Глава 5 Личностные опросники.
Стр 1 из 32Следующая ⇒ Допущено Советом по психологии УМО По классическому университетскому образованию В качестве учебного пособия для студентов высших Учебных заведений, обучающихся по направлению И специальностям психологии 300.piter.com Издательская программа Лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга осуществляется при поддержке Министерства образования РФ Москва • Санкт-Петербург • Нижний Новгород • Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара Киев • Харьков • Минск эБК 88.492я7 /ДК 159.9.072(075) Б91 Б91 Психодиагностика: Учебник для вузов / Л. Ф. Бурлачук. — СПб.: Питер, 2003. — 351 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»). ISBN 5-94723-045-3 Первый в СНГ учебник по психологической диагностике написан одним из известных и ведущих не только сегодня, но и в доперестроечное время специалистов в этой области. В книге подробно рассматриваются история, предмет и методы этой важнейшей отрасли психологического знания. Доступно изложены вопросы, связанные с математико-статистическим обоснованием измерения индивидуальных различий и конструирования психологических тестов. Значительное место отводится как теоретическим, так и практическим проблемам измерения (тестирования) интеллекта и личностных особенностей. Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология», аспирантов, а также специалистов, решающих диагностические задачи в своей повседневной деятельности. ББК 88.492я7 УДК 159.9.072(075) ISBN 5-94723-045-3. © ЗАО Издательский дом «Питер», 2003 Оглавление Предисловие............................................................................ 6 Глава 1 История психодиагностики. Введение
1.1.Предыстория психодиагностики.......................................... 8 1.2. Истоки психодиагностики как науки. Психологическое 1.2.1. Френсис Гальтон и измерение индивидуальных различий............................................................................ 13 .. 1^1.2.2. Умственные тесты Дж. Кеттелла............................ 17 1.2.3. Вклад А. Бине в измерение интеллекта............................ 19 1.2.4. Чарльз Спирмен и структура интеллекта......................... 24 1.3. Психодиагностика в XX в................................................ 26 1.3.1. Развитие психодиагностики в период с 1901 г. до конца 1920-х гг............................................................ 26 1.3.2. Кризис..................................................................... 37 1.3.3. Развитие психодиагностики с 1930 по 1939 гг.......... 39 1.3.4. Развитие психодиагностики в 1940-е гг............................. 50 1.3.5. Развитие психодиагностики в 1950-е гг............................. 56 1.3.6. Развитие психодиагностики в 1960-е гг............................. 63 1.3.7. Развитие психодиагностики в 1970-е гг............................. 69 1.3.8. Развитие психодиагностики в 1980-е гг............................. 73 1.3.9. Развитие психодиагностики в 1990-е гг............................. 77
1.4. Тестирование вобразовании........................................... 81 1.5. Психодиагностика в дореволюционной России и в СССР...... 84 Заключение............................................................................. 95 Глава 2 Психодиагностика как наука 2.1. Понятие психодиагностики................................................... 99 2.2. Предмет и структура психодиагностики................................ 101 2.3. Психодиагностика и смежные направления
2.3.1. Психодиагностика и дифференциальная психология.. 105 2.3.2. Психодиагностика и психометрия................................. 106 2.3.3. Психодиагностика и психологическая оценка.................. 107 2.4. Психодиагностический метод и диагностические подходы..................................................... 108 2.5. Тест как основной инструмент психодиагностики......... 112 2.5.1. Понятие теста. Виды тестов........................................ 113
2.5.2. Компьютеризированные и компьютерные тесты.............. 114 2.5.3. Об «объективных» тестах личности.............................. 120 2.5.4. Адаптация зарубежных тестов..................................... 124
2.6. Психологический диагноз............................................. 126 2.7. О диагностике черт личности и «измеренной индивидуальности»............................................ 131 2.8. Психодиагностический процесс.................................... 139 2.8.1. Этап сбора данных............................................... 139 2.8.2. Этап переработки и интерпретации....................... 141 2.8.3. Этап принятия решения......................................... 143 2.9. Этика психодиагностического обследования............... 147 Заключение........................................................................ 148 Глава 3 Психометрические основы психодиагностики: основные этапы конструирования теста 3.1. Определение количества заданий (спецификация теста).... 151 3.2. Разработка заданий..................................................... 153 3.3. Оформление теста....................................................... 156 3.4. Пилотажное исследование........................................... 157 3.5 Анализ заданий............................................................. 158 3.6. Определение надежности теста.................................... 161 3.7. Факторный анализ........................................................ 162 3.8. Валидность теста......................................................... 166 3.9. Стандартизация теста................................................... 167 Заключение........................................................................ 176 Глава 4 Измерение интеллекта 4.1. Подходы к определению интеллекта............................ 178 4.2. Тесты для измерения интеллекта, их виды................... 181 4.3. Структура интеллекта................................................... 182
4.3.1. Иерархические теории структуры интеллекта...... 182 4.3.2. Модель интеллекта по Терстоуну......................... 184 4.3.3. Модель интеллекта по Гилфорду......................... 186 4.3.4. Модель интеллекта по Айзенку............................ 188 4.3.5. Модель интеллекта по Кеттеллу.......................... 189 4.3.6. Модель интеллекта по Стернбергу....................... 192 4.3.7. Концепция генерального фактора: вчера и сегодня 195
4.4. Распределение тестовых оценок интеллекта................ 196 4.5. Интеллект и наследственность..................................... 197 4.6. Интеллект и биологическая среда................................ 209 4.7. Интеллект и половые различия.................................... 211 4.8. Интеллект и питание..................................................... 212
4.9. Интеллект и социокультурная среда............................ 215
4.10. Различия в интеллекте, обусловленные возрастом... 223 4.11. Различия в интеллекте, обусловленные числом детей в семье и очередностью их рождения................................ 231 4.12. Интеллект: предпосылки и детерминанты.................. 237 4.13. Интеллект и личность................................................. 248 Заключение........................................................................ 252 Глава 5 Личностные опросники 5.1. Виды опросников, формы вопросов и представления 5.2. Проблема достоверности личностных опросников. Факторы, детерминирующие ответы на вопросы............... 258 5.2.1. Фальсификация и установки на ответы............... 258 5.2.2. Понимание вопросов и изменчивость ответов...... 262 5.2.3. Психометрический парадокс................................. 265 5.2.4. Обобщенный анализ факторов, детерминирующих 5.3. Личностные опросники и теории личности 276 Заключение 283
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|