Анализ факторов негативно влияющих на развитие предпринимательства
Можно выделить ряд факторов, негативно влияющих на развитие предпринимательства. Одной из наиболее сложных проблем, препятствующих развитию малого предпринимательства, является отсутствие у большей части субъектов достаточных финансовых ресурсов для обеспечения собственных инвестиционных и оборотных потребностей. Банки в силу низкой залогоспособности малого предпринимательства вынуждены переносить стоимость риска на кредиты путем увеличения процентной ставки по займам. В то же время недостаточный уровень фондовооруженности предприятий малого бизнеса не способствует повышению экономической эффективности сектора малого предпринимательства из-за его низкой производительности труда и сдерживает кредитование малого предпринимательства под залог основных средств. По этой причине на протяжении ряда лет торгово-посредническая деятельность для предпринимателей остается единственно доступным методом накопления собственных финансовых средств. Доход субъектов малого предпринимательства от реализации товаров, услуг в сфере торговли составляет более 60% от общего объема полученного ими дохода. Другим фактором, негативно влияющим на развитие малого предпринимательства, является несовершенство существующих или отсутствие четких норм в законодательстве страны, регулирующих деятельность малого предпринимательства, что приводит к увеличению административных барьеров. Недостаточная скоординированность инфраструктуры поддержки малого предпринимательства привела к тому, что при входе на рынок предприниматель несет большие издержки, обусловленные необходимостью налаживания и поддержки отношений со всеми контрагентами во внешней и внутренней среде. Во внешней - это взаимоотношения с государственными органами, финансово-кредитными организациями, поставщиками, потребителями и конкурентами; во внутренней - выбор вида деятельности и организационно-правовой формы; формирование уставного капитала в необходимом размере; подбор кадров и управление персоналом; поиск команды партнеров и знание рынка.
Во многих регионах продолжают оставаться нерешенными проблемы квалификации предпринимателей и их обучения. Наблюдается острый дефицит квалифицированных кадров для малого бизнеса в области инженерно-технических и рабочих специальностей. В этой связи наиболее актуальным представляется необходимость углубления экономических, правовых и институционально-структурных реформ путем систематизации работы по поддержке малого предпринимательства на основе опыта предыдущих лет. В целях дальнейшего развития малого предпринимательства Главой государства определены основные направления поддержки малого бизнеса на ближайшую перспективу, в том числе формирование предпринимательского климата, конкурентной среды, системы общественных институтов, которые будут стимулировать частный сектор к созданию производств с высокой добавленной стоимостью. [9] Правительство проводит углубленную политику по реформе финансового сектора и комплексному развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства: расширение сети центров малого бизнеса, бизнес-инкубаторов, консалтинговых, лизинговых и других фирм, создание банков данных специализирующихся на обслуживании малых предприятий. Также предусматриваются меры по кооперации малого предпринимательства с крупными предприятиями, а также осуществление сегментации крупных малоэффективных производств и создания на их базе малых предприятий. В целях привлечения предпринимателей в процесс подготовки законодательных и нормативных актов при центральных исполнительных органах созданы Экспертные советы по вопросам поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, в состав которых вошли представители общественных объединений предпринимателей.
В целом в настоящее время упрощен порядок регистрации субъектов малого предпринимательства - введены типовые уставы, размер регистрационного сбора уменьшен в 4 раза, упрощена процедура сертификации продукции для субъектов малого предпринимательства, введены льготы по регистрации недвижимости и права на землю, сокращено число контролирующих и инспектирующих государственных органов и платных услуг, осуществляемых ими, проводятся тендеры по передаче субъектам малого предпринимательства, занимающимся производственной деятельностью, неиспользуемых площадей и земель, а также объектов незавершенного строительства, введена система упрощенного бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. В Казахстане произведен независимый мониторинг, в результате которого в законодательной базе Казахстана, касающейся малого и среднего бизнеса, выявлено 156 административных барьеров, 60 из которых ненепреодолимы. Среди 150 административных барьеров - привлечение иностранной рабочей силы, таможенные процедуры для субъектов малого бизнеса, правила по введению в эксплуатацию объектов недвижимости. В свое время не следовало расширять полномочия контрольно-надзорных органов, которых на сегодня в Казахстане насчитывается 57 (особо активных - более 3-х десятков). Каждый административный барьер для субъекта предпринимательства, не обладающего широкими связями и специальной юридической службой, является коррупционной схемой. На сегодняшний день HДС для казахстанских предприятий составляет 14%, тогда, как в США - всего 5%.
Таблица 1 – Количество предприятий малого бизнеса по состоянию на 01.02.2007 г.
В региональном разрезе наибольшее количество зарегистрированных субъектов малого бизнеса на 1 января 2007 года приходится на Южно-Казахстанскую область – 127774 (или 15 % от общего количества зарегистрированных субъектов малого бизнеса). [10] Из общего числа действующих субъектов малого предпринимательства 639185 единиц, наибольший удельный вес занимает Южно-Казахстанская область – 106338 единиц, что составляет 16,7 %, Алматинская область – 88805 (11 %), действующие – 71241 единиц (11 %) и г. Алматы – 111232 (13 %), действующие – 74582 единиц (11,7%). Наименьшее количество действующих субъектов малого бизнеса в Кызылординской области - 23373 (3 %) и Атырауской - 30421 (4 %) областях (таблица 2).[10] Для определения путей развития предпринимательства в Карагандинской области, в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан № 597 от 7 мая 2001г. «О государственной Программе развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан на 2001-2002 годы», Законом Республики Казахстан от 19 июня 1997г. «О государственной поддержке малого предпринимательства», Постановлением Правительства Республики Казахстан № 903 от 05.09.2003г. «О плане мероприятий по реализации Программы Правительства Республики Казахстан на 2003-2006 годы», разработана Программа развития и поддержки малого предпринимательства в Карагандинской области. Программа направлена на совершенствование государственной поддержки на местном уровне и создание благоприятных правовых и экономических условий для дальнейшего развития малого предпринимательства в Карагандинской области. По состоянию на 1 января 2005 года в области было зарегистрировано свыше 35 тыс. субъектов малого предпринимательства, или в 1,8 раза увеличилось к уровню 1999 года. В сфере малого бизнеса занято 155,6 тыс. человек, что составляет 20,1% от экономически активного населения. На протяжении последних 3-х лет Карагандинская область занимает лидирующую позицию по численности занятых в предпринимательстве, уступая лишь Алматинской и Восточно-Казахстанской областям. [10]
Объем произведенной СМП продукции вырос по сравнению с 1999 годом в 2,1 раза и составил 61,2 млрд. тенге в 2004 году. В целом за последние годы отраслевая структура малого предпринимательства практически не изменилась. Непроизводственная сфера деятельности остается более привлекательной, чем производственная. В то же время следует отметить, что за последние 6 лет наблюдается процесс переориентации с торгово-посреднической деятельности в производственный сектор. Этому способствовала работа по созданию сопутствующих производств вокруг крупных промышленных предприятий и реализация программы импортозамещения. Сегодня вокруг крупных предприятий функционирует 27 сопутствующих производств малого бизнеса. Начиная с 2001 года, количество предприятий, участвующих в программе импортозамещения, увеличилось с 32 до 98, при этом только в 2004 году заключено договоров-поставок на сумму 7 млрд. тенге. Большую роль в становлении и развитии предпринимательства сыграла финансово-кредитная поддержка со стороны финансовых структур и органов местной исполнительной власти. Если в 1999 году субъектам малого бизнеса было выдано кредитов на сумму 1,5 млрд. тенге, то в 2004 году их объем превысил 32 млрд. тенге. Сегодня можно констатировать, что малый бизнес стал действующей силой в решении экономических, социальных и политических вопросов. Предпринимательство решает проблемы занятости, повышает уровень и качество жизни людей. Начиная с 2000 года в сфере малого бизнеса создано свыше 80 тысяч новых рабочих мест. Субъекты малого предпринимательства участвуют в реализации областных программ: “В каждой семье один работающий”, “Нет безработной молодежи”, “Возрождение Аула”. Проведенный SWOT- анализ сектора малого бизнеса показывает, что слабые стороны практически не изменились с 1997 года, когда готовилась Стратегия развития Республики Казахстан на период до 2030 года. - Отсутствие четко выраженных практических мер по проведению политики поддержки малого бизнеса и подготовки кадров. - Противоречивость законодательных и нормативных актов. - Проблемы доступа к финансовым источникам (отсутствие стартового капитала, эффективного залогового и страхового механизма).
- Отсутствие эффективного механизма кооперации с крупными предприятиями, условий для развития франчайзинга. - Отсутствие у начинающих предпринимателей знаний и навыков работы в рыночных условиях, их правовая неосведомленность. - Бюрократизм, коррупция, вымогательство. - Слабость и фрагментарность инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. - Жесткая налоговая и таможенная политика, особенно в вопросах администрирования. - Повышенная чувствительность малого предпринимательства к экономическим изменениям. - Низкий уровень специализации малого предпринимательства, недостаточный уровень необходимого информационного обеспечения. Принятые в последнее время усилия со стороны государства по созданию нормативно-правовой базы регулирования малого предпринимательства не решили проблем по созданию благоприятного климата для этого сектора экономики. В действующем законодательстве имеется расхождения в критериях определения субъектов малого бизнеса, что создало проблемы в получении реальных статистических данных, не говоря о стимулировании развития этого сектора экономики. В налоговом законодательстве значительно усилилось налоговое администрирование, без учета специфики субъектов малого бизнеса, что привело к значительному увеличению выплаты штрафов, что привело к тому, что по г.Алматы предпринимателями в 2004 году было выплачено 2 млрд. тенге штрафов и пени, в том числе за ненадлежащее заполнение форм отчетности. В стране действуют 11 тысяч актов Правительства, около 3 тысяч приказов, зарегистрированных Министерством юстиции, свыше 25 тысяч нормативных актов, принятых на местном уровне. Немалая часть подзаконных актов противоречат действующим законам, да и в самих законах встречаются несоответствия, что создает большие трудности в повседневной работе. Периодически проводимые акции «Чиновник и предприниматель», хотя и способствовали выявлению и отмене незаконных актов, но так не смогли в корне решить эту проблему.[12]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|