Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Методы познания в юридической психологии




Каждой науке присущи предмет и соответствующие ему методы науч­ного исследования, к которым предъявляются следующие требования. Во-первых, изучаемое явление должно быть исследовано в своем раз­витии и в связи с окружающей средой, во взаимосвязи с другими системами. Во-вторых, научное исследование должно быть объективно. Это означает, что исследователь ничего не должен в ходе исследований привносить от себя как в процессе наблюдения, так и в формировании конечных выводов.

По целям исследования методы юридической психологии делятся на три группы:

1. Методы научного исследования. С помощью них изучаются психи­ческие закономерности человеческих отношений, регулируемых норма­ми права, а также разрабатываются научно обоснованные рекомендации для практических работников, занимающихся работой по борьбе или предупреждению преступности.

2. Методы психологического воздействия на личность. Они осуществля­ются должностными лицами, ведущими борьбу с преступностью. Эти методы преследуют цели предупреждения преступной деятельности, раскрытия преступления и выявления его причин, перевоспитания пре­ступников, приспособления их к условиям нормального существования в нормальной социальной среде. Данные методы, помимо их уголовно-процессуальной регламентации, основаны на научных методах психо­логии и тесно связаны с криминологией, криминалистикой, исправи­тельно-трудовой педагогикой и т. д.

3. Методы судебно-психологической экспертизы. Целью этих методов является наиболее полное и объективное исследование, проводимое экспертом-психологом по постановлению следственных или судебных органов. Диапазон применяемых в этом исследовании методов ограни­чен требованиями законодательства, регламентирующего производство экспертизы.

К своеобразным методам юридической психологии относится психо­логический анализ уголовного дела. Актуальным является и метод психоанализа, который способствует более глубокому и всестороннему исследованию личности, в особенности сферы подсознания.

Применительно к способам исследования судебная психология рас­полагает следующими методами:

Метод наблюдения. Ценность его заключается в том, что в процессе исследования не нарушается обычный ход деятельности человека. Для получения объективных результатов необходимо соблюдать ряд условий: 1) определить заранее, какие закономерности наблюдения нас интересуют; 2) составить программу наблюдения; 3) правильно фиксировать результаты исследования; 4) определить место самого наблюдаю­щего и его роль в среде изучаемых лиц. Для регистрации результатов наблюдения могут быть использованы технические средства, в первую очередь записи речи наблюдаемого на магнитофонную пленку. В от­дельных случаях полезно применять фотосъемку и киносъемку. В ус­ловиях предварительного следствия технические средства могут быть применимы только в рамках процессуального закона.

Наблюдение может проводиться не только исследователем-психоло­гом, но любым должностным лицом, которому необходимо получить соответствующую информацию для использования данных ее анализа в борьбе с преступностью. Большее значение для получения информа­ции о возможной причастности допрашиваемого к событию преступле­ния может иметь наблюдение за мимикой и жестами этого лица. А что­бы избежать предвзятой субъективной оценки результатов такого на­блюдения, оно должно вестись строго объективно, с регистрацией всех фактов, полученных при наблюдении и при достаточной научной ин­терпретации результатов наблюдения.

Анкетный метод. Этот метод характеризуется однородностью вопро­сов, которые задаются относительно большой группе лиц для получения количественного материала об интересующих исследователя фактах. Этот материал подвергается статистической обработке и анализу, В об­ласти юридической психологии анкетный метод получил распростране­ние при исследовании механизма образования преступного умысла. В настоящее время анкетный метод начал применяться практически­ми работниками для исследования некоторых аспектов причин пре­ступности.

Параллельно с анкетированием применяется «автомат общественного мнения».

Главное достоинство этого метода — его полная анонимность. Благо­даря этому на целый ряд «критических» вопросов испытуемые дают автомату иные ответы, нежели в анкетах.

Метод интервью (беседы). Как вспомогательный метод активно ис­пользуется в самом начале исследования с целью общей ориентировки и создания рабочей гипотезы. Его применение характерно при иссле­довании личности на предварительном следствии. Свободная, не­принужденная беседа, в ходе которой следователь изучает основные особенности личности собеседника, вырабатывает индивидуальный подход и вступает в контакт с допрашиваемым; такая беседа часто предшествует основной части допроса и достижению его главной це­ли — получению объективной и полной информации о событии пре­ступления. При подготовке к беседе следует большое внимание уделять формулировке вопросов, которые должны быть краткими, конкретны­ми и понятными.

Метод эксперимента. При использовании этого метода эксперимен­татор изучает зависимость особенностей психических процессов от осо­бенностей действующих на испытуемого внешних стимулов. Экспери­мент строится таким образом, чтобы внешняя стимуляция изменялась по строго определенной программе. Отличие эксперимента от наблюде­ния заключается в том, что при наблюдении исследователь должен ожидать наступления того или иного психического явления, а при эксперименте он может с помощью изменения внешний ситуации пред­намеренно вызвать нужный психический процесс. В практике судебно-психологических исследований получили распространение лаборатор­ный и естественный эксперименты.

Лабораторный эксперимент в основном распространен в научных исследованиях, а также при проведении судебно-психологической экс­пертизы. К недостатком лабораторного эксперимента следует отнести трудность использовании техники в условиях практической деятельнос­ти правоохранительных органов, а также отличие протекания психичес­ких процессов в лабораторных условиях от их протекания в обычных условиях. Эти недостатки и преодолеваются при использовании метода естественного эксперимента.

В целом системный подход в сочетании с различными методами психологии и юриспруденции позволяет достаточно глубоко проанали­зировать взаимодействие и выявить основные психологические закономерности процесса деятельности, структуры личности и системы правовых норм, дать точное описание этого взаимодействия с учетом всех участвующих элементов.

 

Тема 3. Основные этапы развития научного знания вюридической психологии

 

Несмотря на то, что юридическая психология — одна из сравнительно молодых отраслей психологии, применение психологического знания в целях обеспечения правосудия и других направлений правоохранитель­ной деятельности берет начало в глубокой древности. Испытания участ­ников процесса, носившие порой мистический характер, но в значитель­ной мере синтезировавшие эмпирический опыт многих поколений, имели место уже в античном и средневековом уголовном процессе. Они базировались на применении знаний психологии человека, ее различных проявлений в момент испытаний. Правда, и в античном, и в средневеко­вом процессе основным доказательством было личное признание подо­зреваемого. Это признание, как основное доказательство, добывалось любыми путями, в том числе использованием пыток, истязаний. Наряду с физическими применялись и нравственные пытки, в основе которых лежали обобщенные эмпирические данные, бытовая психология,

Чтобы заставить человека давать показания, специально создавалась шоковая ситуация, обстановка, провоцирующая к выражению чувств, отношения к расследуемому событию. Например, подозреваемого не­ожиданно для него вводили в слабоосвещенную комнату, где лежал труп убитого, и там подозреваемого увещали сказать правду, рассчитывая, что потрясенный виновник выдаст себя.

На смену феодальному средневековому розыскному процессу прихо­дит буржуазный состязательный процесс со свойственной ему гласнос­тью и устностью. Важное значение приобретают свидетельские показа­ния и данные о личности подсудимого, потерпевшего истца и ответчика. Безусловно, и здесь для правильной оценки показаний заинтересован­ных лиц появляется потребность привлечения и использования психо­логического знания.

В России о необходимости учитывать психологию преступников вы­сказывался И.Т. Посошков, предлагавший в «Книге о скудности и бо­гатстве» различные способы допроса обвиняемых и свидетелей. Он объяснял, как детализировать показания лжесвидетелей, чтобы полу­чить обширный материал для их изобличения, рекомендовал классифи­цировать преступников во избежание вредного влияния худших на менее испорченных.

Князь М.М. Щербатов, историк и философ, автор «Истории россий­ской с давних времен», указывал на необходимость знания законода­телем «человеческого сердца» и создания законов с учетом психологии народа. Он один из первых поднял вопрос о возможности досрочного освобождения исправившегося преступника и необходимости привле­кать содержащихся в тюрьмах к работам.

В.Ф. Ушаков в трактате «О праве и цели наказания» раскрывал психо­логические условия воздействия на преступника наказания. Главным он считал приведение преступника к раскаянию.

Распространение идеи исправления и перевоспитания преступника привело к обращению права и психологии для научного обоснования этих проблем, над которыми в начале XIX века в России работали П.Д. Лодий, В.К. Елпатьевский, Г.С. Гордиенко, Х.Р. Штельцер и дру­гие ученые.

Однако общая психология, носившая в то время умозрительный ха­рактер, не могла в тот период даже в союзе с уголовным правом разработать достаточно научные критерии и методы изучения челове­ческой личности.

Значительное количество работ, посвященных юридической психо­логии, появилось в России в конце XIX столетия. Это работы И.С.Баршева «Взгляд на науку уголовного законоведения», К.Я. Яневич-Яновского «Мысли об уголовной юстиции с точки зрения психо­логии и физиологии», А.У.Фрезе «Очерк судебной психологии», Л.Е.Владимирова «Психические особенности преступников по новей­шим исследованиям» и некоторые другие. В указанных работах выска­зывались идеи чисто прагматического исследования психологических знаний в конкретной деятельности судебных и следственных органов.

Конец XIX и начало XX столетия в России связаны с интенсивным развитием психологии и психиатрии и ряда правовых дисциплин. Многие ученые, представлявшие эти науки в тот период, занимали прогрессивные позиции (И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков, В.П.Сербский, А.Ф.Кони и другие). В результате активной разработки проблем психологии, психиатрии и права возникла необходимость в оформлении юридической, психологии как самостоятельной научной дисциплины. П.И. Ковалевский в 1899 году поставил вопрос о разделе­нии психопатологии и юридической психологии и введении этих наук в курс юридического образования.

В начале XX столетия в теории и на практике все большее значение приобретали экспериментальные исследования в юридической психо­логии. Значительное количество работ этого периода посвящено акту­альной проблеме психологии свидетельских показаний. Это работы И.Н. Холчева, Г.Р. Португалова, Е.М. Кумешера и др. В этот же период времени значительнее количество работ было посвящено исследованию психологии личности преступника. Это работы Л.Е. Владимирова, Г.С.Фельдштейна, М.Н.Гернета и других.

Значительный вклад в развитие юридической психологии в дорево­люционный период внес ученый и практик А.Ф. Кони. Его труды, где рассматриваются вопросы юридической психологии, качественно от­личаются от трудов других авторов тем, что, обобщив свой громадный опыт, он подходит к оценке каждого явления с точки зрения его при­меняемости в практической деятельности юриста. Большое внимание А.Ф. Кони уделял психологии судебной деятельности, психологии сви­детелей, потерпевших и их показаниям. Он считал, что для того, чтобы занимать судейское кресло, необходимо обладать чертами характера, позволяющими противостоять нажиму, просьбам, давлению окружения, голосу «общественного пристрастия», маскирующемуся под голос «об­щественного мнения», и др.

Разрешение методологических проблем в юридической психологии продолжалось после установления Советской власти. Изучалась про­блема применения психологического знания в дознании, предваритель­ном следствии и суде. В доказательственном праве новой системы правосудия экспертиза, в том числе и психологическая, заняла первое место. Интенсивные исследования в тот период проводились психоло­гом А.Р. Лурия. Им изучались возможности применения методов экспе­риментальной психологии для расследования преступлений. Значитель­ный вклад в развитие юридической психологии того времени внесли В.М. Бехтерев и А.Ф. Кони.

Прикладные судебно-психологические исследования в 20—30-е годы носили многопрофильный характер, их объектом были психологические предпосылки преступлений, быт и психология различных групп пре­ступников, психология свидетельских показаний, судебно-психологи­ческая экспертиза, психология заключенных, психология несовершен­нолетних преступников.

Разрабатывал вопросы юридической психологии и известный русский и советский ученый, профессор Московского университета С.В. Познышев. Его книга «Криминальная психология. Преступные типы» стала итогом осуществленных исследований личности преступника, причин преступлений, совершенных отдельными лицами.

Ошибки и болезни роста психологии, криминологии для такой моло­дой сферы научного знания, как юридическая психология, были неиз­бежны, но преодолимы. Однако на рубеже 30-х годов в нашей стране произошли значительные политические перемены, которые помешали дальнейшему позитивному развитию юридической психологии. Начался отход от ленинских принципов в государственной, политической и на­учной жизни. Сокрушительный удар был нанесен и по материнской для юридической психологии науке — психологии. Были закрыты или реорганизованы психологические научно-исследовательские учреждения, прекращена разработка психологических проблем в социальной сфере, на производстве, в управлении и т. д. Психология была фактически подчинена педагогике и находилась в таком состоянии около тридцати лет. Понятно, что в этот период никакие психологические исследования на стыке с юриспруденцией не велись и вестись не могли.

Психологов изолировали от вопросов следственной и судебной де­ятельности. Их изгнали даже из криминалистики, которая в предшест­вующие полвека развивалась с помощью психологии. Чтобы оправиться после ударов, нанесенных по психологии и криминологии в 30-е годы, мало было последующих тридцати лет, необходимо было изменение социальных условий, политической и идеологической обстановки в стране.

Это произошло только в начале 60-х годов. Тогда и возникла необ­ходимость развития социальных наук, прежде всего психологии, социо­логии, и не ради их самих, а для анализа и оценки происходящих в стране процессов. В 1964 году было принято специальное Постановле­ние ЦК КПСС «О дальнейшем развитии юридической науки и улучше­нии юридического образования в стране», в соответствии с которым уже в следующем учебном году в программу подготовки юристов в высших учебных заведениях был введен курс «Психология (общая и судебная)». Были развернуты прикладные психологические исследования для обес­печения целей правоохранительной, правоприменительной и профи­лактической деятельности.

Исследования отечественных специалистов в области юридической психологии за последние 30 лет имеют широкий диапазон. Это не только проблемы использования судебно-психологической экспертизы, психологии дознания и следствия, психологические проблемы профи­лактики правонарушений, но и вопросы психологии личности правона­рушителя, психологии судопроизводства, правомерного поведения и др.

Происходящая в нашей стране перестройка послужила стимулом дальнейшего развития всех наук, в том числе и юридической психо­логии. Позитивные изменения наблюдаются в плане организации науч­ных исследований. Указанные процессы свидетельствуют о выходе юри­дической психологии на новый, третий этап развития, который продол­жается в настоящее время.

Возникновение и развитие новой отрасли психологической или ка­кой-либо другой науки вызываются объективными причинами: с одной стороны, «саморазвитием» научного знания, с другой — социальным заказом, то есть заказом практики. Для получения статуса науки отрасль знания должна иметь специфические предмет и методы исследования, понятийный аппарат, систему, структуру и задачи. При этом предмет науки является производным, связанным с объектом исследования.

Предмет науки неразрывно связан с объектом, они имеют схожие черты. Основное структурное отличие предмета от объекта заключается в том, что в предмет входят лишь главные, наиболее существенные свойства и признаки. Объект — это выделенная часть объективной реальности, которую можно осознать как существующую материально или идеально. Предмет — это познаваемая, исследованная и исследу­емая часть объекта.

Объектом психологической науки выступает психика как свойство высокоорганизованной материи, являющейся особой формой отраже­ния субъектом объективной реальности, построения неотчуждаемой картины мира, саморегуляции на этой основе поведения и деятельности.

В науке, в том числе и в психологии, наблюдается смешивание объекта и предмета познания и науки, употребление этих терминов как синонимов. В определенном смысле это связано с буквальным переводом термина «объект» (от лат. objectus — предмет). Представляется, что такой подход недостаточно совершенен. Познавательные отношения субъекта к объекту возникают как производственные от предметно-практической деятельности. Объект не тождествен объективному миру. Последний становится объектом лишь в связи с той ролью, которую он начинает играть в жизни общества. Иными словами, объектом познания становится лишь существующая независимо от человека часть объектив­ной действительности, которая включается в человеческую деятель­ность, осваивается субъектом предметно-практически и познавательно.

Исследование предмета юридической психологии представляется не­обходимым начать с предмета обшей психологии. А.Н. Леонтьев в оп­ределении предмета психологии исходил из ее эмпирической основы — явления отражения действительности. Предметом психологии, по А.Н. Леонтьеву, выступают порождение, функционирование и строение психического отражения реальности, опосредствующее жизнь индиви­дов, или отражение реальности в процессах деятельности индивидов. А.Р, Лурия предметом психологии считал психическую деятельность человека, ее законы.

К.К. Платонов и Г.Г. Голубев указывают, что предметом психологии является психика как отражение мозгом реальной действительности.

Основные учебники психологии для вузов трактуют предмет психо­логии как закономерности возникновения, развития и проявления пси­хики вообще и сознания человека - конкретно-исторической личности в частности или психологические факты, закономерности и механиз­мы психики. Этот ряд можно продолжать.

При определении предмета общей психологии как теоретической для всех психологических наук отрасли отмечается много проблем, но их количество значительно возрастает при определении предмета познания в отраслевых психологических науках. Они также базируются на до­минирующих в психологии теориях - деятельности, общения отраже­ния, личности или системного подхода.

Однако определение предмета отраслевых психологических наук воз­никших и развивающихся на стыках с другими науками, невозможно без учета предметов этих наук. Например, при определении предмета юри­дической психологии необходимо учитывать и предмет юриспруденции.

Предмет юридической психологии - явление комплексное, т. е. име­ется в виду комплексность не только процесса или технологии познания в этой сфере, но и самого предмета познания. Для анализа этой про­блемы необходимо хотя бы кратко рассмотреть существующие в юриди­ческой психологии подходы к определению предмета этой науки. Ведь от определения предмета в прямой зависимости находится весь последу­ющий процесс изложения курса юридической психологии.

А.Р. Ратинов в первых своих работах указывал, что предметом судеб­ной психологии выступают психические явления, связанные с участием в уголовном производстве, закономерности человеческой психики. При осуществлении производства по делу и выполнении различных функций в уголовном процессе предметом правовой психологии являются пси­хологические закономерности общественных отношений урегулированных правом. В работах последнего времени А.Р. Ратинов в качестве предмета юридической психологии выделяет психические явления, ме­ханизмы, закономерности, связанные с возникновением, изменением, исполнением, нарушением и применением права.

Другой из основоположников юридической психологии - А.В. Дулов отмечал, что предметом любой науки всегда является изучение опреде­ленной группы закономерностей. В соответствии с этим, предметом психологической науки является изучение закономерностей возникновения, развития и проявления психологических явлений, закономернос­тей формирования психических свойств человека. Прикладные отрасли психологической науки, к которой относится и юридическая психо­логия (в терминологии А.В. Дулова - судебная психология), призваны конкретизировать, углублять общие закономерности психологической науки применительно к определенным видам деятельности человека. Предметом судебной психологии, по мнению этого автора, являются особенности развития и проявления психических закономерностей, свя­занных с процессом деятельности по осуществлению правосудия.

Третий теоретик в области юридической психологии — В.Л. Васильев полагает, что предмет юридической психологии составляют психичес­кие закономерности деятельности и личности человека в области право­вых отношений. Это определение связано с попыткой объединить в рамках юридической психологии два доминирующих в советской психологии подхода: «деятельностный», разработанный московской школой психологии, и «личностный», утвержденный ленинградской школой. Однако к середине 80-х годов на первый план стал выходить «системный» подход, культивируемый в академической психологичес­кой науке. В связи с этим в последнее время в качестве предмета юридической психологии В.Л. Васильев выделяет психологические ос­новы личности и деятельности в условиях правового регулирования, систему «человек — право». Главным звеном в этой системе является человек или личность как субъект деятельности.

Представляются правильными, по мнению автора, рассуждения Столяренко А.М. об органической связи всей сферы права с психологией и невозможности укрепить правопорядок, бороться с преступлениями, не считаясь с психологическими факторами, ибо любой закон живет и действует лишь тогда, когда люди его понимают, хотят и могут выполнить. Этот же автор отмечает, что поскольку юридическая психо­логия - «пограничная область науки», то она должна в «юридической» части понимать предмет так, как понимает свой предмет юридическая наука, а в «психологической» части - так, как понимает свой предмет психологическая наука. Соображения о двойственном подходе к пред­мету юридической психологии весьма интересны и совпадают с нашим мнением. Мы считаем, что предмет юридической психологии — это не сумма предметов психологии и юриспруденции, т.е. не психические явления, процессы, состояния плюс государственно-правовые явления, не отдельные фрагменты действительности в психологическом окрасе, а психология государственно-правовых явлений как целостность, в ко­торой нельзя механически отделить психологическое от юридического, а возможно лишь выделение психологической и юридической подси­стем, находящихся в движении, развитии, непрерывной связи. В эту своеобразную совокупность включаются или в перспективе включатся психология личности в праве, психология правового поведения, психо­логия деятельности юридических органов и полномочных лии, наделен­ных правами и обязанностями, личность юриста и др. В то же время в предмете с помощью системного подхода можно выделить психологи­ческие составляющие — процессы, состояние, явления, деятельность, поведение личности, общение и т, д. или юридические — правоспособ­ность, дееспособность, вменяемость, вину, умысел, мотив и т. п.

Исходя из единства, взаимосвязи объекта, предмета и методов науки, к задачам юридической психологии можно отнести:

1. Исследование структурных элементов предмета этой науки: лич­ности юриста, его деятельности, правомерного и противоправного пове­дения, личности законопослушного человека и правонарушителя, пси­хологии социально-правовой ресоциализации правонарушителя (в том числе и в ИТУ), психологических особенностей юридической проце­дуры и профилактики правонарушений.

2. Изучение методологических и теоретических ее основ, разработка методики и методов теоретических и прикладных исследований, адаптирование для целей юридической психологии методик и методов, разра­ботанных в других науках, в том числе и в отраслевых психологических.

3. Разработка практических рекомендаций для юристов-практиков по осуществлению ими правоприменительной, правоохранительной и правотворческой функций, совершенствованию и улучшению их собствен­ной работы, стимулирование совместной деятельности, разработка ме­тодики профориентации, профотбора, профконсультации юристов, профессиограмм и психограмм юридических профессий и др.

4. Теоретическое и методическое обеспечение учебной дисциплины «Юридическая психология» и связанных с нею спецкурсов.

5. Обеспечение практики специальным психологическим знанием, разработки теории и методики судебно-психологической экспертизы, психологической консультации и т. д.

Исследуя проблему предмета, задач и системы юридической психо­логии, мы исходим из принципиального положения, что психологичес­кие закономерности в области правоприменительной деятельности де­лятся на две большие категории: деятельность правопослушную и де­ятельность, связанную с теми или иными правонарушениями. Этими методологическими предпосылками, а также принципом иерархии определяется построение системы юридической психологии, в которой последовательно анализируются психологические закономерности в сфере правопослушного поведения и в сфере социальной патологии.

В Общей части юридической психологии излагаются предмет, ис­тория, система, принципы, методы и связь ее с другими научными дисциплинами, а также основы общей и социальной психологии.

Особенная часть юридической психологии, которую часто называют судебной психологией, состоит из следующих разделов: правовая психо­логия, криминальная психология, психология потерпевшего, психо­логия правонарушений несовершеннолетних, психология предваритель­ного расследования, психология судебного процесса, судебно-психологическая экспертиза и исправительная (пенитенциарная) психология. Юридическая психология — это самостоятельная психологическая дис­циплина, изучающая человека во всей полноте.

Следует отметить, что наряду с развитием криминальной психологии, психологии правонарушения, а также психологии потерпевшего, психо­логии предварительного расследования и других проблем, входящих в структуру Особенной части юридической психологии, за последние годы в нашей стране получили развитие исследования психологии юри­дического труда, в частности отдельных ее сторон, профессиограмм юридических профессий, профессионального отбора и профессиональ­ной ориентации в области юриспруденции.

В заключение нам следует отметить, что для оптимизации правоох­ранительной деятельности необходимы: с одной стороны, подробное описание всех сторон этой сложной профессиональной деятельности, личностных качеств и навыков, и с другой - научно обоснованные рекомендации о соответствии конкретной человеческой личности объ­ективным требованиям, предъявляемым к профессии юристов по мето­дике подбора и расстановки юридических кадров.

 

Тема 4. Психология личности

В реальной жизни психика человека существенно обличается от пси­хики даже высокоорганизованных животных тем, что она в большинстве своих проявлений осознанна. Все те формы отражения и психические явления, которые свойственны и человеку и животному, у человека значительно усложнены, составляют единство с сознанием, носят под­чиненный характер. Отметим, что даже безусловно-рефлекторный акт у человека является способом и своеобразным механизмом осуществле­ния сознательного действия, у животных же такой акт может войти в состав только более или менее сложного инстинктивного действия.

Сознание — это высшая форма отражения объективной действитель­ности, свойственная только человеку. Оно представляет собой единство всех форм познания человека, его переживаний и отношений к тому, что он отражает. Ощущение, память, мышление, мечта, склонность, настой­чивость, принципиальность и все другие психические процессы, состоя­ния и свойства человека — это различные проявления его сознания.

Правильное понимание сущности сознания возможно только с позиций диалектико-материалистической методологии. Сознание — это специфическая форма жизнедеятельности человека, продукт его взаи­моотношений с объективной действительностью. Говоря другими сло­вами, в течение жизни на каждого человека воздействуют предметы и явления, события и другие люди, составляющие окружающий его мир. Но и человек, подвергаясь влияниям внешнего мира, так или иначе воздействует на него: что-то использует для удовлетворения своих по­требностей, от каких-то влияний стремится уклониться и т. д.

Так в общем виде осуществляется взаимоотношение между окружаю­щим миром и человеком. Но это еще далеко не полностью характеризует человека и его сознание. Человек не только определенным образом относится к объективной действительности. В отличие от животного он избирательно относится и к своей жизнедеятельности, то есть к своему собственному отношению, объективно направленному на окружающий мир. Это и есть показатель того, что жизнедеятельность человека явля­ется сознательной.

Чем же объясняется наличие такой сложной специфически челове­ческой системы отношений, порождающей сознание человека? Ответ на этот вопрос раскрывают законы исторического развития человеческого общества и сознания отдельного человека, личности.

Отметим, что носителем сознания является личность. Но что следует понимать под личностью? Личность - это человек в единстве всех его социально-психологических качеств и сил, направляющих его практическую деятельность. Деятельность — это взаимодействие конкретного человека с объективной действительностью, в процессе которого он сознательно и активно стремится к достижению поставленных целей. Следует, однако, иметь в виду, что личность не должна противопостав­ляться обществу, как бы индивидуально ни проявлялись ее особенности. Представитель человеческого рода личностью, то есть сознательным существом, активно преобразующим действительность, становится толь­ко под влиянием общества, деятельности и общения с другими людьми.

Структура сознания — это единство элементов целого и их связей. Для структурного анализа сознания поэтому необходимо выявить все его элементы, их взаимообусловленность между собой и связь с целым, которым и является сознание.

Сознание (как уже было сказано) — это высшая форма психического отражения действительности, развивающаяся на основе более простых форм и включающая их в себя. Все формы психического отражения являются частями целого, которое входит в структуру сознания челове­ка. Значит, три категории психических явлений (психические процессы, состояния и свойства личности) также входят в структуру индивидуаль­ного сознания. Этот факт и обуславливает общие качества сознания, которые называют его динамичностью и константностью, взаимодействие которых и определяет диалектику сознания личности.

Константность сознания — это относительная его неизменчивость, устойчивость и, главное, преемственность, определенная памятью. Как правило, «мое сознание» сегодня — это во многом то же сознание, что и вчера. Константность сознания обусловливается психическими состояниями и особенно свойствами личности. Динамичность же сознания — это его изменяемость, развиваемость, обусловливаемая кратков­ременными и быстро сменяющимися психическими процессами, которые могут закрепляться в состояниях и в изменении свойств личности.

Следует, однако, отметить, что каждый акт сознания как целостный, константный и ограниченный в течение этого длительного и динамичного потока сознания всегда содержит в себе три компонента: познание, переживание и отношение. Каждый из этих элементов в различных актах сознания может играть определенную роль. Однако сущность сознания в том и заключается, что все эти три момента всегда сплавлены в любом психическом акте в их неразрывном единстве. Так, познание — это процесс приобретения в ходе общественно-практической деятель­ности истинных знаний об объективном мире. Познание есть отражение человеком природы. Элементарной формой познания является ощуще­ние, высшей — творческое мышление. Уже сами слова «познание» и «сознание» показывают их связь между собой и со знанием.

Знания — это целостная и систематизированная совокупность понятий, усвоенных человеком. Их физиологическими механизмами является де­ятельность второй сигнальной системы. Психологически в основе знаний лежат мышление и память. Но знания человека включают в себя и первосигнальные ощущения, свойственные и животным. Последние лежат в основе процесса узнавания, свойственного и человеку, хотя и приобретающего у него более сложную форму и тесную связь с усвоением.

Отметим, что усвоение — это психическое явление, в структуру которого входят понимание, запоминание и возможность активного использования определенных сведений, включаемых в систему понятий. Переживание — это одна из форм, один из компонентов сознания, не содержащий образа отражаемого или мыслей о нем, а отражающий реальный мир в форме удовольствия или неудовольствия (сострадания), напряжения или разрешения, возбуждения или успокоения. Эти три пары переживаний обычно рассматривают как простейшие эмоции, которые входят в более сложные эмоции и чувства.

Отношение — (последний) компонент акта сознания; в нем проявля­ется активность последнего и его обратная связь с отражаемым миром. Сознание — это не только отражение, но и отношение человека к ок­ружающему; при этом отражение и отношение не внеположны. Само отражение включает отношение к отражаемым явлениям. Теснее всего отношения связаны с эмоциями и чувствами; наиболее отчетливо они проявляются в волевых актах.

Следует отметить, однако, что отношения еще бывают и объективно существующими. Отражением этих реальных объективных отношений являются субъективные, психические отношения людей, изучаемые психологией. Никаких субъективных психических отношений, которые не являлись бы отражением объективных отношений, нет. Но личность в силу избирательности общения всегда в соответствии со своими особенностями несколько видоизменяет отражаемые отношения. Следовательно, необходимо четко различать две формы отношений, называя первую объективными отношениями, а втору

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...