Обоснование педагогических условий развития творчества в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста
В практике дошкольных учреждений воспитатели часто не знают, как развивать творчество ребенка в игре. Они опираются на свою интуицию, свой опыт и часто делают ошибки. И мы хотели бы выделить следующие педагогические условия, которые способствуют развития творчества в сюжетно-ролевой игре. 1. Создание эмоционально-благополучной атмосферы. Избегать неодобрительной оценки творческих попыток ребенка; помогать ребенку справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска; помогать ребенку ценить в себе творческую личность, находить слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка; избегать критики первых опытов, т.к. ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит; 2. Расширение опыта ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения; 3. Знакомство с художественной литературой и произведениями изобразительного искусства. Произведения искусства оказывают влияние и на эстетическое воспитание детей. Знакомство с книгами и картинами сопровождается эмоциональными реакциями, устойчивым вниманием детей, у них возникает потребность в новых знаниях о людях, стремление познать их через художественные произведения; 4. Способствовать развитию инициативности и самостоятельности детей в игре. Очень важно не шаблонизировать игры, а давать простор детской инициативе. Нужно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели. Педагог не должен стеснять инициативу ребят, расхолаживать их, навязывать им те или иные игры;
5. Создавать предметно-развивающую среда в групповой комнате. Так как она способствует накоплению игрового опыта. Строить так предметно игровую среду, что бы дети могли самостоятельно играть в сюжетно-ролевые, режиссерские и театральные игры. В группе должно быть достаточное количество игровых атрибутов и принадлежностей. Развитие творческого потенциала, эмоций и чувств, а также способностей детей, создание максимально комфортных условий для их общения друг с другом и с педагогом — актуальнейшие проблемы современной педагогики. Поэтому хотелось бы в качестве пожеланий к воспитателям, которые занимаются развитием творчества детей, предложить некоторые рекомендации: 1. Будьте терпеливы, не ждите от детей «быстрых» результатов — они обязательно будут, просто не торопите события; 2. Не забывайте о доброжелательности, не спешите давать оценку детским работам; 3. Не бойтесь инициативности детей; 4. Попробуйте вместе с детьми играть в игры, которые они предлагают. Из выше сказанного можно сделать вывод, что создание педагогических условий для развития творческих возможностей детей и обеспечение свободы выражения своих чувств в разных видах деятельности, способствует развитию творчества. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Детское творчество — это своеобразная самостоятельная сфера духовной жизни. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что в детском творчестве происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его индивидуальность. Творчество — не новый предмет исследований, оно всегда привлекало внимание ученых и практиков. Вместе с тем проблема творчества остается одной из самых неразработанных. Анализ современной практики дошкольного образования позволяет говорить о том, что потенциальные возможности дошкольного детства для развития творчества не всегда используется полностью. Отсюда следует, что развитие творческого потенциала в игровой деятельности — актуальнейшая проблема современной психологии и педагогики.
Из понимания творчества становится очевидным, что для развития творчества детям необходимо приобрести определенные знания, овладеть навыками и умениями, освоить способы деятельности, которыми сами дети без помощи взрослых овладеть не могут, то есть необходимо целенаправленное обучение детей, освоение ими богатого художественного опыта. Таким образом, с психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческой активности потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Для развития творческой активности детей необходимо наличие как объективных, так и субъективных условий. Объективные условия следующие: а) источники различной художественной информации, обогащающие переживания детей, занятия, развлечения, праздники в детском саду, многочисленные жизненные ситуации, окружающие ребенка; б) условия материальной среды, позволяющие детям развернуть свою деятельность и придать ей тот или иной характер, выбрать какой-либо вид художественной практики; в) характер и тактика руководства педагога, его косвенные действия, его соучастие, проявляющееся в выражении своего отношения к художественной деятельности, в поощрительных замечаниях, создающих благоприятную атмосферу. К субъективным условиям относятся: а) художественные интересы детей, их избирательность, устойчивость; б) побуждения детей, вызывающие их самостоятельную деятельность на основе стремления выразить свои художественные впечатления, применить имеющийся художественный опыт или усовершенствовать его, включиться во взаимоотношения с детьми. С учетом этого, была проведена экспериментальная работа, направленная на обоснование педагогических условий развития творчества в сюжетно-ролевой игре В ходе исследования были обоснованы педагогические условия развития творчества в сюжетно-ролевой игре. Проведя углубленное изучение имеющейся на сегодняшний день педагогической литературы, касающейся проблемы развития творчества в сюжетно-ролевой игре, можно сделать следующий вывод, что развитие творчества в сюжетно-ролевой игре будет проходить эффективно при соблюдении следующих педагогических условий:
9. Создание эмоционально-благополучной атмосферы. 10. Знакомство с художественной литературой и произведениями изобразительного искусства. 11. Развитие инициативности и самостоятельности детей в игре. 12. Создание предметно-развивающей среды. Из выше сказанного можно сделать вывод, что создание педагогических условий для развития творческих возможностей детей и обеспечение свободы выражения своих чувств в разных видах деятельности, способствует развитию творчества. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Болотина Л. Р. Комарова Т. С. Баранов С. Б. Дошкольная педагогика – М.: Академия, 1998 2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте – М., 1968. 3. Васильева М. О., Юнг Т. Развитии творческого потенциала дошкольника //Дошкольное воспитание – 2006. - №2. – с9-11. 4. Венгер Л. А. Мухина В. С.Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч -щ по спец. №2002 «Дошк. восп» и №2010 «Воспитатель в ДОУ» - М.: Просвещение 1988. – 124с. 5. Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников – М.: Просвещение, 1981 – 31с. 6. Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития //Вопросы психологии. – 1972. - № 2. – С114-123. 7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте – Спб: СОЮЗ, 1997. – 96с. 8. Захарюта Н. Современный подход к развитию творческой личности //Дошкольное воспитание – 2006 - №3. – С21-22. 9. Игнатьев Е. Н. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека – М.: Знание, 1968. – 32с. 10. Колесов Д. В. О психологии творчества //Психологический журнал – 1992 - № 6. – С 12. 11. Коротаева Е. Творческая педагогика для дошкольников //Дошкольное воспитание – 2006. - №6. – С32-34. 12. Логинова В. И. Саморукова П. Г., Лейкина Б. С. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2110 «Педагогика и психология» – М.: Просвещение, 1988 – 270 с.
13. Люблинская А. А. Детская психология — М, 1971. 14. Мухина В. С. Детская психология 2-е изд. пераб и доп – М., 1985. 15. Немов Р. С. Психология: В 3 т. Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995. 16. Поздняков Н. А. Менджерицкая Д. В. Исследователь игры детей дошкольного возраста. //Дошкольное воспитание. - 1995. - №12. – С.12-15 17. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика - М.: Педагогика, 1976. 18. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект /Под ред. Н. Н. Подьякова, Н. Я. Михайленко. - М., 1987. 19. Синельников В. Н. Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии // Вопросы психологии. – 1993. - №10. – с.67-73. 20. Сухинина О. Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством //Дошкольное воспитание – 2004. – №2. – с.36-38. 21. Урунтаева Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. Практикум для сред. и высш. пед. учеб. заведений и работников дошкольных учреждений – М.: Издательский центр Академия, 1997 – 96с. 22. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. Учебное пособие для уч-ся средних пед. учебных заведений - М.: Издательский центр Академия, 1996. – 296с. 23. Урунтаева Г. А. Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся пед. училищ и колледжей, воспитателей детского сада – М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995. – 291 с. 24. Шаграева О. А. Детская психология Теоретические и практические курсы: Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений - М.: Гуманист изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 340с. 25. Эльконин, Д. Б. Психология игры. – М., 1978. – 298с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|