Анализ результатов использования нестандартных уроков
Проверка нашей гипотезы осуществлялась в ходе наблюдения и эксперимента в 5 ''В '' классе СШ №9, г. Солигорска. Целью констатирующего этапа эксперимента ставилось выявление исходного уровня знаний учащихся путем наблюдений и устного опроса. Результаты констатирующего среза и результаты наблюдения позволили разделить группу учащихся на три условные категории: a. учащиеся с очень высоким уровнем владения лексикой; b. ребята со средним уровнем владения лексикой; c. дети со слабым уровнем лексической подготовки. Экспериментальная группа (рис. 2.1) Рис. 2.1 – Результаты устных высказываний по выявлению исходного уровня лексических знаний учащихся
В начале методической практики устные высказывания ребят показали, что из изученной лексики по теме, в своей речи ребята употребляют лишь 40-60 % слов. Т.к. целью работы ставилось выявление влияния нестандартных уроков на овладение лексикой английского языка, то на протяжении двух месяцев методической практики изучение лексики велось с использованием нестандартных уроков, а именно урок-игра, урок-экскурсия, урок-суд, урок-интервью. (См. Приложение 1) Процесс изучения лексики при помощи игр происходил при весьма живом интересе со стороны детей, которые проявили большую инициативу, участвуя в различных игровых моментах. На протяжении нескольких уроков учащиеся работали с текстами и дополнительными материалами по теме. За это время ими было выучено 25 новых слов. После чего им давалась проблемная ситуация в нетрадиционной форме, которую им было необходимо решить. На последнем уроке по теме «The Nature Around» в гости прилетел инопланетянин. Он нуждался в помощи, т.к. его планета стала очень грязной, а планета Земля - чистая и красивая. Но, от ребят он узнал, что и на Земле не все так хорошо как он думал. Поэтому они вместе искали способы как спасти мир.
В ходе выступлений ребята использовали в речи 70-80% изученных слов. Более высокие результаты объясняется тем, что использование игр и нестандартных уроков при обучении лексике, помогло сформировать лексические навыки на порядок выше, чем у них были до этого. Так же учащимся было предложено ответить на вопросы анкеты. Анкета состояла из 5 вопросов. Результаты показали, что проведенные уроки понравились всем детям и каждый узнал что-то интересное из них. Больше всего детям понравились: языковые игры, развлечения, тесты, использование видеофрагментов, дополнительные задания в нетрадиционной форме (проекты, сочинения, кроссворды, загадки).И все это они хотели бы видеть на последующих уроках. Все ребята хотели бы видеть меня в качестве их учителя английского языка Таким образом, гипотеза была доказана, а методическая необходимость включения нетрадиционный уроков в процесс обучения лексике иностранного языка обоснована. В результате проведенного эксперимента нами были разработаны р екомендации по проведению нестандартных уроков: 1. Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся; 2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения; 3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания; 4. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся;
5. Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла; 6. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости. Как отмечает Л.Н. Боголюбов, «практика проведения уроков в нетрадиционных формах свидетельствует о том, что они не могут заменить традиционную форму и слишком частое обращение к ним может дать обратный результат. Это объясняется различным потенциалом нестандартных форм урока в реализации целей обучения и тем, что у каждой из форм есть свои сильные и слабые стороны» [15, с.324]. На наш взгляд одной из слабых сторон нестандартных уроков является тот факт, что они не всегда носят более информативный характер, чем стандартные уроки. А так как на изучение иностранного языка отводится всего 2 часа, то на такие уроки просто не остается. Но использовать некоторые элементы таких уроков необходимо. Заключение
Таким образом, анализ литературы по рассматриваемой проблеме использования нестандартных уроков при овладении лексикой, исследования, проведенные в данной работе, с большой уверенностью позволяют утверждать, что нестандартные уроки обладают огромными потенциальными возможностями. Они предоставляют возможность осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого ученика в активную работу, учитывая его склонности, интересы, уровень языковой подготовки. Причем, такие уроки содействуют поддержанию работоспособности каждого ученика, снимают усталость, выполняют дефицит общения, что особенно важно для современной школы с ее значительной перегрузкой учащихся знаниями. На основании проведенной работы можно утверждать, что нестандартные уроки: - обогащают учащихся новыми впечатлениями, придают уроку привлекательность, создавая положительный психологический климат в классе; - способствуют лучшему запоминанию лексики, более качественному лексическому оформлению речевого высказывания; - создают ситуацию для употребления данного речевого образца; развивают речевую активность и самостоятельность учащихся; - позволяют реализовать воспитательные цели обучения; - повышают мотивацию учащихся к учению; - активизируют память и развивает личность ребенка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|