Вводные слова и предложения
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Вводные слова и предложения с основным предложением синтаксически не связаны и поэтому имеют своё мелодическое выражение. Тон голоса на вводном слове или предложении несколько понижается, темп речи при их произнесении несколько ускоряется, что воспринимается как вставка. Такая мелодика имеет место, если вводное слово или предложение стоит в середине основного предложения. Графически это выглядит так: _ _ \__/ Противопоставление При мелодике противопоставления повышается тон голоса в первой части фразы и понижается во второй. Чем ярче этот рисунок повышения и понижения тона голоса, тем сильнее противопоставляется одно другому. /\ Графически: / \ Перечисление Перечисления бывают ограниченные и неограниченные. При ограниченном перечислении конструкция фразы – восходящее-нисходящая: предпоследнее слово перечисления звучит на самом высоком тоне, а на последнем слове тон голоса понижается. _ _/ \_ Графически: _/ Неограниченное перечисление имеет восходящую конструкцию фразы. (без нисходящей ветви). Тон голоса на ударном слоге перечисляемых слов понижается, подчёркивая слово, фиксируя на нём внимание и выражая эмоциональное отношение говорящего. Приёмы, способствующие овладению законами логики речи /8/. 2. Приём графического разбора текста формирует аналитические навыки. Графическое обозначение речевых тактов, разного вида и степени длительности логических пауз, силы ударения, способов выделения главных слов проясняет развитие авторской мысли, облегчая и ускоряя процесс усвоения материала.
3. Приём "скелетирования текста" - эффективный способ определения логического центра высказывания. Позволяет найти "скелет" мысли, т.е. главные слова, без которых невозможно понять смысл фразы, смысл всего произведения 4. Приём переспроса (или вопросов и ответов) - действенное средство, тренирующее: а) навык понижения тона на ударном слове, что позволяет убедительно "вкладывать" мысль в сознание слушателя; б) интонационную гибкость, столь необходимую для передачи сильных эмоций: удивления, изумления, возмущения и пр.; в) воспитывает "максимальную скупость" в постановке ударений, умение снимать лишние акценты путём выработки "нарочито бескрасочной" интонации. 5. Приём создания "мелодических рисунков" или "звуковых схем" развивает способность искусно пользоваться ими для усиления процесса речевого взаимодействия. Создание карточек мелодических структур с последующим их воспроизведением в звучащей речи, т.к. объединяет зрительные, слуховые и мышечные ощущения в единый целостный акт и вырабатывает умение контролировать воспроизведение многообразных интонаций. 6. Приём "дирижирования" развивает чувство "объёмности" слов, т.е. темпа произнесения, воспроизведения различной длительности их звучания. Сопровождение произнесения разнообъёмных слов движением руки (кисти, от локтя, по кругу) позволяет как бы "лепить", "рубить" и "ковать" слова, создавая разные ритмы для проявления чувства в голосовом звучании, в подвижности интонаций; тренирует как "крупное" слово, так и чеканную скороговорку.
7. Приём "инверсированного текста" заостряет внимания на инверсированных словах, т.е. стоящих не на "своём" месте в предложении (вспомните прямой порядок слов в предложении). Эти слова выделены автором и несут особую эмоциональную нагрузку, что заставляет анализировать текст и тем самым учит добиваться точности речи, а, значит, и логичности. 8. Приём чтения с листа незнакомого текста. Путём выявления основной мысли отрывка и пронесения её через цепи слагающих её фраз, тренирует умение передавать последовательность развивающейся мысли, постигать причинно-следственные связи, добиваться разговорной интонации».
Логическая перспектива "Даже самая маленькая самостоятельная фраза, взятая отдельно, и та имеет свою коротенькую перспективу. Целая мысль, складывающаяся из многих предложений, тем более не обходится без неё". К.С.Станиславский. Логическая перспектива - передача (донесение) основной мысли через цепь слагающих эту мысль речевых тактов или фраз. Различают: 1. Логическую перспективу предложения. 2. Логическую перспективу "цепи" предложений. 3. Логическую перспективу отрывка. Для верного прочтения логической перспективы (предложения, куска, отрывка) необходимо: 1. Уяснить главную мысль в предложении, отрывке, куске. 2. Установить смысловую взаимосвязь речевых звеньев (для предложения) или фраз (для отрывка) с главной мыслью. 3. Оценить речевые звенья или фразы по степени большей или меньшей значимости для раскрытия главной мысли (главное - не главное). 4. Заменить грамматические знаки препинания знаками, передающими логическую перспективу «разговорно» звучащих фраз. 5. Верно воспроизводить мелодические схемы. 6.В особо трудных случаях произвести логическую разметку текста согласно смыслу высказывания и основным правилам логики речи.
Итак, логическая перспектива, её "построение" зависит от идеи данного произведения и от задач исполнителя. Тогда исполнитель перестаёт говорить просто отдельные фразы, он "тянет" их (в своих оценках, отношении) к какой-то важной для него мысли. И если, по М.Чехову, ударения делаются чувством, то логическая перспектива сопровождается перспективой переживаемого чувства, эмоциональной перспективой. Внутреннее не может быть выражено без помощи внешнего. Исполнитель должен овладеть техникой передачи логической перспективы в звучании. "Умение выделить главное, не пропустив и не скомкав второстепенное и третьестепенное, умение привести слушателей к "цели" - к финалу предложения, отрывка, рассказа - есть умение донести логическую перспективу" /1, с.82/. К авторским знакам при логическом анализе текста надо относиться с уважением – ведь это способ выразить и мысли, и чувства в письменной речи. Но иногда допустима (если логическая перспектива чтения оправдывает это) замена авторских знаков препинания (так как они являются знаками препинания письменной формы речи) интонационно другими знаками препинания.
Список использованной литературы
1. Запорожец Т.И. Логика сценической речи. Учеб. пособие для театр. и культ.-просвет. учеб. заведений. М., «Просвещение»,1974. 2. Галендеев В.Н. Учение К.С.Станиславского о сценическом слове. Учебное пособие. Л., ЛГИТМиК, 1990. 3. Кнебель М.О. Слово в творчестве актёра. 3-е испр. изд. М., ВТО, 1970. 4. Петрова А.Н. Сценическая речь. М., 1981. 5. Чехов М.А. Литературное наследие. Т.2. 6. Вербовая Н.П., Головина О.М., Урнова В.В. Искусство речи. Учебное пособие для театральных ВУЗов. – М.: «Искусство», 1977.
7. Савкова З.В. Искусство оратора. Учебное пособие. - 2-е изд., доп. – СПб.: Знание, 2003, с.90. 8. Сценическая речь. Методические указания и советы по предметам речевого цикла для слушателей факультета повышения квалификации. Л.: ЛГИК, 1987.
СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………….2 Предостережение!..........................................................................................3 Средства логической выразительности…………………………………....4 1.Логическая пауза…………………………………………………………..4 Виды логических пауз…………………………………………………….7 Правила постановки логических ударений……………………………...9 3.Логическая мелодия (интонация)………………………………………15 Голосовые фигуры знаков препинания………………………………...17 Повествовательное предложение………………………………………19 Вопросительное предложение…………………………………………..19 Вводные слова и предложения………………………………………….20 Противопоставление……………………………………………………..20 Перечисление…………………………………………………………….20 Приёмы, способствующие овладению законами логики речи ……….20
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|