Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Механизмы и стадии инкультурации




Инкультурация происходит несколькими путями, и наиболее распространенным из них является имитация, когда человек наблюдает (как бы подглядывает) за поведением других людей. При таком способе даже простейшая процедура, которую мы многократно выполняем каждый день, например прием пищи, с точки зрения инкультурации представляет определенную ценность, поскольку состоит из определенных поз и жестов, наделенных разным смыслом и значением в различных культурах. Иначе говоря, культура учит, что, когда и как следует делать. Так, в большинстве культур основной прием пищи происходит в полдень, у англичан обед бывает в 19-20 часов, а у испанцев — даже в 22 часа. Европейцы при еде держат вилку в левой руке и нож в правой, а нарезанное ножом мясо они сразу отправляют в рот вилкой, тогда как американцы предварительно перекладывают вилку в правую руку.

Помимо позитивных механизмов инкультурации, какими являются имитация и идентификация, способствующие формированию определенного поведения, есть негативные механизмы — стыд и вина, которые запрещают и подавляют его. Чувства стыда и вины тесно связаны, но не во всем совпадают. Чувство стыда появляется у человека, если его застали на месте преступления, разоблачили и опозорили. При этом человек чувствует себя подавленными униженным. Чувство вины связано с теми же переживаниями, но для его появления не нужно разоблачения, а достаточно голоса своей совести, которая говорит, что вы поступили плохо, и вы будете мучиться от сознания совершенною вами плохого поступка. Таким образом, человек наказывает сам себя.

Для данного периода в любой культуре существуют специальные способы формирования у детей адекватных знаний и навыков для повседневной жизни. Обычно это происходит в форме игр следующих типов:

§ физических, тренирующих и развивающих физическую активность;

§ стратегических, тренирующих и развивающих способность прогнозировать возможные результаты любой деятельности и оценивать вероятность этих результатов;

§ стохастических, знакомящих ребенка со случайными процессами, удачей (неудачей), неконтролируемыми обстоятельствами, риском;

§ ролевых, в ходе которых ребенок осваивает те функции, которые ему придется выполнять в будущем.

 

Адаптация происходит и при социализации, и при инкультурации. В первом случае индивид адаптируется к социальным условиям жизни, во втором – к культурным. При социализации адаптация легкая и быстрая, при инкультурации – тяжелая и медленная.

Приведите примеры различных форм проведения занятий в школе, мероприятий. Направленных на инкультурацию.

Когда человека спрашивают: «Кто ты?», то с точки зрения социализации он должен ответить: «Я — профессор, ученый, инженер, глава семьи». Но с точки зрения инкультурации он обязан назвать свою национальность: «Я — русский».

 

На индивидуальном уровне процесс инкультурации выражается в повседневном общении с себе подобными — родственниками, друзьями, знакомыми или незнакомыми представителями одной культуры, у которых сознательно и бессознательно ребенок учится тому, как следует вести себя в разнообразных жизненных ситуациях, как оценивать события, встречать гостей, реагировать на те или иные знаки внимания и сигналы.

 

Социализация — врастание в общество, становление человека социального. Конечный процесс социализации — личность.

Инкультурация — срастание с родной культурой, становление человека воспитанного. Конечный результат инкультурации — интеллигент.

 

Можно быть очень социализированным и совершенно некультурным. «Новые русские» — образец превосходного приспособления к изменившейся в 90-е годы социальной реальности, люди, умеющие находить выход из любой ситуации, знающие в этой жизни все ходы и выходы. Это результат превосходной социализации. Однако в большинстве своем «новые русские» — совершенно неинкультурированные люди. Им наплевать на общечеловеческие ценности и христианские заповеди вплоть до «не убий», на этикет поведения и т. п.

 

В старости процесс накопления культурных норм доходит до своего апогея. Труднее всего приспособиться к нормам чужой культуры пожилому эмигранту, так как ему сложнее всех освободиться от груза прежних культурных привычек.

А что происходит с социализацией? Подчиняется ли она возрастным изменениям и как? Известно, что способность к адаптации с возрастом угасает. Старикам все сложнее приспосабливаться к быстро меняющимся социальным условиям.

Таким образом, мы можем считать два процесса — инкультурацию и социализацию — развивающимися по разным законам. На один и тот же возраст приходится максимум социализации и минимум инкультурации. И наоборот.

 

Итак, процессы социализации и инкультурации могут идти в одном направлении, а могут развиваться в противоположных направлениях. Их фазы могут совпадать, но могут существенно различаться. Это два расходящихся потока жизни.

 

Когда оба процесса совпадают, т. е. идут в одном направлении, мы можем построить единый континуум «социализация — инкультурация».

 

Континуум показывает то, как у разных типов людей увеличивается или уменьшается культурный и социальный потенциал. Феральные люди — это воспитанные среди волков или других животных человеческие детеныши. Вернувшись в общество, они не способны к нему приспособиться и вскоре погибают. У них минимальный потенциал инкультурации и социализации. Средние величины инкультурации и социализации имеют дети, воспитанные в детских домах и интернатах. Став взрослыми и покинув учреждение, они оказываются плохо приспособленными для полноценной жизни в большом обществе. Они не имеют многого из того, что получают дети в обычных семьях. Наивысший потенциал у интеллигентных людей. Элита общества, как правило, состоит из них. Это социально активные и культурно состоявшиеся люди.

 

Социализация, по мнению петербургского культуролога Э.В. Соколова, связана с усвоением некоторого обязательного культурного минимума. Речь идет об усвоении основных социальных ролей, норм, языка, черт национального характера. Напротив, термин «инкультурация» подразумевает более широкое явление, а именно приобщение личности ко всему культурному наследию человечества. А значит, не только к своей национальной культуре, но и к культуре других народов. Речь идет об овладении иностранными языками, формировании широкого кругозора, знаний всемирной истории. Итак, инкультурация означает «приобретение широкой гуманитарной культуры». В это понятие входит также профессиональное обучение, ведь приобретение профессиональных знаний не есть необходимое требование социализации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...