Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 14. Психология следователя и предварительного расследования. Психологические особенности расследования преступлений




Установлению истины по конкретному уголовному делу способствует предварительное следствие, которое проводит следователь. Деятельность следователя имеет ряд особенностей:

процессуальная регламентированность средств и сроков предварительного следствия;

практические навыки;

противодействие в ходе следствия заинтересованных лиц и т.п.

Многие следователи заблуждаются в своем профессиональном предназначении, считая, что они должны заниматься сбором только отягчающих вину обстоятельств; это приводит к их профессиональной деформации. Служебными обязанностями следователя являются не установление обвинительной позиции по делу или, наоборот, функций зашиты, а установление истины по делу в процессе его расследования. Неслучайно закон запрещает под страхом уголовного наказания домогаться показаний обвиняемого путем насилия и угроз.

Повышенная психическая напряженность деятельности предъявляет ряд требований к качествам психики следователя:

сенситивность — повышенную нервно-психическую чувствительность к различным факторам внешнего воздействия;

эмоциональная устойчивость;

пониженный уровень тревожности, т.е, умеренная эмоциональная возбудимость в экстремальных ситуациях;

сопротивляемость различным психотравмируюшим условиям;

толерантность — привыкание или устойчивость к нервно-психическим перенапряжениям.

Важнейшими качествами следователя, которые имеют первостепенное значение при расследовании уголовных дел, являются его волевые, коммуникативные и, главное, интеллектуальные качества. Следователь должен обладать тонкой наблюдательностью, высочайшим чувством долга, а также соответствующей нравственной и социальной позициями. Его деятельность должна постоянно подчиняться процессуальному закону, а не его предвзятости и подозрительности. Следователь должен также иметь такие качества характера, как хладнокровие, т.к. его профессиональная деятельность протекает в эмоционально экстремальных ситуациях. Он никогда не должен пользоваться лозунгом, что отсутствие у человека судимости — это не заслуга самого человека, а недоработка следователя.

Как было замечено ранее, деятельность любого следователя направлена на установление истины по делу путем всестороннего, полного и объективного расследования, это возможно только при наличии знания норм уголовно-процессуального законодательства, которые следователь должен правильно применять. Закон устанавливает два вида доказательств: прямые; косвенные.

Расследование преступления складывается из сбора таких доказательств, которые одинаково ценны и способствуют реконструировать целостную картину преступления. Проводя различные следственные действия по уголовному делу, следователь должен всегда учитывать, что каждый человек под влиянием ситуации по-разному воспринимает увиденное. Здесь огромную роль играют эвристические, т.е. познавательные способности следователя. Для этого следователь должен обладать соответствующим творческим воображением и развитостью своего мышления. Познание следователя характеризуется проверяемостью сделанных им выводов для получения достоверного знания о событии, которое необходимо расследовать.

Наиболее распространенным способом получения следователем доказательств является идентификация, доказательственное значение которой состоит в том, что благодаря ей реализуется правовой принцип индивидуализации вины и ответственности. На принципе идентификации следователю необходимо распознать те объекты, которые в конечном итоге являются неопровержимым доказательством причастности конкретного лица к преступлению, это значит, что следователь должен распознать в ходе расследования определенные признаки конкретного объекта, как знаки.

Что же касается мышления следователя, то оно разворачивается в процессе расследования на основе гипотезы, версии, указывающей путь познания при конкретной исходной информативной базе. Мышление следователя строится на:

дедукции, представляющей анализ частного случая в свете общеизвестных положений.

индукции — творческом обобщении частного случая путем сравнения и эксперимента. Поэтому огромное значение при расследовании уголовных дел принадлежит профессиональной интуиции следователя, которая представляет его способность постижения истины в результате ее усмотрения, мысленного охвата сложившейся непростой ситуации без полной и развернутой системы рассуждении.

В процессе расследования по уголовному делу следователь проверяет доказательства и устанавливает согласуемость всей совокупности этих доказательств, т.е. проводит критический анализ сведений о фактической стороне дела. Факт — это объективно существующая реальность, а достоверность факта это свойство определенных знания о самом факте. Следует заметить, что достоверными и недостоверными могут быть не только факты, а сведения об этих фактах.

Следовательно, достоверность знаний о факте должна быть подтверждена проверкой его информационных источников и установлением согласуемости доказательств, иными словами, заключения следователя должны в полной мере соответствовать всем имеющимся в деле фактам, их целостной совокупности.

Все сформулированные выводы следователя обязательно должны быть фактически обоснованными. Это означает, что они основываются на правильной квалификации преступного деяния, с допустимостью и относимостью доказательств, их взаимосвязью и непротиворечивостью. Именно поэтому закон обязывает следователя исследовать все обстоятельства уголовного дела всесторонне, полно и объективно с учетом смягчающих и отягчающих вину обстоятельств. Только таким путем следователь приходит к достоверным знаниям о расследуемом событии. Достоверность представляет полную доказанность конкретного факта. Это значит: правильно установлено событие преступления, виновность конкретного лица в его совершении и мотивы совершения преступления.

Вся познавательная следственная деятельность может быть разделена на этапы:

до возбуждения уголовного дела — проводится в соответствии с требованиями ст.ст. 140-149 УПК РФ (обязательность рассмотрения заявлений к сообщений о преступлении с принятием одного из решений: о возбуждении уголовного дела, об отказе возбуждении уголовного дела, о передаче заявления или сообщения по подследственности);

осуществление следственных действий после возбуждения уголовного дела.

Процесс расследования любого преступления подразделяется на:

подготовительный (в соответствии со ст.ст. 140-149 УПК РФ);

первоначальный, в процессе которого факты, выявленные в ходе соответствующей проверки материала или заявления, получают свое процессуальное закрепление;

основной — создается соответствующая база для всестороннего полного и объективного исследования собранных по делу доказательств;

заключительный подводит итог всей познавательной деятельности следователя путем составления обвинительного заключения и его последующего утверждения прокурором для передачи уголовного дела в суд.

Эвристический поиск представляет собой выбор оптимального направления при сужении зоны поиска, это выбор минимального числа средств для достижения максимального познавательного результата.

Эвристика (от греч. - нахожу) основывается на определенных правилах:

необходимо при расследовании уголовного дела провести сравнение различных вариантов решении, чтобы выбрать наилучший;

чем специфичнее происшедшее событие, тем больше его информативная значимость;

вся поступающая о преступлении информация должна быть соответствующим образом оценена и классифицирована.

На основании сказанного выше можно сделать вывод о том, что продуктивность эвристического мышления зависит от отсеивания не относящейся к делу информации.

При расследовании неочевидных преступлений наибольшая эвристическая проблема состоит в установлении личности скрывшегося преступника. В таких случаях необходимо:

искать информацию о преступнике на месте совершения преступления;

анализировать полученную оперативную информацию;

искать информацию в аналогичных нераскрытых уголовных делах;

искать информацию в аналогичных способах совершения преступлений по специальным учетам;

выявлять возможных очевидцев преступления путем проведения сплошного опроса населения того района, где было совершено преступление;

необходимо не просто собирать, но и анализировать всю информацию о поведении лиц, подозреваемых в совершении преступления.

При расследовании преступлений следственные работники должны создавать информационную модель, т.е. специально создаваемую систему, которая смогла бы отображать элементы проблемной ситуации и находить информацию для решения поставленных задач.

Вся деятельность следователя строится на построении версий, которые выдвигаются на основе предположений о мотиве преступления.

Выдвигаемые версии подразделяются на:

специфические и типовые (отражают наиболее типичную возможность обусловленности какого-то события какой-то причиной);

частные и общие (включающие в себя несколько частных версий);

последующие.

В следственной практике возникают ситуации, когда преступления совершаются липами с различными психическими отклонениями. В таких случаях следователь должен проанализировать неадекватность преступных действий (извращение, садизм и т.п.), а зачастую при совершении корыстных преступлений — избирательное завладение малоценным имуществом потерпевшего или повышенную ориентацию на сексуально значимые предметы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...