Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Связь музыки и литературного слова в сказках, мультфильмах, кинофильмах




 

Еще одна сказка, (авторская) которая не могла бы появиться без музыки.

Фрагмент из сказки «Музыкальные игрушки» В. Ф. Одоевского, где главное действующее лицо – музыкальный инструмент «табакерка» и маленький мальчик, которого заинтересовал этот чудо – инструмент, его звучание, внешний вид.

Краткое изложение фрагмента сказки.

Папенька поставил на стол табакерку. «Поди-ка сюда, Миша, посмотри», сказал он. Да уж и было чего посмотреть. Какая прекрасная табакерка! Пестренькая, а что на крышке-то! Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвертый – и счесть нельзя, и всё мал мала меньше, и все золотые, а деревья-то тоже золотые, листики на них серебренные, а за деревьями встаёт солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу.

- Что это за городок? – спросил Миша.

- Это городок Динь-Динь, отвечал папенька и тронул пружинку. И что же? Вдруг, невидимо где, заиграла музыка. Откуда слышна эта музыка Миша не мог понять: он ходил и к дверям, – не из другой ли комнаты? И к часам – не из часов ли? И к бюро, и к горке, прислушивался то в том, то в другом месте, смотрел и под стол. Наконец Миша уверился, что музыка точно играла в табакерке. Он подошел к ней, смотрит, а из-за деревьев солнышко выходит, крадется потихоньку по небу, а небо и городок всё светлее и светлее, окошки горят ярким огнем, и от башенок будто сияние. Вот Солнышко перешло через небо на другую сторону, всё ниже и ниже, и наконец за пригорком совсем скрылось, и городок потемнел, ставни закрылись, и башенки померкли, только ненадолго. Вот затеплилась звёздочка, вот другая, вот и месяц рогатый выглянул из за деревьев, и в городке стало опять светлее, окошки засеребрились, и от башенок потянулись синеватые лучи.

Папенька поднял крышку на табакерке, и что-то увидел Миша? И колокольчики, и молоточки, и валик, и колеса… Миша удивился. «Зачем эти колокольчики? Зачем молоточки? Зачем валик с крючками? – спрашивал Миша у папеньки. А папенька отвечает: «Не скажу тебе, Миша, сам посмотри повнимательней да подумай, авось либо отгадаешь. Только вот эти кружочки не трогай, а иначе все изломается». Папенька вышел, а Миша остался над табакеркой. Вот он сидел – сидел над ней, смотрел – смотрел, думал – думал: отчего звенят колокольчики?

Между тем музыка играет и играет, вот всё тише да тише, как будто что-то отталкивает один звук от другого. Вот Миша смотрит внизу табакерки отворяется дверца, и из дверцы выбегает мальчик с золотой головкой и в стальной юбочке, останавливается на пороге и манит к себе Мишу… (В.Ф. Одоевский).

Такую музыкальную игрушку можно «нарисовать» и музыкальными звуками. Предлагаю детям послушать «вальс – шутку» Анатолия Константиновича Лядова. После прослушивания музыки то обсуждаем музыкальные впечатления детей. Предлагаю вопросы:

- Понравилась ли музыка?

- Чем?

- Какое настроение вызвала музыка?

- Как относится к музыке (К игрушке) композитор?

На следующем уроке следует познакомить ребят со следующим литературным жанром басни. Такие басни, в которых музыка «главное действующее лицо», писал великий русский баснописец И. А. Крылов. «Осёл и соловей», «Скворец», «Кошка и соловей», «Кукушка и петух» и другие. Но самым ярким примером басни является «Квартет». На примере этой басни дети знакомятся в музыке с таким понятием, в котором участвуют четыре любых музыканта. В музыке это разные квартеты, вокальный и инструментальный. На последующих уроках можно познакомить детей с такими литературными жанрами как рассказ и стихотворение.

В рассказе музыка является таким же главным «действующим лицом», она звучит и в рассказах, произведениях А. Куприна, Л. Михеева. «Медленно ручку шарманки вертя» Предлагается фрагмент рассказа А. Куприна.

«За собакой шел двенадцатилетний мальчик Сергей, который держал под левой подмышкой свернутый ковёр для акробатических упражнений, а в правой нёс тесную и грязную клетку с щеглом, обученным вытаскивать из ящика разноцветные бумажки с предсказаниями на будущую жизнь. Наконец сзади плёлся старейший член труппы дедушка Мартын Ладыжкин, с шарманкой на скрюченной спине. Шарманка была старинная, страдавшая хрипотой, кашлем и перенесшая на своём веку не один десяток починок. Играла она две вещи унылый немецкий вальс Лаунера и галоп из «Путешествий в Китай» обе были в моде лет тридцать сорок тому назад, но теперь всеми позабытые. Кроме того, были в шарманке две предательские трубы. У одной дискантовой пропал голос, она совсем не играла, и поэтому, когда до неё доходила очередь, то вся музыка начинала как бы заикаться, прихрамывать и спотыкаться. У другой трубы, издававшей жутки звук, не сразу закрывался клапан раз загудев, она тянула одну и туже басовую ноту, заглушая и сбивая все другие звуки, до тех пор пока ей вдруг не приходило желание замолчать. Дедушка Мартын Лодыжкин любил свою шарманку так, как можно любить только живое, близкое, пожалуй, даже родное существо. Состарившись с ней за многие годы тяжелой бродячей жизни, он стал видеть в ней что-то одушевлённое, почти сознательное, случалось иногда, либо ночью… где ни будь на грязном постоялом дворе, шарманка, оставалась на полу, рядом с дедушкиным изголовьем, вдруг издавала слабый звук, печальный, одинокий дрожащий, точно старческий вздох. Тогда Лодыжкин гладил её руками побоку и шептал ласково.

- Что, брат? Жалуешься? А ты терпи. Дедушка одной рукой непрерывно вертит ручку шарманки, извлекая из неё дребезжащий, кашляющий мотив» (Ф. Куприн).

Для более эмоционального воздействия можно прочитать ещё и стихотворение «Шарманщик» Г. Галиной.

 

Шарманщик.

Музыка, музыка где-то звучит!

Борются звуки с осенним дождём,

Старый шарманщик печально споёт

Там, за окном,

Медленно ручку шарманки вертя…

Видно, устала рука…

«Дайте на хлеб!» – умоляет, грустя,

Взгляд старика.

Поздно, он бродит сегодня давно

С жалкой шарманкой своей.

Дети! Откройте, откройте окно

И помогите скорей.

Г. Галина.

 

Далее следует рассказать ребятам, что такое шарманка? В музыкальной истории всех народов звуки шарманки соотносились с непростой судьбой её владельца. Шарманка представляет собой небольшой переносной ящик с механизированным звукоизвлечением. На её валиках записано несколько нот, которые начинают звучать, когда шарманщик крутит ручку. Первая песенка, исполненная на шарманке называлась «Прекрасная Катрин», от неё и пошло название шарманки «шарман» по французки – «прекрасная».

Бедному владельцу шарманки слушатели бросали жалкие гроши. Запись песен постепенно стиралась, и шарманка начинала фальшивить, поэтому сейчас, когда давно уже шарманок нет и в помине, можно услышать укоризненное и сердитое: «Ну, опять свою шарманку завёл!» Из цикла «Детский альбом» П. И. Чайковского слушаем пьесу «Шарманщик поёт».

После прослушивания музыкального произведения проходит обсуждение и обобщение музыкального впечатления детей. Ребята придут к выводу, что в музыке мелодия плачет, как слезы падают нотки, и на мгновение на слабом звуке застревает, словно горло музыканта перехватило безысходное отчаяние.

Завершает знакомство с темой четверти «музыка в центре кинофильма».

Музыка в кино несёт не только эмоциональную нагрузку, но так же может стать художественным образом в кино, где играет если не главную роль, то является одним из главных действующих лиц. Существует много замечательных фильмов о композиторах «Большой вальс» об Иоганне Штраусе, «Чайковский», «Мусоргский», «Глинка». А так же прекрасные мюзиклы «Учитель пения», «Буратино», «Красная шапочка», «Мери Поппинс до свиданья».

Звуки музыки, мультипликационные фильмы и так далее, в которых показывают, как музыка перевоплощает героев из непослушных и баловников в разумных и внимательных, в сердцах злых героев зажигает искорку доброты и как музыка своей силой может объединять людей.


Заключение

 

Обобщая тему «Связь литературы и музыки», задавая вопрос «Могут ли музыка и литература жить друг без друга?» дети приходят к выводу музыка без литературы, как и литература без музыки, понесли бы потери, так как эти виды искусства рождены жизнью и своими разными средствами (литература словом, музыка музыкальными звуками и так далее) отражают события в жизни, чувства и переживания людей.

Литература обогащает музыку, дает ей поэтические сюжеты, без литературы, не существуют также жанры как опера, балет, вокальная музыка.

Литературное слово должно проходить сквозной темой на протяжении восьми лет обучения музыки в школе, так как связь литературы и музыки, близость интонации слова с мелодической, приводит к обобщению литературного и музыкального образа, что и должны почувствовать учащиеся.

Но, прежде всего об этом должны помнить педагоги, так как в их руках находятся детские души, такие восприимчивые к музыке и литературе.

В первой главе дипломного сочинения раскрыта взаимосвязь музыки и литературы, обусловившая постоянство устремленности двух искусств друг к другу после их разделения.

В первой части главы первой раскрывается взаимосвязь литературы и музыки ан уроках чтения, которую мы наблюдаем во многих литературных произведениях, в основе которых лежит музыкальная тематика. Многие литературные произведения положены на музыку. Художественное преимущество в сочетании звуков в том, что в музыке в тысячу раз больше эмоциональных оттенков, нежели в сочетании слов. Но существует и обратное влияние литературных форм на музыку. Музыка от литературы перенимает свободу развертывания и стремление к конкретности. Некоторые писатели сам процесс создания литературного произведения уподобляли процессу музицирования.

Произведения литературы в разной степени соприкасаются с музыкой. Следует выбирать из них те, где ярко очерчены звуковые образы, доступные учащимся, наиболее удачные слова, стихи, песни, романсы, которые должны оставить след в душе ученика и показать красоту слова, музыки. А это главное для учителя.

В части второй главы первой раскрывается использование литературы на уроках музыки.

Продолжая идеи Д. Б. Кабалевского, связь литературы с музыкой рассматривается по следующим линиям (указанным в программе 5 класса), а именно:

• Литературная основа таких жанров, как песня, опера, балет и др.

• «Вторая жизнь» песни в инструментальном сочинении.

• Взаимодополнение, неразделимость слова и музыки в вокальных произведениях.

• Общность и специфика выразительных средств музыки и литературы.

• Роль музыки в литературных произведениях.

• «Вторая жизнь» стихотворения в музыкальном произведении.

В 6 классе в связи с темами «Преобразующая сила музыки» и «В чем сила музыки» возможно продолжение рассмотрения взаимосвязей музыки и литературы с позиции их влияния на человека, углубляя понятие общего и различного в каждом из искусств.

В 7 классе («Музыкальный образ» и «Музыкальная драматургия») естественным продолжением является линия знакомства с литературной основой жанров и взаимодействие слов и музыки в вокальных произведениях.

В 8 классе («Что значит современность в музыке?», «Музыка серьезная и музыка легкая», «Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки», «Великие наши современники») особенно важно обратить внимание на взаимоотношение слова и музыки в вокальных произведениях, авторских песнях и современных шлягерах, сравнить это с романсами, с особенностями воплощения одной и той же темы в музыке «легкой» и «серьезной». Литературная основа музыкальных жанров осваивается в процессе исполнения и восприятия музыки. Процесс исполнения необходимо предварять интонационным анализом стиха и музыкального сопровождения.

Говоря о взаимосвязях между поэтическим и музыкальным текстами, нельзя забывать, что постижение ее происходит в процессе работы над песней и что слова в ней несут не только новую информацию, но и воспитывают. Донесение до слушателей всей полноты заключенного в нем содержания зависит не только от владения вокально- хоровыми навыками, но и от соблюдения логики речи в пении.

Часть третья главы первой указывает на взаимосвязь литературы и музыки на праздниках и развлечениях. Утренники и развлечения являются особой формой организации детской художественной деятельности в коррекционных школах VIII вида. Она соединяет различные виды искусства в целях наиболее эмоционального воздействия и эффективного решения ряда воспитательных задач.

Широко представлено музыкальное исполнительство. Дети поют песни, выполняют перестроения, танцуют, водят хороводы, играют в ансамблях на различных инструментах. Музыка создает эмоциональный фон, смену настроений (торжественно-приподнятое, радостно-веселое, нежно-лирическое, шутливое и т.д.).

По-разному на празднике может звучать и выразительное слово: индивидуальное чтение стихотворений, отгадывание и загадывание загадок, участие в перекличке. Довольно часто используются игры-инсценировки, драматизации.

Объединенное воздействие разных видов искусств усиливает художественные впечатления ребенка, позволяет ему лучше ощутить атмосферу торжества, его основную направленность.

В главе второй дипломного сочинения раскрывается практическое использование литературных произведений в музыкальной работе с детьми.

Уже с первого урока учитель с детьми выясняют, что музыка состоит из музыкальных звуков, и они могут быть очень разными: высокими и низкими, громкими и тихими, быстрыми и медленными, плавными и прыгающими вверх и вниз и т.д. В тоже время в жизни есть звуки не музыкальные, такие звуки называют шумовыми. На уроке нужно научить ребят различать шумовые и музыкальные звуки. Приводится фрагмент урока: стихотворение А.А. Короленко. О музыкальных звуках так же рассказывается в сказке про девочку Нину, кошку Мурку, пианино.

Во втором классе дети знакомятся с темой «Развитие музыки». Задачи: На музыкальных примерах познакомить детей с развитием, дать, понять, что музыка находится всегда в движении, познакомить учеников с понятием лад – как важное средство развитие музыки, показать ученикам как сопоставление и развитие музыки различие тембров влияют на разные, динамические изменения - одно из средств развития музыки. Так же познакомить детей с такими музыкальными терминами как: лад, тембр, динамика через литературное слово.

Известно, насколько тема мажорный минорный лад сложна для объяснения и как трудно воспринимают её дети.

Сказка «два брата» облегчает её восприятие.

В третьем классе дети знакомятся с темой «музыка моего народа». Нужно объяснить различие между песнями народными и композиторскими. Рассказываю ребятам, что многие песни слагались в то далёкое время, когда почти невозможно было встретить музыкально грамотного человека. В те времена песни сочиняли самоучки, любители песен и играли на народных инструментах. Задача темы «Музыка моего народа» заключается в том, что на конкретных музыкальных примерах показать, разнообразие русской музыки и здесь литература также неотделима от музыки.

На уроках используется детских фольклор: скороговорки, заклички, прибаутки, считалки, дразнилки.

Следующие темы, в которых литература играет большую роль, это образ в музыке и музыкальная драматургия. С этими темами дети знакомятся в седьмом классе. На уроках ребята знакомятся с фрагментами из опер, узнают, что для их сочинения необходимо либретто (краткий пересказ содержания оперы, балета, оперетты) в котором написаны не только слова для пения, но, прежде всего, определены последовательность событий, характеры действующих лиц, их взаимоотношения, развития.

Либретто определяет главную тему, содержания и смысл всей оперы. В основу оперных либретто кладётся известное литературное произведение. Поэтому, изучая крупные музыкальные сценические произведения, мы знакомимся с либретто и с самим литературным произведением. Здесь тоже можно говорить о богатстве литературного слова в музыке.

Подводя итог данного исследования, пришла выводам. Взаимосвязь литературы и музыки благотворно влияет на душевное состояние детей, учит их доброте, отзывчивости, развивает эстетические чувства, обогащает эмоциональные впечатления.

Использование литературных произведений на уроках музыки улучшает понимание и усвоение материала, повышает интерес детей к занятиям.


Список литературы

1. Абдуллин Э. Новая программа по музыке // Искусство и школа: Кн. для учителя / Сост. А.К. Василевский. – М.: Наука, 1981.

2. Брандесов Р. Ф. Музыкальная иллюстрация урока литературы. // Пути повышения эффективности обучения в школе. — Челябинск, 1981.

3. Бычков. Ю.Н. Проблемы детского музыкального воспитания. Вып. 131. – М.// РАМ им. Гнесеных, 1994.

4. Ю. Васильев. А. Широков «Рассказы о русских народных инструментах».- Просвещение, 1991.

5. Вендрова Н. Воспитание музыкой. – М.// Просвещение. 1991

6. Вершинина В. «Музыка на уроках развития речи в 5 классе» - Просвещение, 1984.

7. Домрина Е.Н. «Беседы о музыке»- М.// Педагогика, 1981

8. Дроздова М. Ф. Пушкин в музыке русских композиторов: Учебное пособие к спецкурсу. — Челябинск// Челяб. ГПИ, 1980.

9. Дроздова М. Ф. Музыка при изучении лирики Лермонтова: Уроки в 5-8 кл. // Лит. в шк. — 1986. — № 1.

10. Ерух М. Классный час. Природа в музыке и поэзии. // Воспитание школьников. — 1992.

11. Елагина В.С. Дидактические основы подготовки учителей к реализации межпредметных связей в школе. – Челябинск// Издательство ЧГПУ, 2000.

12. Волкова А. Проблема использования произведений искусства на уроках географии // Искусство и школа: Кн. для учителя / Сост. А.К. Василевский. - М.: Педагогика, 1981.

13. Вопросы музыкальной педагогики. / Сост.В. Руденко. – М.// «Музыка», 1980. – Вып. 2.

14. Горюнова Л. Развитие художественно-образного мышления детей на уроках музыки. // Музыка в школе. – 1991. – № 1.

15. Готсдинер А.Л. Музыкальная психологогия. – М.// Просвещение, 1993.

16. Изучение литературы в школе// под ред. Т.Г. Браже

17. Исаева Л. А. Литература и изобразительное искусство на уроках музыки. С.// издательство педагогического института СГУ, 1999

18. Кабалевский Д. Как рассказывать детям о музыке. – М.// Просвещение, 1989.

19. Кабалевский Д. Музыка в школе // Искусство и школа: Кн. для учителя / Сост. А.К. Василевский. – М.: Педагогика, 1981.

20. Кертес М. Романсы на уроках литературы // Литература (Прил. к газ. «Первое сентября»), — 1997. — №40.

21. Е.А. Королева «Музыка в сказках, стихах и картинках». М.// Педагогика, 1981

22. Липаева Т.А. Музыка на уроках литературы // Межпредметные связи в процессе преподавания литературы в школе. – М.// Педагогика, 1987.

23. Липаева Т. А. Привлечение музыки на занятиях по литературе как один из приемов усиления идейно-нравственного воспитания учащихся. // Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на уроках литературы в средней школе. — М// 1988.

24. Лысина Н. И. К проблеме комплексного воздействия музыки и литературы. // Сов. педагогика. — 1981. — №8.

25. Майорова А. В. Литература и музыка: [Учеб. пособие для студентов-филологов]. — Рига: ЛГУ

26. Маранцман В.Г. Содружество искусств на уроках литературы // Искусство анализа художественного произведения / Сост. Т.Г. Браже – М., 1971

27. Мащенко П.М. Использование музыки на уроках литературы.- М.// 1978

28. Машенко Н. М. Слово, музыка, образ. — Киев// Рад. шк., 1982.

29. Мирецкая В. Г. Проблема межпредметных связей музыки и литературы в формировании у подростков представлений о художественном образе. // Некоторые вопросы коммунистического воспитания учащихся. — Ташкент, 1980.

30. Моночиненкова Л. Ф. Музыка на уроках, посвященных изучению биографии писателя. // Межпредметные связи в процессе преподавания литературы в школе. — М., 1987.

31. Никологорская Г.У. «Капелька». Музыка и эстетическое воспитание // Искусство и школа: Кн. для учителя / Сост. А.К. Василевский. – М.// Педагогика, 1981.

32. Осеннева М.С.Средство эстетического воспитания //Литература в школе 2001- №8

33. Программа для вспомогательных школ. Музыка.

34. Свирина Н. М. Взаимодействие музыки и литературы. // Лит. в шк. — 1997. — №6.

35. Свирина Н. М. Музыка на уроках литературы в 5 классе // Изучение литературы в 5 классе: Метод. рекомендации. — СПб.// Спец. лит., 1997.

36. Свирина Н.М. Взаимодействие музыки и литературы. // Литература в школе. – 1997. – № 6.

37. Сергеева Т.Ф., Долгополова Л.М. Межпредметная интеграция в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Майкоп// ООО «Аякс», 2001.

38. Соловицкая З., Назаринова Н. «В мире музыки» М.// Педагогика, 1984

39. Сопко С. П. «…Союз волшебных звуков, чувств и дум…» (А П. Чехов, И. И. Левитан, П. И. Чайковский). 8 кл. // Уроки литературы (Прил. к журналу «Лит. в шк.»). — 2000. — №1.

40. Стешенко В.В. Теоретические основы реализации межпредметных связей в учебном процессе. – Славянск// СГПИ, 1995.

41. Теплов Н.А. Музыка – детям: Пособие для муз. руководителя. – М.: Просвещение, 1985.

42. Терентьева Н.А. Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание. 1 – 4 классы. – М.: Просвещение, 1994.

43. Терентьева Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. – М.: Прометей, 1990.

44. А. Титова «Сказки о музыке» М. // Просвещение, 1995

45. Финченко Е.А. Установление внутренних связей между предметами художественно-гуманитарного цикла (литературой и музыкой) в общеобразовательной школе. – Владимир: ВШИ, 1990.

46. Чернова И.И. Музыка на уроке литературы. // Литература в школе. – 1997. – № 2.

47. Шацкая В.Н. Музыка в школе. – М.: Политиздат, 1963.

48. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству /Азбука музыкально-творческого саморазвития. – М.: Аквариум, 1997.

49. Янушевский В. Н. Музыка в тексте // Рус. словесность. – 1997. – №1

50. Якушина Л.С. Использование экранных и звуковых средств на уроках литературы (5-7 классы). Пособие для учителя. – М.: МГУ, 1985.

51. Янушевский В. Н. Музыка в тексте // Рус. словесность. – 1997. – № 4.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...