Глава 2. Использование литературных произведений в музыкальной работе с детьми с отставанием в развитии
2. 1 Шумовые и музыкальные звуки
В первом классе четвертой четверти дети знакомятся с темой «Что такое музыкальная речь?» Уже с первого урока учитель с детьми выясняют, что музыка состоит из музыкальных звуков, и они могут быть очень разными: высокими и низкими, громкими и тихими, быстрыми и медленными, плавными и прыгающими вверх и вниз и т.д. В тоже время в жизни есть звуки не музыкальные, такие звуки называют шумовыми. На уроке нужно научить ребят различать шумовые и музыкальные звуки. Привожу фрагмент урока: читаю стихотворение А.А. Короленко.
Все на свете дети знают, Звуки разные бывают: Журавлей прощальный клёкот, Самолёта громкий рокот, Гул машины во дворе, Лай собаки в конуре, Стук колёс и шум станка, Тихий шелест ветерка. Эти звуки – шумовые Только есть ещё другие: Не шуршащие, не стуки – Музыкальные есть звуки.
О музыкальных звуках рассказывается в сказке про девочку Нину, кошку Мурку, пианино. «Жила. - была девочка звали её Нина. Как-то подарили ей пианино на день рождения, а она играть на нем не умела: вот и давай стучать по клавишам, перепугала даже кошку Мурку. Рассердилась Нина, и спать пошла. Уснула девочка, и приснился ей удивительный сон:
Будто дома она и кошка И сидит она у окошка. А за спиной: «Бум, бум!» Обернулась Нина, услышав шум, Видит – пианино шагает, Крышку, как рот открывает. А под крышкой клавиши в ряд, Словно зубы торчат. Вот–вот сердитое пианино Проглотит девочку Нину. Ой, как же она испугалась! Хотела убежать, да не может. Но тут кошка на клавиши – прыг! И чудо случилось вмиг Мурка по клавишам идет, А пианино поёт, Мурка неслышно ступает А пианино ей ласково отвечает.
Тут второе чудо случилось – Кошка вдруг говорить научилась: «Мяу, всё тебе расскажу, Хочешь, секрет покажу!» – Нине она говорит И заглянуть в пианино велит, Сама же хвостом виляет, Клавиши лапками нажимает. Налево Мурка пойдёт – Низким голосом пианино поёт, А если повернёт правее – Звуки всё Выше, нежнее.
В пианино как заглянула Нина, так и ахнула к каждой клавише молоточек приделан, а сзади целый ряд струн, да все разные!
У струн коротких и тонких Голос высокий и звонкий А чем толще, длиннее струна, Тем ниже звучит она. Клавишу Мурка нажимает – Молоточек по струне ударяет, Струна звенит, поёт, Мурка дальше идёт Думает девочка Нина: «Совсем нестрашное пианино, Надо только его не бить, Кулаками по нему не колотить, А бережно клавиш касаться – Вот оно и не будет кусаться».
Тут наступило утро и сон прервался: Нина встала, ласково дотронулась до клавиш. В ответ послышались добрые голоса струн».
Знакомство с музыкальными терминами через литературное слово
Во втором классе дети знакомятся с темой «Развитие музыки». Задачи: На музыкальных примерах познакомить детей с развитием, дать, понять, что музыка находится всегда в движении, познакомить учеников с понятием лад – как важное средство развитие музыки, показать ученикам как сопоставление и развитие музыки различие тембров влияют на разные, динамические изменения - одно из средств развития музыки. Так же познакомить детей с такими музыкальными терминами как: лад, тембр, динамика через литературное слово. Известно, насколько тема мажорный минорный лад сложна для объяснения и как трудно воспринимают её дети. Сказка «Два брата» облегчает её восприятие. «В давние – давние времена в сказочной стране под названием Звукландия правил король Дин – дон Седьмой. Больше всего на свете он любил спать да скучать. Бывало сидит он на своём троне и скучает. От скуки ногами поболтает, от скуки прикажет печенье подать,
А солдатам – песню запевать Солдаты были у него необычные – Все, как один, певцы отличные. И за это, кстати сказать, Стал Дин – дон их звуками звать. Споют звуки королю одну песню, другую, Король захрапит, и звуки тоже на боковую. Спят себе до утра. Утром встанут, крикнут: «Ура!» Король проснется С боку на бок перевернётся И все заново начнется: Скука, печенье, солдатское пение. От этой жизни Звуки до того обленились, Что петь, как следует совсем разучились. Король был ужасно огорчён. Даже скучать перестал он. Заставляет их петь и так и сяк, А они не хотят никак. Но вот однажды прибыли в Звукландию из далёкой страны Ладии два брата, Один был весёлый, плясун – хохотун, Другой грустный, задумчивый. Весёлого звали Мажор, а грустного Минор. Мажор и Минор о беде короля узнали и решили помочь ему. Во дворец явились, Королю, как положено, поклонились, - Здравствуй, Дин – дон, - говорят Хотим послушать твоих солдат. - А ну, - скомандовал Звуками король, - Запевать, все изволь! Раз, два, раз, два! Запели звуки, кто в лес, кто по дрова Не выдержали этой музыки братья, Закричали на два голоса: «Хватит!» Давай, - говорят, - Дин – дон, мы тебе поможем. Из звуков твоих песню ладную сложим. Выстроил Мажор Звуки в ряд – Получился звукоряд. Скомандовал им Мажор: «На тон, полутон, рассчитайтесь! Звуки быстренько рассчитались. - Тон, тон, полутон, Тон, тон, тон, полутон. - Запевай! – скомандовал Мажор Звуки запели. (Звукоряд C – dir.) Вверх и вниз. Со словами: «Все мы дружно встали в ряд, получился звукоряд. Не простой – мажорный, радостный, задорный!» Кончили Звуки петь – шагнул вперёд Минор. Скомандовал: «На тон. Полутон рассчитайтесь!» Звуки сразу почему-то загрустили, нехотя рассчитались. - Тон, полутон, Тон, тон, полутон, Тон, тон. - Запевай! – скомандовал Минор. Звуки запели. (звучит звукоряд a – moll) вверх, вниз «Мы минорный звукоряд, Грустных звуков длинный ряд. Песню грустную поём и сейчас мы заревём» С тех пор наступил порядок в Звукляндии. Дин – дон по-другому жить стал. Под новую музыку спать перестал. Загрустит он – Минор явится, Захочет веселиться – Мажор появится. Стали Звуки жить ладно, И песни зазвучали складно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|