На заседании цикла кинологии
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Протокол №__________ «_____»_______________2011 года. УФА 2011 г. Содержание занятия: 1. Вводная часть (10) минут: Проверка наличия личного состава, объявляет тему занятия и порядок проведения. 2. Основная часть (60) минут: Рассмотрение вопросов данной темы и конспектирование их слушателями. Заключительная часть (10) минут. Преподаватель подводит итоги занятия, отмечая положительные либо негативные моменты в действиях слушателей, указывает ошибки, отвечает на вопросы.
Контрольные вопросы, подлежащие рассмотрению на занятии: Учебный вопрос № 1 – Методика и техника работы с щенками и молодыми собаками по защитному разделу служебной кинологии. (Время - 30 минут). Роль владельца собаки, которого мы называем «дрессировщик», очень важна. Он должен вести себя так, чтобы своими действиями помогать работать щенку и облегчить задачу инструктора по его подготовке.
Учебный вопрос №2– Развитие у щенков и молодых собак добычной, охотничьей и активно-оборонительной реакций поведения. (Время - 30 минут). Развитие инстинкта добычи нужно проводить в игровой форме. Для этого нужно подготовить несколько игрушек, сейчас в зоомагазинах существует широкий выбор таких игрушек, предложить эти игрушки для ознакомление щенку, после того как он с ними ознакомиться, нужно предложить ему игру с этими игрушками, а именно, путём «оживления» игрушек, добиться что бы щенок начал их захватывать в пасть.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Е. Н. Мычко В. А. Беленький Ю. А. Журавлев М. Н. Сотская. Поведение собаки. 2. Гриценко В.В..Теоретические основания дрессировки. 3. Карен Прайор. Дрссировка собак с помощью кликера. 4. Карен Прайор. Кликер-тренинг.
5. Карен Прайор. Не рычите на собаку. 6. Джон Фишер. О чем думает ваша собака. 7. Б. Скиннер. Что такое бихевиоризм. 8. В.В. Гриценко. Воспитание собаки-защитника. 9. Хельмут Райзер. Защитная собака. 10. Андреев Л. А., Васильев В. В., Васильев М. Ф. и др. Служебное собаководство. (Руководство по подготовке специальных служебных собак.) М.: Сельхозгиз, 1944. 11. Иньков Н. М. и др. Основы служебного собаководства. М.: Сельхозгиз, 1958. 12. Арасланов Ф. С. и др. Дрессировка служебных собак. Алма-Ата: Кайнар, 1987. 13. Мак. Фарленд Д. Поведение животных: Психоэтология, этология, эволюция. М.: Мир, 1988. 14. Лобачев В. С. Словарь собаковода. М.: 1996. 15. О.В. Перепелкина Поведение собак.
Учебный вопрос. Методика и техника работы с щенками и молодыми собаками по защитному разделу служебной кинологии.
Роль дрессировщика Роль владельца собаки, которого мы называем «дрессировщик», очень важна. Он должен вести себя так, чтобы своими действиями помогать работать щенку и облегчить задачу инструктора по его подготовке. Позиция дрессировщика Дрессировщик должен находиться сзади щенка. Он должен стоять с чуть согнутыми коленями, чтобы не сдвинуться с места, когда щенок бросится и сильно натянет поводок. Дрессировщик должен голосом подбадривать щенка, чтобы тот делал хватки. Тон должен быть веселым, но не слишком громким (во всяком случае, не следует истошно кричать), Дрессировщик должен не заставлять щенка делать хватку, а сохраняя терпение, добиться того, чтобы он сам захотел этого. Дрессировщик не должен выходить из себя. Натяжение поводка На щенка надевают кожаный ошейник, а лучше – шлейку, в любом случае это не должен быть ошейник типа "удавки". К ошейнику пристегивают кожаный поводок длиной примерно в один метр. (Матерчатые или синтетические поводки менее прочные и их неудобно держать в руках.) Лучше, если начинающий дрессировщик привяжет щенка к колышку, чтобы не помешать ему своими невольными жестами. Новичок от волнения часто не замечает, что он делает.
Главный принцип - поводок должен быть прочно зафиксированным. Например, когда поводок натягивается или ослабляется, это отражается на шее щенка и сбивает его с толку. Поводок должен находиться между дрессировщиком и собакой: натяжение поводка очень важно для того, чтобы собака чувствовала себя уверенно. Поводок должен быть натянут на уровне холки щенка (если щенок маленький, то для этого дрессировщик должен присесть или пригнуться). Если же поводок опустить ниже, то он будет попадать под задние лапы щенка. Если поводок держать слишком высоко, то щенок будет "давиться" на ошейнике. Когда поводок находится на уровне холки щенка, то ему легко тянуться за тряпкой и отступать, пытаясь схватить ее, Такое положение поводка очень важно также и для будущих занятий, когда инструктору нужно будет касаться спины собаки палкой. Дрессировщик должен научиться в любой ситуации правильно держать поводок. Правильно натянутый поводок на уровне холки щенка. Неправильно натянутый поводок -слишком высоко, собака "давится. Чем подбадривать щенка Как было сказано выше, дрессировщик подбадривает щенка веселым тоном. Он должен "завести" щенка на хватку, но не переусердствовать в этом и не запугать щенка (жестами, криками). Дрессировщик должен произносить команды, принятые на соревнованиях, например "Фас", а не '' взять'', "хватай" или "тяни. Дрессировщик не должен называть своего щенка по кличке в момент его возбуждения или хватки. Кличку собаки используют в том случае, когда она должна отпустить объект, она должна быть связана с прекращением действия, поэтому в начале обучения ее не произносят. «Включение» щенка Перед "включением" щенка возбуждают. Под термином включение мы подразумеваем то, что щенок проявляет желание схватить тряпку и хорошо хватает ее. Вначале, когда щенок схватит тряпку, инструктор должен немедленно ее отпустить, чтобы щенок почувствовал себя "победителем". Пока щенок держит тряпку или же бросает ее на землю, инструктор делает вид, что хочет ее отобрать. На этой стадии инструктор подогревает у щенка "чувство собственника".
Возбуждение щенка Фаза возбуждения включает привязывание щенка к колышку (или удерживание поводка в руке, если дрессировщик готов к этому), после чего инструктор дразнит щенка тряпкой, побуждая его схватить ее и начать охранять предмет. Тряпка должна стать центром внимания щенка. Для этого инструктор все время помахивает тряпкой, сначала на расстоянии от щенка, затем, приближаясь к нему. Инструктор ни в коем случае не должен подходить к щенку в лоб (чтобы не подавить инициативы собаки). Он двигается боком, имитируя побег. Желательно, чтобы в фазе возбуждения участвовали все. Щенку полезно наблюдать за работой более опытных собак, которые уже хорошо хватают. Он попытается подражать им.
На этой стадии щенок может действовать по-разному: - испуганно лает, выгибая спину. В этом случае необходимо, чтобы инструктор сделал вид, что испугался, убегая от щенка. Это придаст щенку уверенности в себе, он почувствует, что может справиться с напугавшим его человеком; - прячется за своего хозяина. Инструктор должен отступить и приближаться к щенку очень медленно, но ни в коем случае не двигаться прямо на него; - преждевременно начинает уверенно лаять, предвосхищая ситуацию. Инструктор должен приблизиться боком, помахивая тряпкой; - выражает стремление к хватке за жгут. Дрессировщик ослабляет поводок, но так, чтобы щенок не мог достать до тряпки. Расстроившись, щенок усиливает попытки забрать тряпку назад. Нужно дать ему возможность снова схватить ее. Упражнение повторяют несколько раз, обязательно заканчивая его "победой щенка". Развитие "чувства собственника" Вот наступает момент, кода щенок бросил тряпку на землю и проявляет желание охранять ее. Дрессировщик должен постепенно натянуть поводок. Инструктор тем временем дразнит щенка, делая вид, что хочет забрать у него тряпку, тем самым "разогревая" его. Затем инструктор делает вид, что ему удалось схватить тряпку, а дрессировщик несколько подбадривая щенка, чтобы у него не пропало стремление схватить тряпку, после того как щенок завладел тряпкой дрессировщик поощряет его.
Усиление хватки Чтобы добиться от щенка более крепкой хватки, инструктор очень осторожно вытягивает тряпку то влево, то вправо. Время от времени нужно давать некоторое послабление, чтобы щенок сам начинал тянуть тряпку: это идеальный момент для того, чтобы инструктор отпустил тряпку и дал возможность щенку "победить". Тянуть тряпку необходимо вправо и влево на уровне головы щенка Дальнейшая работа над упражнением включает следующие этапы: - приучить щенка к прикосновению рук; - приучить щенка к прикосновению палки; - перейти от хватки за тряпку к хватке за жгут.
. Прекращение хватки и поощрение
Дрессировщик подтягивает щенка к себе с помощью поводка и дает команду "Дай", вынимая тряпку из пасти. Не надо требовать от щенка, чтобы он с самого начала беспрекословно отпускал тряпку. Задача на этом этапе дать понять щенку, что по команде ему придется ее отпустить. Как только щенок отпустит тряпку (но не раньше!), дрессировщик поощряет его. Внимание: щенок должен сам схватить тряпку, ее нельзя грубо запихивать к нему в пасть. Этим можно испортить ему хватку. Во время занятий надо постоянно следить, справляется ли щенок с поставленной задачей, и не продвигаться дальше, пока он правильно не усвоит упражнение Контакт со стеком, руками, переход с тряпки на матерчатый валик (жгут) . "Притравку" щенка на тряпку начинают на привязи, затем щенка отпускают для броска. Дрессировщик закрепляет у щенка "чувство собственности", затем обучает его делать прочную хватку. Далее занятия включают отработку следующих приемов: - приучение щенка к прикосновению рук инструктора, - приучение щенка к прикосновению палки (стека), - переход с тряпки на жгут, - подготовка хватки за костюм помощника.
Приучение щенка к прикосновению рук помощника.
В период отработки со щенком всех перечисленных приемов важно не забегать вперед и строго соблюдать последовательность, потому что от их усвоения зависит то, как будет работать собака в дальнейшем. Во время отработки хватки щенок должен спокойно относиться к прикосновению рук помощника и не обращать внимания на его движения (в смысле не боятся их). Это пригодится позже, когда движениями рук помощника будет угрожать собаке, а воздействие палкой станет более ощутимым. Вначале мы рекомендуем, чтобы инструктор просто гладил щенка по голове. Делается это следующим образом: как только собака выполнит хватку, инструктор, удерживая тряпку одной рукой, другой рукой кладет на землю палку и гладит собаку освободившейся рукой по голове, потянув при этом тряпку на себя. Таким образом, движения помощника будут не страшны для щенка, потому что для него они будут связаны с приятными ощущениями. У щенка разовьется чувство доверия к помощнику или индифферентное отношение ко всему, не имеющему отношения к хватке.
Во время хватки щенок будет спокойно воспринимать движения рук инструктора и почувствует себя увереннее. В дальнейшем собака сможет правильно вести себя на соревнованиях, когда инструктор будет ей оказывать сопротивление. После того, как этот этап будет успешно пройден, я рекомендую поработать над укреплением хватки щенка. Для этого в конце каждой хватки инструктор должен сделать вид, что пытается открыть пасть щенка руками и забрать у него тряпку. Важно, чтобы инструктор не забирал тряпку по-настоящему, а только пытался сделать это, тогда щенок, не желая расстаться с тряпкой, крепче вцепится за нее. Инструктор должен дать щенку возможность "победить": чем энергичнее ведет себя щенок, тем крепче становится его хватка.
Приучение щенка к палке (стеку ). Если щенок привык к прикосновению рук инструктора и их движениям, если он знаком со звуками ударов палкой на расстоянии, то он будет увлечен единственной целью - завладеть тряпкой. Только на этой стадии подготовки щенка есть смысл переходить к занятиям с палкой. Когда щенок выполняет хватку, инструктор выбирает момент, чтобы широким движением сбоку слегка коснуться палкой его спины. В момент касания палкой спины щенка необходимо натянуть тряпку или пошевелить ею, чтобы сконцентрировать на ней внимание собаки. Вообще усиление натяжения тряпки очень полезно в каждом случае, когда необходимо ввести новую, более сложную задачу в процесс обучения. Работа с папкой включает в себя следующие фазы: - Касание палкой спины собаки. - Смена руки: собака должна привыкнуть к тому, что палка может быть в любой руке, потому что в дальнейшем на соревнованиях ей, возможно, придется работать с инструктором-левшой. - Удары палкой о землю (в начале обучения палкой не задевают лап собаки): собака не должна забывать о существовании палки, кроме того, она должна привыкнуть к ней, чтобы суметь беспрепятственно продолжить работу на том этапе, когда инструктор начнет применять палку в качестве угрозы. Далее в работе с палкой собаку приучают к тому, что инструктор наклоняется перед ней и ударяет палкой о землю. Каждый раз, добиваясь от собаки чего-то нового, не следует забывать и о старом, периодически возвращаясь назад и повторяя. пройденное. Повторение более простых приемов необходимо для того, чтобы собака чувствовала себя увереннее в работе. После того, как собака хорошо начнет работать с палкой, хватку можно начинать отрабатывать на жгуте.
Переход с тряпки на жгут. Тряпку сворачивают так, чтобы она по форме напоминала жгут. Затем инструктор вместо тряпки дает щенку жгут, который должен быть достаточно мягким. Вначале работа строится по тому же принципу, что и с тряпкой. Чем прочнее закреплены у щенка навыки во время предыдущих фаз обучения, тем увереннее он будет работать со жгутом. Во время занятий со жгутом также добиваются крепкой хватки, постепенно включая воздействие рук и палки. Постепенно инструктор действует палкой все более ощутимо: касание спины палкой усиливается, угроза становится все более явной. Чтобы закрепить достигнутое, вводят новые раздражители: на земле раскладывают различные предметы - пустые канистры, бумажные пакеты, пластиковые бутылки со щебнем, автомобильные покрышки и прочее, а собаку подводят так, чтобы все это оказалось перед ней. Помощник дает собаке схватить жгут, все время двигая им, одновременно задевая ногой разложенные перед собакой предметы. Постепенно собака привыкнет не обращать внимания на посторонний шум и будет производить хватку, невзирая на возникшие перед ней препятствия. Чтобы подготовить собаку к хватке за костюм, инструктор вынуждает ее повернуть голову для совершения хватки. Для этого он удерживает жгут за концы: один конец он прижимает правой ногой, другой берет левой рукой (затем положение меняет - левая нога, правая рука). Вначале помощник держит жгут под наклоном, чтобы собаке было легче схватить его, затем, постепенно, он его поднимает, вплоть до вертикального положения, при котором жгут становится как бы продолжением его ноги. Щенку ничего не остается делать, как повернуть голову так, чтобы было удобнее удерживать жгут. Во время каждой хватки необходимо следить за тем, чтобы она была прочной, как слева, так и справа. Ритм усвоения приемов зависит от индивидуальных и породных особенностей каждой собаки. Как только станет ясно, что собака работает правильно, необходимо постепенно переходить на все более жесткий жгут, чтобы подготовить ее к хватке по костюму. Занятия с тряпкой и жгутом должны быть всегда привлекательны для щенка. Уроки не должны быть слишком продолжительными, лучше заниматься в группе, чтобы щенки подзадоривали друг друга. После занятия следует сразу же уйти с площадки, отпустить щенка отдохнуть, а затем посадить его в машину. Во время обучения необходимо следить за тем, чтобы щенок работал все более уверенно. Инструктор должен очень хорошо чувствовать, с какой силой воздействовать на щенка, чтобы не сорвать его. Например, если помощник наносит удары палкой вблизи лап щенка, он не должен на этом этапе касаться их. Конечно, большинство собак касание палкой лап не смутит, но нельзя забывать, что некоторых такие преждевременные действия могут испугать. Помощнику придется тогда потратить время на устранение нежелательной реакции собаки по причине совершенной им ошибки, вместо того, чтобы, может, и медленно, но верно продвигаться дальше по плану. Дальнейшие занятия можно посвящать отработке хватки по костюму.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|