Перечень продукции, которая в соответствии с требованиями ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» подлежит обязательному подтверждению соответствия.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Для подконтрольных лиц, в том числе в силу пробелов или коллизий в нормативных правовых актах, давались следующие разъяснения неоднозначных или не ясных обязательных требований: 1. В соответствии с пунктом 13.3.6 свода правил 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» при эксплуатации технологических контейнеров, горизонтальное и вертикальное расстояние от извещателей до близлежащих предметов и устройств, до электросветильников в любом случае должно быть не менее 0,5 м. 2. В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: - возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; - причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; - нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены). Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в части 2 Федерального закона № 294-ФЗ, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки (часть 3 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ).
3. При оценке соответствия требованиям пожарной безопасности решений по размещению отделений реанимации в зданиях в два этажа и более следует руководствоваться положениями п.6.7.19 СП 2.13131.2012. При существующей схеме размещения палат в реанимационном отделении объекта «Медико-санитарная часть» на 3-м этаже здания, для выполнения требований пожарной безопасности необходимо обеспечить работу существующего лифта в режиме «транспортировка пожарных подразделений», для обеспечения перевозки немобильных больных на 1-й этаж в случае возникновения пожара. Данный алгоритм работы лифта, в соответствие с ГОСТ Р 52382-2010, должен предусматривать следующие действия: при срабатывании АПС в здании кабина лифта должна автоматически перемещаться на посадочный этаж (отрабатывается режим «Пожарная опасность»), далее лифт на посадочном этаже должен переводиться в режим «Перевозка пожарных подразделений» при помощи универсального ключа и перемещаться на 3-й этаж и обратно. 4. Федеральным законом от 22.07.2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон №123-ФЗ) установлен порядок подтверждения соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности на территории Российской Федерации. Статьей 78 (часть 2) Федерального закона №123-ФЗ для зданий и сооружений, для которых отсутствуют нормативные требования, должны быть разработаны специальные технические условия (далее – СТУ), отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Данные СТУ будут являться основным нормативным документом, в соответствии с которым при эксплуатации объекта будет осуществляться подтверждение соответствия объекта требованиям пожарной безопасности как органами надзора МЧС России, так и при проведении независимой оценки пожарного риска, в случае ее проведения.
5. В связи с внесением Федеральным законом от 18.12.2006г. №232-ФЗ изменений в Градостроительный кодекс РФ органы государственного пожарного надзора с 2007 года не осуществляют надзор на объектах строительства и не участвуют в комиссиях по приемке законченных строительством объектов. 6. В соответствии с частью 7 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – ФЗ-123) из здания общежития необходимо обеспечить дублирование сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации. Статьей 76 ФЗ-123 определено, что дислокация подразделений пожарной охраны на территории городского округа определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова не должно превышать 10 минут. Дублирование сигнала о пожаре должно обеспечиваться на пульт подразделения пожарной охраны, расположение которого удовлетворяет требованиям статьи 76 ФЗ-123 и при этом исключено участие работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации. Дублирование сигнала о возникновении пожара в подразделение пожарной охраны, расположенное в другом субъекте Российской Федерации не удовлетворяет требованиям ФЗ-123. 7. В соответствии с частью 7, статьи 89Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в проемах эвакуационных выходов запрещается устанавливать раздвижные и подъемно-опускные двери, вращающиеся двери, турникеты и другие предметы, препятствующие свободному проходу людей. При этом, в соответствии с подпунктом «а», пункта 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается устанавливать вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей, при отсутствии иных (дублирующих) путей эвакуации либо при отсутствии технических решений, позволяющих вручную открыть и заблокировать в открытом состоянии указанные устройства. Допускается в дополнение к ручному способу применение автоматического или дистанционного способа открыванияи блокирования устройств.
Учитывая вышеизложенное, при выполнении мероприятий (технических решений), обеспечивающих свободный проход людей через турникеты в случае эвакуации людей при пожаре, их использование допускается. Определить возможность использование турникета возможно только при определении его модели и изучении его характеристик на соответствие положениям Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ и Постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме». 8. Заявитель утверждал, что свод правил является нормативным документом в области стандартизации добровольного применения, что не верно, так как: - в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности»; - в соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона»; - в соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности. Таким образом, законодатель предоставил право выбора обеспечения пожарной безопасности объекта защиты лицу-правообладателю объекта защиты, который самостоятельно и добровольно принимает (выбирает) для себя одно из двух условий, указанных в статье 6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ. Расчёта пожарного риска заявителем на момент проверки и составления акта проверки не представлено, из чего следует, что он (отказываясь от выполнения условия 1) добровольно принял (выбрал) на себя обязанность по выполнению условия 2): выполнять требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности. В силу того, что своды правил относятся (по определению) к нормативным документам, таким образом, заявитель был обязан (в добровольном порядке, самим им же для себя и выбранном в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ) выполнять указанные требования указанных нормативных документов. Таким образом, законодателем (по общему принципу, исходя из изложения закона) в силу статьи 6 ФЗ-123 обеспечение выполнения положений ФЗ-123 ставится в безусловный порядок, вне зависимости от года постройки здания и сооружения. 9. Заявитель утверждал, что требования части 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ распространяется только на объекты, на которых осуществлялся капитальный ремонт либо реконструкция, что основано на неправильном понимании и толковании части 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ. Часть 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «В случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению». Из буквального толкования данной статьи следует то, что если положения Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливают более высокие требования пожарной безопасности, чем требования ранее действовавших нормативных правовых актов в области пожарной безопасности, то применяются ранее действовавшие нормативные правовые акты. Если же на объекте проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, то Федеральный закон применяется в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению. 10. В соответствии с абзацем 2 пункта 13.3.6 свода правил 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» горизонтальное и вертикальное расстояние от извещателей до близлежащих предметов и устройств, до электросветильников в любом случае должно быть не менее 0,5 м. Размещение пожарных извещателей должно осуществляться таким образом, чтобы близлежащие предметы и устройства (трубы, воздуховоды, оборудование и прочее) не препятствовали воздействию факторов пожара на извещатели, а источники светового излучения, электромагнитные помехи не влияли на сохранение извещателем работоспособности. 11. На сегодняшний момент в соответствии с действующим законодательством в области лицензирования отдельных видов деятельности, лицензированию подлежит вид деятельности «деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» (статья 12 пункт 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. №99-ФЗ). Лицензирование данного вида деятельности осуществляет Ростехнадзор в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 г. №492 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности». Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в лицензировании вышеуказанного вида деятельности, а так же видов деятельности действующих до него участия не принимает с 2008 года (Федеральный закон от 08.11.2007 г. №258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты…» (редакция №1); постановление Правительства от 12.08.2008 г. №599 «Об утверждении положения о лицензировании деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов»). По разъяснению вопросов о необходимости получения лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности «Деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» на объект – многотопливная АЗС с пояснением ее признаков опасности, типа объекта, границ объекта и особенности идентификации необходимо обращаться в соответствующий лицензирующий орган, уполномоченный на оказание консультативной помощи, в чье введение входят вопросы организации лицензирования данного вида деятельности (Ростехнадзор). 12. Требование по обеспечению средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения объектов с ночным пребыванием людей предусмотрено пунктом 9 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме». 13. В соответствии с требованиями пункта 6.9 СНиП 21-01-97* выходы являются эвакуационными, если они ведут: а) из помещений первого этажа наружу: непосредственно; через коридор; через вестибюль (фойе); через лестничную клетку; через коридор и вестибюль (фойе); через коридор и лестничную клетку; в) в соседнее помещение (кроме помещения класса Ф5 категории А или Б) на том же этаже, обеспеченное выходами, указанными в а и б, выход в помещение категории А или Б допускается считать эвакуационным, если он ведет из технического помещения без постоянных рабочих мест, предназначенного для обслуживания вышеуказанного помещения категории А или Б. Согласно разъяснению разработчика СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» ВНИИПО МЧС России от 11.09.2015 коридор (тамбур), разделённый на несколько частей перегородками, в том числе противопожарными следует считать одним коридором.
Разъяснения новых требований нормативных правовых актов. 1. «Изменения в Федеральный закон от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и иные нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы организации надзора органами МЧС России». С 01 января 2017 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», устанавливающих следующие особенности организации деятельности контрольно-надзорных органов, в том числе МЧС России. Согласно данных изменений откорректированы либо изменены Административные регламенты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований в областях гражданской обороны, защиты населения и территории от ЧС, пожарной безопасности. Законодательно предусмотрено проведение контрольно-надзорными органами мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований. Данные мероприятия осуществляются в соответствии с ежегодно утверждаемыми программами профилактики нарушений. Главным управлением МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу приказом от 21.12.2016 г. № 536-п утверждена «Программа профилактики нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» на 2017 год. С данной программой можно ознакомиться на сайте Главного управления МЧС России по ЯНАО (89.mchs.gov.ru). В рамках реализации мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, в целях недопустимости нарушений обязательных требований, надзорные органы уполномочены выдавать предостережения. Также законодательно предусмотрено проведение контрольно-надзорными органами мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, к которым относятся плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств. Такие мероприятия проводятся на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемым руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора). Основной перечень таких мероприятий, осуществляемых органами надзора Главного управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу в течении года, перечислен в приложении к «Программе профилактики нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» на 2017 год. В 294-м Законе также уточнено, что обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), а также обращения и заявления, не содержащие сведения о фактах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 10, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. При наличии обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления, должностное лицо надзорного органа обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица. Также предусматривается предварительная проверка поступившей информации – принимаются меры по дополнительному запросу сведений и материалов у лиц, направивших заявление. В случае если при проведении предварительной проверки, внеплановой проверки, выявляются анонимность обращения или заявления, явившихся поводом для их организации, либо установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в обращении или заявлении, по решению руководителя (либо его заместителя) проверка прекращается. В соответствии с пунктом 72 приказа МЧС России от 30 ноября 2016 г. № 644 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности» МЧС России, его территориальные органы по субъектам Российской Федерации, территориальные подразделения федеральной противопожарной службы, в сферу деятельности которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, подразделения объектовых, специальных и воинских подразделений, вправе обратиться в суд с иском о взыскании с заявителя расходов, понесенных органом ГПН в связи с рассмотрением поступивших заявлений, обращений указанных лиц, если в заявлениях, обращениях были указаны заведомо ложные сведения. Статья 12 закона, а также пунктом 60 приказа МЧС России от 30 ноября 2016 г. №644 также дополнено установлено, что в случае если проведение плановой или внеплановой проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием уполномоченного должностного лица органа власти, объекта защиты или гражданина, в отношении которого проводится проверка, либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности объектом защиты, либо в связи с иными действиями (бездействием) уполномоченного должностного лица органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, повлекшими невозможность проведения проверки, должностное лицо органа ГПН составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин невозможности ее проведения. В этом случае орган ГПН в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении в отношении таких объектов защиты плановой или внеплановой проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя. Акт о невозможности проведения соответствующей проверки оформляется в день окончания плановой (внеплановой) проверки, установленный в распоряжении о проведении данной проверки.
2. «О применении риск-ориентированного подхода при осуществлении федерального государственного пожарного надзора». Главное управление МЧС России по ЯНАО в рамках исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 806) информирует о переходе на проведение федерального государственного пожарного надзора с применением риск-ориентированного подхода. Главным управлением сформирован перечень объектов защиты, которым присвоена соответствующая категория риска (высокая, значительная, средняя, умеренная, низкая). К высокой категории риска отнесено 594 объекта защиты. К значительной категории риска отнесено 1782 объекта защиты. К категории среднего риска отнесено 4353 объекта защиты. К категории умеренного риска отнесено 18815 объектов защиты. К категории низкого риска отнесено 5329 объектов защиты. С учетом присвоенной категории риска изменена периодичности плановых проверок объектов защиты: - для категории высокого риска - один раз в 3 года (за исключением объектов защиты, периодичность проверок которых установлена постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944); - для категории значительного риска - один раз в 4 года; - для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 7 лет (за исключением объектов защиты, периодичность проверок которых установлена постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944); - для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 10 лет (за исключением объектов защиты, периодичность проверок которых установлена постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944). Объекты защиты, отнесенные к категории низкого риска, не планируются к плановым проверкам. Перечень объектов защиты отнесенных к категории высокого риска утвержден распоряжением Главного управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу от 01.10.2016 № 38-р «О вынесении решения об отнесении объектов защиты расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа» (с изменениями, внесенными распоряжением от 16.01.2017 № 6-р «О внесении изменений в приложение к распоряжению Главного управления МЧС России по ЯНАО от 01.10.2016 № 38-р). Перечни объектов защиты отнесенных к категориям значительного, среднего, умеренного и низкого риска, утверждены в каждом территориальном подразделении надзорной деятельности в соответствии с постановлением Правительства российской Федерации от 12.04.2012 № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре». Сведения об объектах, отнесенных к категориям высокого и значительного рисков, опубликованы на сайте Главного управления МЧС России по ЯНАО (89.mchs.gov.ru). План проверок объектов защиты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2017 год сформирован с учетом присвоенной категории риска. В плане проверок на 2017 год спланировано к проверкам 110 объектов категории высокого риска, 77 объектов категории значительного риска, 30 объектов категории значительного риска, 26 категории умеренного риска. По запросам юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками (правообладателями) объектов защиты, Главным управлением организовано предоставление информации о присвоенной используемым ими объектам защиты категории риска, а также сведения, использованные при отнесении таких объектов к определенной категории риска. В январе 2017 года Главным управлением проведена процедура понижения (повышения) категории риска при соблюдении или наступлении определенных условий. Из категории среднего риска переведено в категорию значительного 30 объектов. Из категории значительного риска переведено в среднюю категорию 582 объектов. Из категории умеренного риска переведено в среднюю категорию 79 объектов. Из категории среднего риска переведено в умеренную категорию 485 объектов. Из категории умеренного риска переведено в категорию низкого 568 объектов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|