О потенциальных кандидатах на IPO
Среди потенциальных эмитентов можно выделить компании трех групп, или, пользуясь терминологией модной в последнее время «бостонской матрицы», трех кластеров. К первому кластеру относятся своего рода «дойные коровы» российской экономики — крупные добывающие корпорации, являющиеся основными экспортерами российского сырья. Большинство этих компаний публичные и уже не могут пройти IPO. Проведению IPO частных компаний этой группы препятствуют устоявшийся круг собственников и возможность дешевых заимствований на рынке еврозаймов. Второй кластер, так называемые «звезды», составляют компании, ориентированные на внутреннего потребителя, достаточно динамично развивающиеся и нуждающиеся в крупных инвестициях. Выход на рынок еврооблигаций для них дорог, а внутренний рынок корпоративных облигаций не может полностью удовлетворить потребности в «длинных» деньгах. Представители именно этой группы компаний наиболее вероятные кандидаты на проведение российских IPO. Наконец, третий кластер, получивший в «бостонской матрице» название «кошки», включает инновационные компании, большинство из которых ставит своей главной целью движение к IPO. Таких компаний в России пока мало, и лишь в перспективе при поддержке венчурного бизнеса они могут стать основными участниками IPO на фондовом рынке России. Отраслевая структура компаний, планирующих публичное размещение акций
О планах IPO за прошедшие полтора года заявила 41 российская компания различных сфер деятельности (см. таблицу), из них 6 компаний планируют размещение на российском рынке, 9 — на Западе, остальные пока не определились с площадкой. На 2005 г. запланировали размещение 16 компаний, на 2006 г. — 8 компаний, на 2007 г. — 3 компании, на 2008 г. — 1 компания, остальные не определились со сроком. До 10% акций на бирже планирует разместить 1 компания, до 22% — 4 компании, до 25% — 5 компаний, до 30% — 2 компании, до 40% — 2 компании. О технологиях проведения IPO Данный вопрос сегодня весьма актуален. Классическое IPO организуют инвестиционные банки, которые проводят road-show, собирают заявки инвесторов и сами по согласованию с эмитентом устанавливают цену размещения, часто ниже справедливой цены в надежде на бурный рост акции на вторичном рынке. Компании эмитенты при этой во многом монополизированной технологии получают меньше средств и вынуждены платить андеррайтерам достаточно высокие комиссионные — в среднем 7% от объема размещения. В последнее время некоторые компании, в том числе ведущий поисковый Интернет-портал Google, отказались от стандартных процедур IPO в пользу открытого аукциона в стремлении максимально повысить цену размещения (и соответственно получаемые средства) и снизить комиссионные, выплачиваемые посредникам. Аукционная форма проведения IPO наиболее привлекательна для России. Причем уже готов инструментарий. В частности, в электронной торговой системе ММВБ с успехом используются аукционы различных типов при размещении государственных, корпоративных и региональных облигаций. III.3. «Подводя итоги» Развитие рынков акций и корпоративных облигаций таит в себе большие возможности для наращивания объемов привлеченных инвестиций. Но есть и другие варианты. Например, государство может содействовать активизации инвестиционного процесса с использованием рынка государственных ценных бумаг, в том числе гарантируя или размещая целевые займы, финансирующие реализацию инфраструктурных проектов национального масштаба. Это могут быть проекты строительства газо- и нефтепроводов в Европу, Китай и Японию, дорожное и железнодорожное строительство, телекоммуникационные проекты. Участие государства должно быть связано с теми проектами, которые либо не под силу частному бизнесу, либо не интересны ему из-за слишком длинного периода окупаемости.
Подобный опыт в истории нашей страны уже был. В конце ХIХ — начале XX вв. железные дороги строились как на средства, полученные размещением специальных железнодорожных государственных облигаций, так и на займы частных компаний, гарантированные правительством. Эти так называемые «гарантированные» облигации были одними из самых популярных российских ценных бумаг того времени. На 1 января 1914 г. государственные железнодорожные займы составляли около 35% общего размера государственного долга России. Развитие фондового рынка может иметь и опосредованное отношение к экономическому росту, например, через повышение качества корпоративного управления и прозрачности эмитентов, финансовых инструментов, надежности и эффективности финансовой инфраструктуры. Это позволит привлечь на финансовый рынок дополнительные средства инвесторов, например «из-под матрасов» (30-50 млрд долл.) и вовлечь их в инвестиционный цикл. Инвестиционная часть пенсионных накоплений граждан (а она в 2010 г. будет составлять не менее 20 млрд долл.) также может быть инвестирована только в качественные и надежные инструменты. Существенные средства могут поступить на рынок и от паевых инвестиционных фондов, аккумулирующих средства частных инвесторов. Их активы в настоящее время достигли почти 100 млрд руб. и выросли с начала 2003.г. в б раз. Конечно, развитие фондового рынка не является единственным «золотым ключиком» к процветанию и высоким темпам экономического роста. Вместе с тем при целенаправленных усилиях фондовый рынок может в ближайшие годы обеспечить до 20% инвестиций в основной капитал при нынешних 8-9%. Это будет заметным вкладом в ускорение экономического развития России.
Список литературы. 1. Журнал «Рынок ценных бумаг» № 24 (279) 2004г. 2. Журнал «Рынок ценных бумаг» № 22 (277) 2004г. 3. Воровьев П.В. Ценные бумаги и фондовая биржа: - М.; 1998 4. Галанова В.А., Басова А.И. Рынок ценных бумаг. – М.; 1996 5. Меньшиков И.С. Финансовый анализ ценных бумаг. – М.; 1998 6. Миркин Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок. – М., 1995 7. Фельдман А.А., Лоскутов А.Н. Российский рынок ценных бумаг. – М., 1997г. [1] Синонимом понятия «рынок негосударственных бумаг» является термин «рынок корпоративных бумаг». [2] Информация о выпуске ценных бумаг и начисленных или выплаченных доходах является рекламой. [3] Оффшорная компания – это компания, зарегистрированная в стране или экономической зоне с льготным налогообложением. [4] М.С.Студентский. Биржа, спекуляция и игра. – С.Пб., 1882. – С.63-64. [5] Цит. По книге: П.Х.Линдерт. Экономика мирохозяйственных связей. – М., 1992. – С. 351.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|