Часть V. Политика и функционирование политических систем
Глава 19. Политический процесс и функционирование политической системы «Моя политика состоит в том, чтобы не иметь никакой политики». Фраза Авраама Линкольна, сказанная своему секретарю (1861)
В повседневной нашей жизни все мы думаем не столько о политике как таковой, сколько об отдельных ее направлениях, политических программах правительства и тому подобном1. При этом больше всего нас занимают результаты политического процесса, а не сам процесс. Именно по его результатам мы можем понять, как государство (правительство) воздействует на общество — улучшает ли оно нашу жизнь или, может быть, ухудшает. Но в 1960—1970-х годах в политологии сложилось направление, занимающееся как раз политическим процессом — тем, как формируется та или иная программа правительства, как она проводится в жизнь, как сделать все это более эффективным. Важно, однако, не только то, как делается политика, но и какие именно задачи она решает, как все то, что происходит внутри государства, отражается затем на обществе. Здесь приходится рассматривать уже чисто нормативные вопросы: «Для чего вообще существует государство?», «Что есть хорошая и что есть пло- СОДЕРЖАНИЕ
1 Проблематика настоящей главы в очередной раз выявляет несовпадение политологической терминологии в английском и русском языках. Речь в ней идет о том, что на английском языке называется «policy», — понятии, не совпадающем с «politics». Возможность перевести «policy» как «политика» мы имеем лишь в словосочетаниях вроде «научно-техническая политика правительства» или «политика в области образования», то есть лишь тогда, когда говорим об отдельных направлениях политики государства или правительства. Термин «policy» в главе переводился по контексту, но в основном такими понятиями, как «направление политики», «политическая программа» и т.п. (Прим. пер.)
19. Политический процесс и функционирование политической системы 489 хая политическая система?», «Что есть хорошее общество?». Речь, таким образом, идет о том, на основе каких критериев оценивать функционирование политических систем. Понятно, что ответы на эти вопросы будут зависеть от того, каких политических и идеологических позиций придерживается тот или иной теоретик. Ниже мы представим различные точки зрения на этот счет. В настоящей главе рассматриваются следующие основные вопросы. Основные вопросы > Что есть направление политики? > Как принимаются политические решения? Какие теории существовали и существуют на этот счет? > Каковы главные стадии политического процесса? > Каковы наиболее «желательные» результаты политического процесса? > Как под углом зрения этих результатов можно оценить функционирование отдельных государств и политических систем? ■ Политический процесс Понятие «политический процесс» относится к механизмам, посредством которых «делается» публичная (государственная, правительственная) политика. О выработке политики как о процессе мы говорим в двух смыслах. Во-первых, здесь имеет место связная последовательность действий или мероприятий. Эта цепочка начинается с зарождения той или иной идеи и ее первоначального оформления, продолжается ее обсуждением, анализом и оценкой и завершается принятием формальных решений с последующим их осуществлением через определенные заранее продуманные действия. Во-вторых, о выработке политики как о процессе мы говорим для того, чтобы сфокусироваться именно на механизмах принятия решений, абстрагируясь от их содержания. В первом разделе главы мы и рассмотрим, как принимаются решения, каковы различные стадии этого процесса.
Теории принятия решений Принятие политического решения или совокупности решений, или целых политических программ, безусловно, является главным моментом политического процесса. Однако как это ни покажется странным, определить, когда и почему было принято то или иное решение, не всегда просто, ибо люди и группы, малые и большие организации, демократические и авторитарные государства принимают решения по-разному. Существует несколько теорий принятия политических решений, соответственно акцентирующих в этом процессе: • рациональное начало • эмпирическое начало 490 V. Политика и функционирование политических систем 508 V. Политика и функционирование политических систем Но в этом случае правление в интересах народа вполне может обернуться чем-то вроде просвещенного деспотизма. Другая дилемма — должный баланс между индивидом и сообществом: как сделать так, чтобы усиление политических позиций гражданина не обернулось ослаблением публичной власти, и наоборот. Во всем этом скрывается множество проблем, которые на практике разрешить весьма и весьма сложно. Более того, как считают многие теоретики, именно эта проблема — вопрос о должном соотношении между индивидом и обществом — в действительности является центральной проблемой политической теории. ■ Выводы ♦ Когда мы говорим о разработке политики, мы усматриваем в этом процесс. О процессе мы в данном случае говорим в двух смыслах. Во-первых, разработка политики являет собой взаимосвязанную последовательность решений и действий правительства, — ряд стадий, проходя через которые, первоначальные намерения политиков превращаются в результаты. Во-вторых, само понятие «разработка политики» относится преимущественно к тому, каким именно образом правительство принимает решения, но не к содержанию самих решений.
♦ Решение есть своего рода акт выбора между различными вариантами. При этом, однако, на них всегда влияют те или иные факторы. Процесс принятия решений поэтому понимают по-разному. Его можно понимать в категориях рационального поведения людей, заранее имеющих в виду ту или иную цель и движущихся к этой цели; как совокупность реакций на изменяющиеся обстоятельства; в нем можно различать моменты, отражающие воздействие внешней организационной среды; он, наконец, может нести на себе отпечаток тех ценностей и убеждений, которые присущи людям, принимающим решения. ♦ В политическом процессе можно выделить четыре стадии. На первой стадии — в фазе инициирования политики — формулируются первоначальные идеи, определяется направление дальнейшего движения. На стадии формулирования политики идеи общего характера, выдвинутые ранее, превращаются в конкретные установки и детализированные программы. На стадии реализации все это так или иначе проводится в жизнь. На последней стадии — стадии оценки политики — осуществляется критический анализ полученных результатов, что может и должно служить совершенствованию политического процесса в его дальнейших циклах. ♦ В конечном итоге о политическом процессе можно судить не иначе как по его воздействию на общество. Мнения о том, на основе каких именно критериев лучше всего это делать, широко различаются. Чаще всего политическая система оценивается по тому, как она поддерживает стабильность и порядок, содействует повышению уровня жизни, обеспечивает гражданские права и расширение демократии. ■ Вопросы для обсуждения ► Можно ли сказать, что люди всегда принимают решения наиболее рациональным образом? ► Какая стадия в политическом процессе самая важная и почему? ► Какие этические и экономические дискуссии идут вокруг проблемы социального равенства? ► Можно ли говорить, что «вопрос о правах человека» перевесил «вопрос об общем благе»? ► Есть ли противоречия между принципом демократии и принципом свободы, может ли расширение демократии вести к ограничению свободы в обществе? ► Можно ли сказать, что люди всегда являются лучшими судьями в отношении собственных интересов и дел? ► Какая политическая система ближе всего подошла к идеалу «хорошего общества»?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|