармане Трике привёз куплет Татьяне». Обычно ориентиром в постановке логических пауз служат знаки препинания автора. Но не всегда знаки препинания требуют логической паузы.
Овладение основными правилами постановки логических пауз
«Теперь голоса людей и плеск моря стали слышней» (М.Горький) «Весь вечер режиссёр рассказывал мне удивительные истории, связанные с находкой картин». (К.Паустовский)
Правила группировки речевых тактов
Логические паузы ставятся: 1) если подлежащее не выражено местоимением, оно, вместе с группой слов, относящихся к нему, всегда отделяется от группы слов сказуемого и обстоятельственных слов; 2) при наличии деепричастного и причастного оборотов; 3) если имеется соединительный союз «и», «да» или разделительный «но»; 4) если есть группа вводных слов; 5) при пропуске слов (-); 6) когда имеется инверсия; 7) на стыке двух частей произведения.
Исключения (паузы не ставятся): 1) в случае единичного вводного слова; 2) когда обращение стоит в середине или в конце фразы; 3) когда за союзом «и» следует деепричастный оборот; 4) в сложноподчинённых предложениях, когда связь главного предложения с придаточным осуществляется союзами «для того, чтобы», «с тем, чтобы», «то, что», «всё, что», «потому, что»;
5) в случае единичного деепричастия и краткого сравнения.
Например: Я вас не обвиняю(,) Алексей Николаевич. Я вас(,) Алексей Николаевич(,) не обвиняю. (Сравните: Алексей Николаевич, я вас не обвиняю.) «Чеченец взглянул на него и(,) медленно отвернувшись, стал смотреть на тот берег. (Л.Толстой) «К Шуминым он привык(,)как родным, и у них чувствовал себя(,)как дома. (А.Чехов) вы, сидя на уроке, не будете с товарищем трещать, как две сороки». Надо помнить: 1) логическая пауза – не всегда остановка речи; речевые такты иногда отделяются интонационно; если мысль не закончена – голосовой загиб вверх; если закончена – голосовой загиб вниз; 2) логические паузы не всегда ставятся на знаках препинания. Их может быть больше, чем знаков препинания.
Виды логических пауз: Соединительные: ‘ – короткая (люфтпауза); I – пауза между речевыми тактами или тесно связанными между собой предложениями; II – более длительная пауза между речевыми тактами или предложениями.
Разделительная: III – ещё более длительная пауза между смысловыми и сюжетными кусками.
Психологическая пауза – появляется тогда, когда нужно обратить внимание на скрытый смысл слов, когда выражается отношение рассказчика, его чувства. Иногда они появляются там, где логических пауз нет. Это паузы либо умолчания, либо напряжения, либо припоминания и пр. Психологические паузы относятся к области художественного чтения.
И всё-таки, «речь, размеченная «правильными паузами», никогда живой не станет. Таковой её могут сделать лишь «кинолента видений», внутреннее слово, потребность в общении, стремление к сверхзадаче, наличие конкретных внешних и внутренних объектов. Членение при этом может быть, и не фиксировано жёстко, за исключением тех случаев, когда слияние слов может привести к смысловой неразберихе или фонетическому неблагозвучию» /2, с.86/. Такая вот диалектика…
Логическое ударение
Определить ударное слово можно только исходя из цели, смысла высказывания. Например: А сколько вариантов ситуаций и оттенков смысла возникает при смещении ударения в этом предложении: 1) тактовое (ударение на слове внутри такта); 2) фразовое I (выделение главного по смыслу речевого такта в предложении); 3) фразовое II (выделяется целая фраза).
«Кривые переулки Арбата I были засыпаны снегом. (Курсивом обозначено здесь более сильное ударение). Дочь, I Екатерина Ивановна,I молодая девушка, I играла на рояле. Он решился отправиться домой I на свою станцию,I но прежде I хотел хоть раз ещё I увидеть бедную свою Дуню»/1/. "По существу, ударение - это не логико-грамматическое явление, а выражение оценки, отношения в речевом приспособлении ./.../ Очевидно, ударение во фразе или периоде мы должны понимать для себя как определение внутренне главного, того, что ведёт по сквозному действию, концентрируя в себе живое, сиюминутное видение"/2/. К.С.Станиславский: «Часто ударение является ключом для разгадки скрытого смысла <… > Ударение – выделение, любовное отношение к слову, или, вернее, к тому, что под ним. Это смакование чувства или мысли, это словесное, образное изображение его в том виде, как его представляют себе, как чувствует сам говорящий» (цитируется по/2/, с.86/. М.А.Чехов: «… ударение можно сделать и чувством, и это – самый ценный вид ударения»/5, с.166/.
Логическое ударение имеет разную силу в зависимости от важности выделяемых понятий. В тексте мы обозначаем их подчёркиванием: слабое ударение – пунктирной линией, средней силы – сплошной линией, более сильное – двойным подчёркиванием, сильное – тройным. Предложение, в котором все ударения одинаковой силы, - ничего не означают, теряют смысл.
Правила постановки логических ударений (излагается по соответствующему разделу /6/ с сокращениями)
Возьмем для примера одну строфу из стихотворения «Вот дом, который построил Джек»: А это веселая птица-синица, Который построил Джек. Выделение логическим ударением противопоставляемых понятий. Вам бы, знаете, во флот Выделение логическим ударением определений, выраженных родительным падежом существительных.
Прилагательные в синтаксисе фразы русского языка выполняют различные функции. Они могут быть: а) П о д л е ж а щ и м: Закон выделения логическими ударениями Необходимо запомнить: если в предложении несколько ударных прилагательных, то последнее из них произносится в слитном единстве с существительным и больше будет ударяться существительное: Логическое ударение в предложениях с обобщающим словом.
Логическое ударение в многословных выражениях единого понятия. К.С. Станиславский называл эти явления «приливом энергии» (1-й случай) и «отливом энергии» (2-й случай).
Одним из выразительных средств художественной литературы являются сравнения. Например: Как пена, грудь её бела,
Логическая мелодия (интонация)
Интонацию К.С.Станиславский рассматривал как звуковое приспособление для выражения невидимого чувства и переживания. Отсюда – необходимость владеть речевой интонацией. Что же такое «интонация»? Практически – в бытовом общении - мы чувствуем, что это такое. Но применительно к авторскому тексту, который нужно выразить в звуке - как понять, как определить это понятие, как, наконец, воспользоваться определением этого понятия? «Именно голос, дикция, мелодика речи, логика звучащего слова, диапазон, сила звука, темпо-ритм речи, тембрирование, логические и психологические паузы, различный характер произнесения звуков – всё, что входит в понятие «интонирование речи», играет первостепенную роль в речевом действии» /7 /. Понятие, мягко говоря, многокомпонентное… «Ни грамматика, ни пунктуация не передают полностью звучания нашей речи. Надо «услышать» написанный текст (! – Т.К.).» /1 /. И далее следует цитата из статьи крупнейшего специалиста по механизмам речи Н.И.Жинкина: «Читающий должен вычитать ту интонацию, которая вписана в текст сочинителем. Без этого невозможно верное прочтение и понимание текста» - цитируется по /1, с.21/. Казалось бы, безнадежный замкнутый круг! Внесём, однако, разъяснение. «Здесь необходимо сказать о двух сторонах самого вопроса об интонации … мы будем говорить об интонации, выражающей смысловую сторону речи. Другая сторона интонации – «интонация эмоций», то есть интонация живой, непосредственной человеческой речи, необычайно богатая и разнообразная – не поддаётся фиксации» /1, с.22/. Она может появиться только в результате работы воображения, ярких детальных видений картины, описываемой автором. Только так может родиться живая интонация эмоций. Итак, мелодика речи, выражающая её смысловую сторону – предмет нашего рассмотрения. Она делает нашу речь понятной, если ярко и точно выражено голосом. Необходимо развивать природную способность голоса к звуковысотным изменениям. «Мелодика речи – это звуковая кривая илимодуляция (изменение) высоты основного тона при произнесении фразы, которая возникает из последовательных звуковых высот на ударных словах» / 8, с.64/. Звуковысотные сигналы несут различную информацию. Существуют определённые мелодические схемы предложений русской речи: повествовательного, вопросительного, восклицательного, побудительного. Определённые мелодические рисунки имеют обращения, вводные слова и предложения, обособленные члены предложения, перечисления и противопоставления. Если пауза разъединительная, голос должен предупреждать и об этом. При завершении мысли – голосовая мелодия нисходящая. На письме – стрелочка вниз.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|