Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Использование модульно-рейтинговой системы оценки речевых умений и языковых навыков




 

Если новые цели и содержание образования по иностранным языкам на ближайшую перспективу сформулированы и зафиксированы в Федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта по предмету, то поиск новых форм обучения продолжается. Современный учебный процесс в школе немыслим без изучения и использования инновационных технологий обучения, в частности, к контролю и оценке учебной деятельности.

На одной из таких технологий - модульно-рейтинговой системе оценки знаний, применяемых нами в МОУ Семеновской средней школе Калачеевского района, мы хотим остановиться. Внедрение этой системы обусловлено необходимостью интенсификации учебной деятельности, активизации познавательной активности и самостоятельности учащихся 8-классов. Это связано с тем, что многие из подростков после окончания 9 класса сельской школы идут в ПТУ, техникумы, колледжи, училища. Однако представления об обучении в средних специальных учебных заведениях у большинства ребят смутные, неопределенные; подростки плохо осведомлены о тех требованиях, которые предъявляют эти учреждения к молодому человеку.

Исследования психологов установили, что мотивы учения у подростков представляют собой сложную структуру, в которой воедино слиты широкие социальные мотивы (сознание общественной важности приобретения знаний, необходимость учения для подготовки к самостоятельной жизни и труду), собственно познавательные мотивы и личные мотивы (стремление пользоваться авторитетом и играть руководящую роль в детском коллективе), связанные со стремлением к успеху, с самолюбием [17].

Таким образом, восьмиклассники психологически должны принять модульно-рейтинговую технологию, которая направлена на развитие и воспитание способности и готовности школьников к самостоятельному изучению английского языка, а также на развитие индивидуальных возможностей и способностей учащихся.

Согласно модульно-рейтинговой системе оценки знаний весь курс делится на модули. В течение одного модуля за все виды учебной работы (самостоятельные работы, тесты, контрольные работы, выполнение домашних заданий, участие в олимпиадах и т.д.) учащийся набирает баллы. По завершении модуля проводится контроль знаний, который может, проходить в виде тестирования, контрольной работы или любого другого способа проверки знаний. Каждому модулю присваивается свой рейтинг. В любой момент времени можно подвести итоги рейтинга и определить место ученика среди других по усвоению дисциплины. Изучение каждого модуля заканчивается контролем качества усвоения материала, и выставлением учащемуся оценки (баллы). Итоговая оценка определяется суммой баллов, набранной учеником по итогам всех модулей. В модульно-рейтинговой системе не существует «отличников», «ударников» и т.д., а есть первый, второй и т.д. учащийся по уровню достигнутых учебных результатов. Слово «рейтинг» в переводе с английского обозначает «оценка», «класс», «разряд». Можно в любой момент времени подвести итоги рейтинга и определить место ученика среди других по усвоению курса. Кроме этого, модульно-рейтинговая система обучения снижает вклад экзамена или зачета в итоговую оценку в пользу результатов систематической работы школьников в семестре [4,31].

Основным средством обучения в 8 классе выступает учебно-методический комплект «Английский с удовольствием» под редакцией Биболетовой М.З., Трубаневой Н.Н. Учебник нами был подразделен на четыре модуля. Для получения зачета по каждому модулю в виде оценки, учащемуся необходимо было набрать определенное количество баллов, в соответствии с разработанными модулями и выполненными им работами (учитываются все виды работ). Каждый балл ученик должен «заработать».

Организации рейтинг-контроля предшествовало конструирование модулей и их подмодулей (см. таблица 2)

 

Таблица 2 Перечень модулей по английскому языку для 8 класса (105 учебных часов)

1. Мир вокруг нас. Климат и погода в Великобритании, Австралии, Канаде, России; Земля, Вселенная: общая информация о планете Земля (вес, возраст, размер...), Солнечная система. Космос и человек. Известные ученые изобретатели. Природные стихийные бедствия. Поведение человека в экстремальных ситуациях. Удивительные природные места в России и англоговорящих странах. - 28 часов
2. Ты - лучший друг для вселенной. Природа и проблемы экологии. Естественная и созданная человеком среда обитания. Проблемы загрязнения окружающей среды. Экология Земли и экология человека. Взаимоотношения между людьми в обществе: причины недоверия друг к другу. Причины военных конфликтов. Переработка отходов. Соблюдение чистоты вокруг себя. Экономия природных ресурсов. - 21 час
3. Средства массовой информации: «за» и «против». Теле- и радиопрограммы в России и англоговорящих странах. Универсальность радио как наиболее доступного средства массовой информации. Телевидение - способ увидеть мир. Пресса как источник информации. Чтение в жизни современного подростка. - 32 часа
4. Попытайся стать успешным человеком. Известные люди, добившиеся в жизни успеха собственным трудом. Взаимоотношения в семье, с друзьями, со сверстниками. Домашние обязанности. Проблемы подростков и способы их решения: письмо в молодежный журнал. Конфликты и способы их решения. Праздники и традиции англоговорящих стран. Семейные праздники. Независимость в принятии решения: выбор школьных предметов, проведение досуга и т. п. Доступные подростку способы зарабатывания денег (на примере сверстников из англоговорящих стран). - 24 часа

 

Предлагаемый в таблице 2 список модулей представляет собой содержание иноязычного образования в 8 классе. Тематика и содержание этих модулей позволяет организовать обучение таким образом, что на их основе совершенствуются и получают дальнейшее развитие все формируемые виды речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо), систематизируется и обобщается ранее изученный языковой материал, что обеспечивает дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной).

Предметное содержание речи данных модулей определяется их тематикой и представлено лингвистической, социально-культурной и учебно-трудовой сферами.

Характеристика речевых умений дается также с учетом содержательных особенностей данных модулей.

Развитие диалогической речи нацелено в первую очередь на совершенствование умений в таких видах диалога, как диалог-расспрос, диалог-обмен информацией, диалог смешанного типа, полилог, в том числе в форме дискуссии, беседы и т. д. Важным аспектом диалогической речи является умение уточнить точку зрения собеседника, запрашивать информацию, аргументировать свою точку зрения, вносить пояснения, что и отражено в требованиях к овладению данным видом речевой деятельности.

При работе над монологической речью внимание заостряется на развитии умений публичных выступлений (доклад, сообщение), умении подробно или кратко излагать прочитанное / прослушанное, умении излагать факты, логически и аргументировано строить свое высказывание.

В аудировании значительное внимание уделяется совершенствованию умений понимать на слух (с различной степенью полноты и точности) высказывания собеседников в процессе общения в различных ситуациях, в том числе в ситуациях, связанных с темой модуля.

В рамках данных модулей предполагается совершенствование всех основных видов чтения (с пониманием основного содержания, с полным пониманием, с выборочным пониманием) аутентичных текстов различных стилей. Уделяется внимание развитию умений выделять основную мысль, проблематику текста, необходимые факты, сведения; устанавливать временную и причинно - следственную связь событий и явлений; полно и точно понимать текст, используя элементы анализа; отбирать значимую информацию в тексте, оценивать отобранную информацию с точки зрения ее новизны и значимости, выражая свое мнение.

Совершенствование письменной речи обучаемых связано с развитием умений излагать мысли в определенной логической последовательности; составлять тезисы, рефераты, планы выступлений; фиксировать и обобщать информацию, полученную из разных источников.

Важное значение в реализации задач обучения иностранному языку имеет развитие умений перевода текстов с иностранного языка на родной язык при параллельном овладении навыками пользования двуязычными и толковыми словарями, различной справочной литературой, навыками таких переводческих приемов, как замена, перестановка, редактирование текста.

Компенсаторные и учебно-познавательные умения в значительной степени имеют общий характер для всех модулей, поскольку относятся к общеучебным умениям и применимы ко всем модулям любой тематики и содержания.

Вот как выглядит матрица 100-бальной модульно-рейтинговой системы по модулю, где основными объектами контроля являются виды речевой деятельности (речевая компетенция), языковые знания и навыки (языковая компетенция), социокультурные знания и умения (социокультурная компетенция), которые позволяют выявить целостную картину подготовки учащихся, их способность и готовность к общению в рамках данного модуля (см. таблицу 3)

 

Таблица 3 Модульно-рейтинговая таблица оценки знаний учащихся по модулю

Критерии усвоения содержания модуля Количество баллов

УЧЕБНЫЕ БАЛЛЫ (+)

1 2 Говорение / умения в говорении: Диалогическая речь / умения в диалогической речи Монологическая речь / умения в монологической речи 8-16
  Аудирование / умения в аудировании 10-15
  Чтение / умения в чтении 10-15
  Письменная речь / умения в письменной речи 10-15
  Выполнение домашнего задания в индивидуальном режиме 8-10
3 Учебно-познавательная активность на уроках (выполнение проектных заданий; доклады, сообщения; работа с дополнительной литературой) 3-6
4 Самостоятельно-индивидуальная работа (решение кроссвордов, тестов) 6-8
5 Итоговый лексико-грамматический тест 10-15
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...