Закон: понятие, признаки, виды
Закон - это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, выражающий государственную волю по основным вопросам общественной жизни. Закон содержит правовые нормы и является основным источником права. Закон принимается только высшим представительным органом или путем референдума, обладает высшей юридической силой и верховенством по отношению к другим источникам права, отражает волю и интересы всего общества, издается по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, принимается, изменяется и дополняется в особом законодательном порядке. В некоторых государствах законы могут приниматься не только представительными органами, но и высшими судебными инстанциями, в порядке делегированного правотворчества, на референдумах. Законы принимаются по существенным вопросам общественной жизни, в особом законодательном порядке, составляют ядро всей правовой системы государства, обусловливая структуру всей совокупности нормативно-правовых актов страны. Признаки закона: · Принимается парламентом или на референдуме. · Регулирует основные, наиболее значимые общественные отношения. · Всегда является нормативным по содержанию. · Включает максимально общие, обобщающие нормы, которые затем развиваются, конкретизируются, дополняются подзаконными нормативно-правовыми актами. · Имеет особые процедуры принятия, изменения и отмены (законодательный процесс). · Обладает верховенством в романо-германских правовых системах. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Таким образом, первичность законов, их высшая юридическая сила и особый порядок принятия являются наиболее существенными их особенностями. Изменить или отменить закон имеет право только тот орган, который его принял.
Классификация законов может иметь следующий вид: · по юридической силе (конституция, федеральные конституционные и федеральные законы); · по сфере действия (федеральные и субъектов федерации); · по субъектам законотворчества (принятые на референдуме или органами государственной власти); · по отраслевой принадлежности (конституционные, административные, гражданские); · по внешней форме выражения (конституция, кодекс, закон, устав); · по сроку действия (постоянные и временные); · по кругу лиц (распространяющие свое действие на иностранцев, граждан, лиц без гражданства); · по времени вступления в силу (непосредственно или с даты, указанной в законе). Понятие законодательства и его системы
Категорию «законодательство» можно трактовать в различных вариантах: · Законодательство – система законодательных актов, принятых законодательным (представительным) органом или непосредственно населением и действующих на территории страны. Законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, включает общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы, федеральные законы (федеральное законодательство), конституции (уставы) и законы субъектов Российской Федерации (законодательство субъектов Российской Федерации). · Законодательство в широком понимании – система нормативных правовых актов, действующих в стране, включая не только законодательные, но и подзаконные нормативные акты – указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти и т. п. · Законодательство – система нормативных актов, действующих в какой-либо отрасли и (или) регулирующих определенную сферу общественных отношений, как правило соответствует отраслям, подотраслям и институтам права гражданское законодательство, уголовное законодательство, трудовое законодательство, законодательство о банках и банковской деятельности и т.п.
· Законодательство - основная форма правотворческой деятельности. Подразумевает суверенитет народа (реализованный высшим органом государственной власти по принятию законов). Система законодательства (а под «законодательством» в контексте данной проблемы следует понимать всю совокупность нормативно-правовых актов вплоть до других официальных форм выражения права) – результат специальной деятельности полномочных органов (имеющих «право на правотворчество»), и в этом плане она может быть более совершенна или менее. В теории этот момент характеризуется как зависимость системы законодательства от субъективного фактора. Если элементами системы права являются нормы, институты, отрасли, то элементы системы законодательства – нормативно-правовые акты и составляющие их элементы (разделы, главы, статьи, пункты и др.). Выделяют также отрасли законодательства. Структура системы законодательства строится как «по вертикали» (принцип субординации), так и «по горизонтали» (принцип координации). В основе иерархии нормативно-правовых актов (вертикальная структура) всегда лежит конституция. Горизонтальное строение характеризуется наличием разветвленной системы законодательных отраслей. Своеобразием отличаются системы законодательства в федеративных государствах. Примером здесь может служить законодательство России, в состав которого входят как общефедеральное законодательство, так и законодательные подсистемы субъектов Федерации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|