Практическая работа по развитию творчества у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре
На формирующем этапе эксперимента, мы составили план работы по данной проблеме, который предполагал решение следующие задач: 1. Создать эмоционально-благополучную атмосферу в группе детского сада; 2. Обогащать жизненный опыт детей. 3. Организовать предметно-развивающую среду. 4. Развивать инициативность и самостоятельность детей в игре; 5. Создать специальные педагогические условия по развитию творчества детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. В понятие «эмоционально-благополучная атмосфера» мы включили: налаживание контактов с детьми, снятие эмоционального напряжения в игре, развертывание партнерских отношений. Для этого были внести необходимые изменения в воспитательный процесс. Отказались от прямых указаний и больший акцент перенести на косвенные воздействия через организацию совместной деятельности, игру, игровое общение, использование средств литературы и искусства. Художественная литература и произведения изобразительного искусства являются существенными факторами, влияющими на расширение и углубление игровых образов. План работы состоит из этапов: 1. Обогащение игрового творчества детей; 2. Подготовка и проведение сюжетно-ролевых игр; 3. Создание эмоционально-благополучной атмосферы. На первом этапе мы проводили работу по обогащению игрового творчества детей. Дети получали качественно новую информацию, которая поступала посредством: - знакомства с произведениями искусства, просмотр репродукции картин знаменитых художников: Васнецов «Иван-царевич на Сером волке», «Аленушка»; Рерих «Заморские гости»; Врубель «Царевна-Лебедь»; - чтение художественной литературы: «Петушок Золотой гребешок»; «Бременские музыканты», «Снежная королева», «Двенадцать месяцев»;
- просмотр диафильмов: «Маленький мук», «Царевна-лягушка», «Маша и медведь». Так же расширяли кругозор детей, с помощью книг и картин добивались сознательного отношения детей к выбору роли, устойчивого, глубокого интереса к ней. Для того, чтобы вызвать большой интерес детей к ролям в игре, мы применяет такие приемы, как: - выборочное повторное чтение произведения; - анализ образов героев; - беседы о них; - составление детьми творческих рассказов о персонажах; - рассматривание репродукций и беседа по ним. Для второго этапа работы очень важна предметно-развивающая среда в групповой комнате. Так как она способствует накоплению игрового опыта. Мы постарались построить так предметно игровую среду, что бы дети могли самостоятельно играть в сюжетно-ролевые, режиссерские и театральные игры. Проанализировав жизненный опыт детей, подобрали игровые принадлежности и атрибуты, а затем играли в эти игры. «Больница». Цель: расширять знания детей о работе врача и медсестры; учить в игровых ситуациях принимать роль взрослого на себя и воспроизводить ролевые диалоги. «Магазин». Цель: дополнить знания детей о работе продавца, кассира, грузчика и других работников магазина; ввести в речь детей новые слова: кассир, касса, чек, товар, деньги; воспитывать вежливость. Игра-занятие «Зимний бал». Цель: познакомить детей с названием «ювелирные изделия»;дать полное понятие об этих вещах;помочь детям самостоятельно изготовлять бусы в ювелирную мастерскую;воспитывать интерес к работе; научить детей объединятся в игру, договариваться о последовательности совместных действий, отображать характерные черты образов. На занятие дети постепенно переходят от одной игры к другой. В занятие «Зимний бал» используются такие игры как: «Ювелирный магазин», «Банк», «Салон красоты» (см. Приложение 3)
Так же проводили игру —придумывание, целью которой было развитие сюжетосложения. Был поставлен следующий вопрос: «Что и как придумывать?» В совместной игре с детьми мы старались постепенно переводить их к более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового. Для этого сориентировали детей на слушание друг друга, продолжение рассказа партнера. Вспомнили вместе известную сказку «Иван Царевич и Серый волк». Пересказ происходил в свободной обстановке, без оценок качества детской речи и требований полноты рассказа. В данной игре важного чтобы ребенок передал общий смысл очередного события. Затем детям предложили новую игру. Вместе придумывали сказку, про Ивана Царевича и Серого волка, но по-новому. Стимулировали детей к соединению сюжетосложения с ролевым взаимодействием. С этой целью включали детей в игру, где участником предлагали роли, принадлежащие разным смысловым сферам — разно-контекстные роли (Буратино и воспитатель, принцесса и милиционер, Баба Яга и продавец…). Чтобы не «закрывать» предметными действиями творческую работу по соединению этих ролей в общем сюжете, игру осуществляли в форме «телефонных» разговоров персонажей. В дальнейшем предлагали придумывать настоящие истории. При этом опирались на детские интересы, но одновременно стимулировали участников к использованию тех знаний, которые они получают на занятиях, экскурсиях, из книг и кинофильмов. На третьем этапе работы для снятия эмоционального напряжения использовали: 1 Метод мозгового штурма; 2 Метод гирлянд. Перед началом мозгового штурма поставили задачу — начинать высказывание идей с самых молчаливых, с самых малоактивных детей, чтобы не давил страх перед авторитетом. При этом запрещалась критика (словесная, жестовая, мимическая) и поощрялась любая идея, даже шуточная или явно нелепая. Интерес к данному методу возник в связи с необходимостью активизировать творческий потенциал ребенка. Метод гирлянд проводился с целью, снятия эмоционального напряжения и активизации внутренний потенциал ребенка. Гирлянды аналогий формировались в виде списка слов: дорога — извилистая — крутая — яйцо — скользкая — горка — снег — пустыня — сахар — вкусно — компот — фрукты — много — заболеешь — больница — лекарства — горькая — лук — грядка — огород — дорога…
Этот метод стимулирует творческие проявления детей и имеет «раскачивающее» значение. Так же в педагогике существуют методы, которые специально направлены на развитие творчества у дошкольников. Интересным для нас представляется анализ комплексного метода руководства игрой. Центральной идеей этого метода является необходимость системного подхода к формированию игры с учетом возраста ребенка и особенностей его игровой деятельности. Содержание комплексного метода составляют следующие компоненты: 1. Планомерное обогащение жизненного опыта детей. 2. Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта. 3. Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей. 4. Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения игровых задач, способствующего вступлению детей во взаимодействие друг с другом. Эти компоненты в основном соответствуют традиционному делению на прямые и косвенные методы руководства игрой. В своей работе мы так же знакомили детей с различными видами театра. Детям предлагались этюды на развитие выразительности движений; на выражение внимания, интереса, удивления радости. В течение недели на познавательных и музыкальных занятиях детям предлагали такие виды деятельности, как сочинение сказок, их моделирование и разыгрывание, рисование сказок, использование настольного театра. Таким образом, проведенная нами работа была системной, последовательной и дала свои результаты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|