Анализ современных учебно-методических комплектов по английскому языку на предмет контроля речевой деятельности
В практической части данной работы мы осуществим анализ тех учебно-методических комплектов, которые вошли в Федеральный перечень учебников по иностранному языку, рекомендованы и допущены Министерством Образования и Науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательных учреждениях в 2010/2011 годах (приказ № 822 от 23 декабря 2009 года) [39]. Эти УМК доступны и реально применимы учителями в сельских школах. УМК «Английский язык. 8 класс» / English - 8: учебник для образовательных учреждений авторов В.П. Кузовлева, Н.М. Лапа и др. [19]. УМК «Английский с удовольствием» / Enjoy English: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений авторов М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой [3]. Наш анализ УМК по английскому языку для среднего этапа обучения будет направлен на контроль речевых умений и языковых навыков, а также на возможность внедрения модульно-рейтинговой технологии обучения на основе данного УМК. Следовательно, мы будем обращать внимание на возможность подразделения учебных материалов на модули и на осуществление итогового контроля в конце каждого модуля. Все заявленные нами УМК построены в соответствии с учебным планом (3 часа занятий в неделю) и ориентированы на государственный образовательный стандарт, применительно к учебному предмету «иностранный язык». Как правило, каждый УМК состоит из следующих компонентов: книги для учащихся (Student’s Book); книги для учителя (Teacher’s Book); рабочей тетради (Activity Book); книги для чтения (Reader); контрольных заданий к учебнику 8 класса; аудиокассет с фонозаписью, видеоприложение. УМК «Английский язык. 8 класс» (English - 8: учебник для образовательных учреждений авторов В.П. Кузовлева, Н.М. Лапа и др.) написан на основе «Концепции коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе», разработанной профессором Е. И. Пассовым [27].
Следует заметить, что материал, предназначенный для усвоения, по глубине и объему содержания значительно выше требований образовательного стандарта. Во всех компонентах УМК содержится избыточный материал, который обеспечивает возможность выбора речевых средств в зависимости от интересов, способностей и уровня обученности учащихся. Избранный подход дает возможность последовательно осуществлять принцип индивидуализации, позволяя более способным учащимся усваивать материал, выходящий за рамки базового курса. Задания повышенной сложности помечены специальным значком. Материал в учебнике объединен в шесть циклов, каждый из которых имеет свое название. На прохождение каждого цикла отводится от 9 до 13 уроков в зависимости от уровня подготовленности класса. Каждый цикл посвящен какой-то определенной сфере жизни британского общества. Цикл делится на разделы, представляющие собой содержательное целое в освещении той или иной сферы жизни Великобритании. Поэтому каждый раздел имеет свое название, отражающее содержательную сторону усваиваемого материала. Упражнения расположены в последовательности, наиболее адекватной для успешного усвоения материала. Менять последовательность упражнений не рекомендуется, так как будет нарушен сценарий урока, где указаны даже логические переходы и связки между видами работы и упражнениями. Подобная компоновка материалов учебника позволяет ученикам, по каким-либо причинам, пропустившим занятия, самостоятельно овладеть материалом. В конце каждого цикла имеется раздел «For Fun and Profit». Данный раздел полифункционален. Во-первых, в нем содержится материал для самостоятельной работы в классе и дома. Этот материал соотносится с содержанием конкретных уроков цикла и призван углубить и закрепить то, что было усвоено под руководством учителя. Во-вторых, раздел содержит дополнительный материал для хорошо успевающих учащихся. Поэтому в нем даны задания, связанные со страноведением (познавательный аспект иноязычной культуры), с развитием учебных умений (учебный аспект), с развитием определенных способностей; здесь также помещены материалы занимательного и развлекательного характера, столь необходимые при изучении иностранного языка (развивающий аспект).
Практически после каждого цикла дан раздел «Test Yourself», который содержит материал для контроля, самоконтроля и взаимоконтроля по различным аспектам иноязычной культуры. В данном разделе выделена рубрика «Self-assessment», специально предназначенная для развития у учащихся умений самоконтроля, которые очень важны для подготовки учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению иностранного языка после завершения базового курса или окончания средней школы. Контролирующий раздел может чередоваться с проектными заданиями, которые также подводят итоги по изученному материалу. Познавательный аспект тестируется с помощью материалов рубрики «Link List». В 8 классе проверяются не только знания фактов культуры англоязычных стран, но и корреспондирующих элементов родной культуры. Как заявляют авторы учебника, раздел «Test Yourself» готовит учащихся к сдаче тестов при завершении базового курса в соответствии с требованием образовательного стандарта по предмету «иностранный язык». При проведении анализа данного УМК мы отметили сильные стороны. . УМК «English-8» Кузовлева В.П. подразделен на циклы, в результате чего будет легко выделить соответствующие модули. . Авторы комплекта для эффективной подготовки уровня сформированности речевых навыков в УМК наряду с тестами предоставили памятки, в которых учащимся предлагаются советы о том, как лучше (эффективнее) справиться с тестами по различным видам речевой деятельности. . Раздел «Test Yourself» («Проверь себя»).Этот раздел есть в каждом цикле уроков. Он содержит задания практически по всем видам речевой деятельности. Раздел преследует двоякую цель: во-первых, помочь учащимся через выполнение заданий в тестовой форме проверить, насколько хорошо они усвоили пройденный материал; во-вторых, сформировать умения самоконтроля. Выполняя задания, учащиеся, с помощью ключей и шкал оценок, учатся самостоятельно контролировать уровень сформированности речевых навыков и умений. Этот раздел поможет нам организовать модульно-рейтинговое оценивание с учетом итогового лексико-грамматического теста.
. Раздел «Self Assessment» («Самооценка»)находится в конце каждого цикла уроков и предназначен для развития у учащихся адекватной самооценки. Важно, чтобы самооценка у ученика совпадала с текущей оценкой учителя и результатом выполнения тестовых заданий из раздела «Test Yourself». . Раздел «Project» также находится в конце каждого цикла и готовит учащихся к самостоятельной реализации проекта по соответствующей теме. Но можно отметить и слабые стороны УМК «English-8» Кузовлева В.П. . Мы находим большое количество упражнений по чтению и говорению, а вот аудированию и письму уделено мало внимания. 2. Упражнения формата ЕГЭ практически отсутствуют, особенно для обучения и тренировки написания эссе. С целью более целенаправленной подготовки учащихся к тестовым испытаниям вместо раздела «Test Yourself» дополнительно введен раздел «Preparation for Testing». Но, неудачность его в том, что этот раздел находится не в самой книге, а в ее приложении. . Отсутствует видеоприложение. . Многие задания трудны для восприятия школьниками за счет сложной лексики. Следовательно, данный УМК может быть использован в рамках модульно-рейтинговой технологии обучения, но с соответствующими дополнениями учебного материала и его переработкой самим учителем. УМК «Английский с удовольствием» (Enjoy English: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений авторов М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой) ставит перед собой целью комплексное решение задач, стоящих перед предметом «иностранный язык», а именно формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, понимаемой как их способность и готовность общаться на английском языке в пределах, определенных федеральным компонентом государственного стандарта по иностранным языкам и примерной программой по английскому языку [3].
В качестве основных принципов данного учебного курса авторы выделяют следующие. . Личностно-ориентированный характер обучения,который проявляется в осознании школьниками их собственного участия в образовательном процессе как субъектов обучения; в постановке целей обучения, соответствующих реальным потребностям учеников; в отборе содержания, отвечающего интересам и уровню психофизиологического и нравственного развития учащихся данного возраста; в осознании учащимися их причастности к событиям, происходящим в мире; в формировании умения высказывать свою точку зрения; в развитии умения побуждать партнеров по общению к позитивным решениям и действиям. 2. Соблюдение деятельностного характера обучения иностранному языку. В организации речевой деятельности на уроках английского языка соблюдается равновесие между деятельностью, организованной на не произвольной и произвольной основе. . Приоритет коммуникативной цели в обучении английскому языку,понимаемый как направленность на достижение школьниками минимально достаточного уровня коммуникативной компетенции. . Сбалансированное обучение устным и письменным формам общения. . Дифференцированный подходк овладению языковым материалом (лексическим и грамматическим). . Аутентичность материала, используемого для обучения всем формам общения. . Социокультурная направленностьпроцесса обучения. В курсе широко используются лингвострановедческие материалы. . Учет опыта учащихся в родном языке и развитие когнитивных способностей учащихся. Подразумевает познавательную активность учащихся по отношению к явлениям родного и английского языков, сравнение и сопоставление двух языков на разных уровнях: языковом, речевом, социокультурном. . Широкое использование современных технологий обучения [5]. Данный УМК гарантирует достижение минимально необходимого и достаточного уровня функциональной грамотности, который может обеспечить успешное продолжение образования выпускников школы, как после окончания 11, так и 9 классов. Предметное содержание устной и письменной речи УМК адаптирует учащегося к постоянно меняющимся условиям жизни. Содержание образования УМК соответствует основным составляющим формируемой коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, учебно-познавательной и компенсаторной), что полностью находит свое отражение в Госстандарте. УМК подразделен на 4 юнита, каждый из которых включает в себя 5-7 секций. В конце юнита помещены задания для домашней работы, которые вынесены в отдельную секцию «Homework», имеется секция «Key Vocabulary», где содержатся слова и выражения для обязательного запоминания. Итог юниту подводит секция «Progress check», куда включены лексико-грамматические тестовые задания, а также задания на контроль умений аудирования, говорения, чтения и письма.
К преимуществам данного УМК мы отнесем следующие стороны: . Доступность и посильность разнообразного аутентичного материала, интересного подросткам 14-15 лет, в том числе и выбор будущей профессии. . Тесная взаимосвязь между всеми видам устного и письменного общения. . Наличие секции с домашними заданиями, которые в рамках модульно-рейтинговой системы могут выполняться каждым учеником в своем индивидуальном темпе. . Наличие итогового контроля после каждого юнита, что также может облегчить работу учителя в рамках модульно-рейтинговой системы. . Подготовка учеников к сдаче итоговых экзаменов типа ГИА, ЕГЕ. . Наличие видеоприложения, что является хорошим подспорьем в работе учителя сельской школы. . УМК разделен на юниты, которые, в свою очередь, подразделяются на соответствующие секции, что также дает возможность внедрения модульно-рейтинговой системы. К недостаткам УМК можно отнести недостаточное количество заданий для проектной работы. Вышеизложенный анализ УМК указывает на то, что именно УМК «Английский с удовольствием» для 8 класса позволит нам реализовать опытное модульно-рейтинговое обучение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|