Формы государственного правления
Форма правления - это способ организации верховной государственной власти и порядок ее образования. В юридической литературе в зависимости от того, кому принадлежит власть (одному лицу, или коллективному выборному органу) различают две основных формы правления: монархия и республика, каждая из которых имеет свои формы проявления. Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передается, как правило, по наследству. В литературе выделяют следующие виды монархической формы правления: · древневосточную (первая в истории человечества форма правления); древнеримская (Римская империя); · феодальную (включает в себя: раннефеодальную, сословно-представительную и абсолютную монархии); · конституционную, включающую в себя парламентарную и дуалистическую монархии. Республика - форма правления, при которой власть принадлежит органам государственной власти, избираемой населением на определенный срок. В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, в литературе различают парламентские, президентские и смешанные республики. Формы государственного устройства
Форма государственного устройства - это внутреннее строение государства, способ его административно-территориального деления, обуславливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей. В научной литературе традиционно выделяют 3 формы государственного устройства. Унитарное государство - это такое единое государственное образование, на территории которого действуют единые высшие органы государственной власти и управления, вооруженные силы, конституция, единое законодательство, судебная система и единое гражданство.
Унитарные государства могут быть централизованными, децентрализованными, национальными (Эстония, Япония) и многонациональными (Китай, Афганистан). Федеративное государство - это такое государство, которое состоит из ряда государств или государственных образований, на территории которого действуют федеральные и республиканские (субъектов федерации) органы власти. В научной литературе выделяют два вида федерации: административные (США, Мексика) и национальные (Югославия). Конфедерация - это временный союз суверенных государств, который образуется для совместного решения политических, экономических или военных задач, не имеющий, как правило, единых органов власти и управления, единого бюджета и гражданства. Разновидностями конфедерации являются межгосударственные союзы, содружества и сообщества государств. Вместе с тем следует отличать конфедерации от коалиций, которые представляют собой временные политические или военные союзы двух и более государств, созданных для наступательных и оборонительных целей при наличии общего противника. Политический режим как элемент формы государства
Государственно-политический режим - это элемент формы государства, характеризующий совокупность приемов, методов, способов и средств осуществления государственной власти. В научной литературе большинство авторов выделяют два вида политического режима: демократический и антидемократический. Последний, в свою очередь, подразделяется на тоталитарный, авторитарный, фашистский и др. Основными признаками демократического режима являются: · господство закона; · разделение властей; · наличие у граждан реальных политических и социальных прав и свобод и их юридическая защищенность и гарантированность;
· выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность перед избирателями, гласность; · наличие свободно формируемых политических партий; · существование оппозиции, плюрализм и др. Для антидемократического режима характерно: · господство беззакония и террора; · отсутствие политического плюрализма; · запрещение деятельности оппозиционных партий; · отсутствие демократических прав и свобод граждан; · отсутствие демократических выборов при формировании органов власти и др. Тоталитарный режим представлен в лице диктатора или хунты, прибегающих к систематическому насилию в целях сохранения своего господства. Для него характерно отсутствие для всех единой обязательной идеологии, одной господствующей партии, массовый террор. Основой фашистского режима является идеология нацизма и ярого антисемитизма, теория порабощения или полного уничтожения народов «низшей» расы. Отличительными особенностями фашизма являются сочетание репрессивных методов правления с использованием широкой демагогии по поводу защиты прав неимущих с целью введения в заблуждение широких слоев населения, опора власти на армию, полицию и другие репрессивные органы. Кроме того, в научной литературе, кроме указанных выше, выделяют и такие режимы, как деспотический; тиранический; либерально-демократический; собственно-демократический и др. Механизм государства
Механизм (аппарат) государства - это система специальных органов, с помощью которых государство осуществляет возложенные на него задачи и функции. Структурными элементами механизма государства являются государственный аппарат под которым понимается система государственных органов, наделенных властными полномочиями для осуществления государственной власти, а также государственные учреждения, предприятия и государственные служащие. Основными признаками механизма государства являются следующие: · механизм государства - это целостная система государственных органов, основанная на единстве принципов его организации и деятельности; · механизм государства состоит из особой группы людей, профессионально подготовленных и осуществляющих управление обществом на постоянной основе;
· органы государства при выполнении возложенных на них функций и задач тесно взаимодействуют между собой; · каждый элемент механизма (органы государства) обеспечивает эффективное функционирование государства в целом; · для осуществления задач и функций государства органы государства обладают необходимыми материальными, информационными, организационными средствами, включая и применение мер государственного принуждения. Основными принципами механизма государства являются: 1. Принцип разделения властей; 2. Принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата; 3. Принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата; 4. Высокий профессионализм и компетентность государственных органов, способных на высоком научном уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах населения страны: o принцип демократизма в формировании и деятельности государственных органов; o принцип законности, научности, правовых начал в деятельности всех составных частей механизма государства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|