Методика расчета показателей, характеризующих уровень и распространение низких доходов
Определение показателей, характеризующих уровень низких доходов Измерение уровня низких доходов производится путем установления линии (порога или ограничения), ниже которой лица или домохозяйства считаются имеющими недостаток средств для обеспечения стоимости жизни, определяемой исходя из понятий относительно низких (минимальных) потребностей. Измерение основывается на подходах: - абсолютном, исходя из совокупной стоимостной оценки прожиточного минимума основных потребностей (в продуктах питания, одежде, жилье и т.д.), которые устанавливаются нормативным (или дополненным другими способами измерения) методом на основе научнообоснованных нормативов потребления; - относительном, исходя из сложившихся соотношений в распределении доходов по различным группам населения и определения на этой основе уровня средних доходов наименее обеспеченной группы (или нескольких групп); - субъективном, основанном на обследованиях общественного мнения об уровне низких или недостаточных доходов. Стоимостная величина, по отношению к которой производится измерение низких доходов, определяется на основе методологических положений, устанавливающих порядок включения в состав доходов населения (домохозяйств) статей денежных поступлений с добавлением (или без) иных видов поступлений в денежной оценке. Методика расчета величины промежуточного минимума Величина прожиточного минимума является показателем абсолютного измерения низких доходов с использованием нормативов потребления важнейших благ и услуг на минимально допустимом уровне. Расчеты стоимостной величины прожиточного минимума осуществляются на основании Методических рекомендаций по расчетам прожиточного минимума по регионам Российской Федерации.
Прожиточный минимум представляет собой натуральный набор продуктов питания, учитывающий диетологические ограничения и обеспечивающий минимально необходимое количество калорий, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре затрат на эти цели бюджетам низкодоходных домашних хозяйств. Оценка системы показателей статистического изучения доходов Для изучения структуры и динамики доходов используются данные баланса денежных доходов и расходов населения. На основе этого баланса рассчитываются и публикуются такие статистические показатели, характеризующие доходы и расходы населения как: денежные доходы населения, включающие оплату труда, пенсии, пособия, стипендии, поступления от продажи продуктов сельского хозяйства; доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов; доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, страховые возмещения; ссуды; доходы от продажи иностранной валюты; денежные расходы и сбережения населения. Сопоставление показателей между собой позволяет расширить возможности анализа. Структуру доходов населения России можно проследить по данным таблицы Таблица 2 - Структура денежных доходов населения России в 2000-2006 гг.(в %)
Анализируя данные таблицы, можно сделать следующие выводы. В структуре денежных доходов в 2000 году основную долю составляет оплата труда – 74,1%. В 2000 году доходы от предпринимательской деятельности отсутствуют. Социальные трансферты составляет в общей структуре денежных доходов 13,0%, а доходы от собственности – 12,9%. В 2004 году в структуре денежных доходов наибольшую долю составляет также оплата труда – 46,4%. Существенное изменение произошло в структуре 2004 года по сравнению с 2000 годом, появились доходы от предпринимательской деятельности и они составляют 31,9%. Доля социальных трансферт составляет 17,4% в общей структуре денежных доходов. Доходы от собственности равны 4,3%. В 2006 году практически сравнялись два показатели: оплата труда и доходы от предпринимательской деятельности, они равны соответственно 39,5% и 38,6%. Доля социальных трансфе5ртов составляет 16,7%. Наименьшую часть в структуре денежных доходов в 2006 году составляют доходы от собственности.
Одной из наиболее острых социальных проблем по-прежнему остается высокая степень расслоения населения по уровню доходов. Рассмотрим распределение денежного дохода по 20% децильным группам. Распределение общего объема денежных доходов населения приведено в таблице. Одной из наиболее острых социальных проблем по-прежнему остается высокая степень расслоения населения по уровню доходов. Рассмотрим распределение денежного дохода по 20% децильным группам. Распределение общего объема денежных доходов населения приведено в таблице.
Так, на долю 20% наиболее обеспеченного населения приходится около 47% от всех денежных доходов населения, в то время как на долю 20% наименее обеспеченного населения приходится менее 6% всех доходов. Если сравнивать 2004 год с 2003 годом, то группа населения с наименьшими доходами сократилось на 0,1%, а группа населения с с наибольшими доходами увеличилась на 0,4%. Наиболее адекватным выражением обобщенной оценки дифференциации доходов в масштабах всего населения является коэффициент концентрации доходов или индекс Джини. Индекс Джини за 2003 год составил 0,4124 (за 2004 год - 0,4102). Поскольку данный индекс намного меньше единицы, то можно судить о более или менее равномерном распределении доходов между населением страны и это расслоение в 2004 году ненамного снизилось. Таблица 4 - Денежные доходы и расходы населения
В экономико-статистическом анализе данной таблицы можно отметить следующее. Как доходы населения, так и его расходы с каждым годом продолжают расти. Но если в 2003 году разница между доходами и расходами была 967,7 млрд.руб., в 2004 году увеличилась в 7,7 раза, то уже в 2005 году по сравнению с 2004 годом увеличилась всего в 2,2 раза. Мы видим явную тенденцию снижения разницы между доходами и расходами населения. В объеме денежных доходов населения в 2004-2006 годах учтены смешанные предпринимательские доходы, в частности, участие в прибыли предприятий, доходы от реализации товаров на неорганизованном рынке, в том числе завезенных из других стран. В структуре доходов в 2006 году 39% составила оплата труда, социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии) занимали 17%. В структуре использования денежных доходов возросла доля расходов населения на покупку товаров и оплату услуг, при некотором снижении доли на покупку иностранной валюты и прироста денег на руках. Таблица 5 - Среднемесячная начисленная заработная плата работников предприятий и организаций по отраслям экономики (рублей)
2005 |
2006 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всего в экономике | 58663 | 220351 | 483629 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Промышленность | 63447 | 228528 | 558142 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сельское хозяйство | 36019 | 111266 | 225743 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Строительство | 77979 | 283295 | 660129 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Транспорт | 88361 | 330231 | 760662 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Связь | 62969 | 271448 | 580094 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Торговля, общественное питание; материально-техническое снабжение и сбыт; заготовки | 46773 | 173411 | 416038 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Информационно-вычислительное обслуживание | 54245 | 234348 | 504758 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Геология и разведка недр, геодезия и гидрометслужба | 84015 | 304589 | 694727 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЖКХ, непроизводственные виды бытового обслуживания населения | 54040 | 212561 | 519504 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение | 44612 | 167839 | 343745 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Образование | 40141 | 152209 | 306810 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Культура и искусство | 36374 | 137017 | 282308 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наука и научное обслуживание | 39645 | 171720 | 364881 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кредитование, финансы и страхование | 142557 | 459417 | 791860 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аппарат органов управления | 67700 | 256749 | 532679 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проанализировав данную таблицу можно видеть, что заработная плата по всем отраслям без исключения росла с 2004 по 2006 годы.
Наибольшую заработную плату из года в год получают работники, занятые в кредитовании, финансах и страховании, которая составила в 2006 году 791860 рублей, а самую наименьшую заработную плату получают работники сельского хозяйства, составляющая в 2006 году 225743 рублей, что в 2,3 раза меньше, чем средняя заработная плата по отраслям экономики.
|
|
Перспективы социально-экономического развития
Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, проект которой опубликован на официальном сайте Правительства РФ, направлена на обеспечение устойчивого повышения уровня жизни населения и высоких темпов экономического роста, снижение социального неравенства, дальнейшее утверждение экономической и политической роли страны в мировом сообществе. Цели и задачи деятельности Министерства на 2007-2009 годы определены на исходя из посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006г. № 38-р, и направлены на обеспечение достижения следующих целей Правительства Российской Федерации:
- повышение материального уровня жизни населения;
- повышение уровня здоровья населения;
- обеспечение потребностей в социальном обслуживании и социальной поддержке;
- обеспечение продуктивной занятости и достойных условий труда;
- воспроизводство и развитие потенциала трудовых ресурсов.
С учетом задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года, главными направлениями работы в социальной сфере в предстоящий период будут:
- решение демографических проблем на основе повышения рождаемости и сокращения смертности;
- реализация приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в целях повышения доступности и качества медицинской помощи;
- поддержка старшего поколения на основе повышения уровня пенсионного обеспечения и эффективности предоставляемой социальной помощи.
Мероприятия, проводимые по этим направлениям, наряду с другими мерами социальной направленности, прежде всего по повышению заработной платы и увеличению занятости населения, будут способствовать решению главной задачи – последовательного повышения уровня и качества жизни населения, сокращения бедности, обеспечения всеобщей доступности основных социальных услуг.
Одна из целей государства – повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам.
Данная цель носит межведомственный характер и требует четкого взаимодействия различных федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Достижение данной цели в полном объеме возможно только при устойчивом экономическом росте, снижении темпов инфляции, проведении сбалансированной налоговой политики. Уровень достижения цели зависит также от своевременного выделения в полном объеме бюджетных средств (как из федерального, так и из региональных бюджетов), предусмотренных на реализацию соответствующих программ, средств государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации).
Повышение благосостояния населения в значительной степени связано с ситуацией на рынке труда и занятостью населения.
Главными тактическими задачамиМинистерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в достижении вышеуказанной цели являются:
- содействие росту заработной платы;
- содействие улучшению пенсионного обеспечения и развитию пенсионного страхования;
- развитие системы государственной поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите, содействие усилению адресности социальной помощи, оказываемой субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
1. Содействие росту заработной платы.
В рамках данной задачи Министерство подготавливает предложения по:
- повышению минимального размера оплаты труда, поэтапному приближению минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму трудоспособного населения;
- увеличению уровня заработной платы работников федеральных бюджетных организаций с целью сближения среднего размера оплаты труда бюджетников с размерами заработной платы, сложившимися во внебюджетной сфере;
- совершенствованию систем оплаты труда работников федеральных бюджетных организаций.
В 2007 году проводилась индексация заработной платы работников бюджетной сферы в размерах, обеспечивающих выполнение задачи, поставленной Президентом Российской Федерации о повышении к 2008 году (по сравнению с 2005 годом) реальных доходов этих работников не менее чем в 1,5 раза. Индексация размеров оплаты труда работников бюджетной сферы в 2008-2009 годах должна обеспечить рост реальной заработной платы не ниже, чем в целом по стране и стабилизацию соотношения между размерами оплаты труда бюджетников и по экономике в целом на уровне, достигнутом в 2007 году.
2. Содействие улучшению пенсионного обеспечения и развитию пенсионного страхования
В рамках данной задачи Министерство подготавливает предложения по:
- повышению уровня пенсионного обеспечения с целью доведения к концу 2009 года размера среднегодовой социальной пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера;
- стимулированию граждан к активному участию в дополнительном пенсионном страховании;
- развитию системы негосударственного пенсионного обеспечения населения и профессиональных пенсионных систем.
Данная задача направлена на повышение в долгосрочной перспективе уровня пенсионного обеспечения за счет формирования дополнительных пенсионных накоплений гражданами в рамках системы обязательного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения, а также работодателями для лиц, занятых в особых условиях труда, в рамках профессиональных пенсионных систем, при условии обеспечения долгосрочной финансовой, политической и социально-экономической стабильности в стране, эффективного развития и повышения надежности финансовых рынков, на которых размещаются средства пенсионных накоплений.
В числе конкретных мер, направленных на реализацию данной задачи:
- принятие законодательных актов, предусматривающих введение дополнительного пенсионного страхования и профессионального пенсионного страхования, создание профессиональных пенсионных систем и нормативно-правовое обеспечение их функционирования;
- обеспечение реализации права граждан на добровольную уплату дополнительных страховых взносов, выбора негосударственной организации для управления средствами пенсионных накоплений, а также мер по надлежащему персонифицированному учету приобретаемых прав в системе обязательного пенсионного страхования.
3. Развитие системы государственной поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите, содействие усилению адресности социальной помощи, оказываемой субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
В 2007-2009 годах предусматривается провести работу по переориентированию деятельности системы органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований преимущественно на предоставление помощи семьям, находящимся за чертой бедности. Будут разрабатываться и внедряться информационные технологии и эффективные методики адресной социальной помощи и содействия бедным семьям, хорошо зарекомендовавшие себя в российской и международной практике.
Программы помощи бедным будут носить комплексный характер и предусматривать сочетание материальной помощи бедным с мерами по социальной интеграции и повышению конкурентоспособности на рынке труда. Это предполагает наличие тесной координации деятельности органов социальной защиты с органами занятости населения и органами, осуществляющими предоставление жилищных субсидий и иных форм социальной помощи, на основе совместного планирования и реализации социальных программ и использования единых баз данных о бедных домохозяйствах.
Особое внимание будет уделено обеспечению эффективного взаимодействия органов социальной защиты и занятости населения с негосударственными организациями, чья деятельность направлена на оказание помощи нуждающимся категориям населения, а также с представителями делового сообщества. Предстоит обеспечить развитие механизмов частно-государственного партнерства, позволяющих объединять средства государства и частных благотворителей, а также привлекать негосударственные организации для совместной разработки и реализации программ сокращения бедности на условиях государственного социального заказа, социальных грантов и в иных формах.
Конечным результатом мероприятий, реализуемых в рамках данной стратегической цели задач, должно стать существенное сокращение бедности, снижение дифференциации в денежных доходах как между группами населения, так и между регионами.
Задачи
Задача 1
Имеются следующие данные о денежных доходах и расходах населения района по данным обследования домашних хозяйств, млн. руб.:
Показатель | Базисный год | Отчетный год |
Денежные доходы: Оплата труда Социальные трансферты Доходы от собственности, предпринимательской деятельности и др. | 3296 1234 2570 | 4120 1397 5383 |
Денежные расходы: Покупка товаров и оплата услуг Оплата обязательных платежей и взносов Накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах На покупку валюты | 4875 468 347 990 | 7540 720 530 1540 |
Средний индекс потребительских цен на товары и услуги | 1,0 | 1,22 |
Численность занятого населения, тыс. чел. | 580 | 425 |
На основе приведенных данных определите:
1. номинальные располагаемые денежные доходы;
2. денежные расходы;
3. прирост денег на руках у населения;
4. структура номинальных доходов и расходов (представьте в таблице и на графике);
5. удельный вес расходов в денежных доходах населения;
6. реально располагаемые денежные доходы;
7. индекс покупательной способности рубля;
8. индексы средней номинальной и реальной заработной платы
Результаты расчетов представьте в таблице. Сделайте выводы.
Решение:
Номинальные денежные доходы рассчитываются по формуле:
НДД=От+Ст+Дс,
где НДД –номинальные денежные доходы, млн. руб.;
От – оплата труда, млн. руб., млн. руб.;
Дс – доходы от собственности, предпринимательской деятельности и др.
НДДбазисный год = 3296+1234+2570= 7100 млн. руб.
НДДотчетный год=4120+1397+5383=10900 млн. руб.
Номинальные денежные расходы рассчитываются по формуле:
НДР=Пт+Оп+Нсб+Пв,
где НДР – номинальные денежные расходы, млн. руб.;
Пт – покупка товаров и оплата услуг, млн. руб.;
Нсб – накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах, млн. руб.;
Пв – покупка валюты, млн. руб.
НДРбазисный год= 4875+468+347+990=6680 млн. руб.
НДРотчетный год= 7540+720+530+1540=10330 млн. руб.
Прирост денег на руках населения определяется по формуле:
Прирост=НДД-НДР
Приростбазисный год=7100-6680=420 млн. руб.
Приростотчетный год=10900-10330=570 млн. руб.
Таблица 6 - Структура номинальных доходов
Показатели | Базисный год | Структура | Отчетный год | Структура |
Денежные доходы: | 7100 | 100% | 10900 | 100% |
Оплата труда | 3296 | 46,42% | 4120 | 37,80% |
Социальные трансферты | 1234 | 17,38% | 1397 | 12,82% |
Доходы от собственности | 2570 | 36,20% | 5383 | 49,38% |
Рис. 1 - Структура номинальных доходов за базисный год
На основании таблицы №1.1. и рис.№1.1., можно сделать следующие выводы. Основную долю в структуре номинальных денежных доходов занимает оплата труда – 46,42%. Достаточно большую долю в общей структуре занимают доходы от собственности, предпринимательской деятельности -36,20%. Наименьшую долю в общей структуре занимают социальные трансферты – 17,38%.
Рис. 2 - Структура номинальных доходов за отчетный год
В структуре номинальных доходов за отчетный период наибольшую часть занимают доходы от собственности, предпринимательской деятельности. Оплата труда составляет в общей структуре номинальных доходов 37,80%. Наименьшую долю также как и в базисном году занимают социальные трансферты – 12,82%.
Таблица 7 - Структура номинальных расходов
Показатели | Базисный год | Структура | Отчетный год | Структура |
Денежные расходы: | 6680 | 100% | 10330 | 100% |
Покупка товаров и оплата услуг | 4875 | 72,98% | 7540 | 72,99% |
Оплата обязательных платежей и взносов | 468 | 7,00% | 720 | 6,97% |
Накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах | 347 | 5,20% | 530 | 5,13% |
Покупка валюты | 990 | 14,82% | 1540 | 14,91% |
Рис. 3 - Структура номинальных расходов за базисный год
На основании таблицы №1.2. и рис. №1.3. можно сделать следующие выводы. Основную долю в структуре номинальных расходов составляет покупка товаров и оплата услуг – 72,98%. Оплата обязательных платежей составляет 14,82% в общей структуре. Оплата обязательных платежей и взносов составляет 7%. Покупка валюты составляет 5,20%.
Рис. 4 - Структура номинальных расходов за отчетный год
Также как и в базисном году в отчетном году основную долю составляет покупка товаров и оплата услуг – 72,99%. Оплата обязательных платежей составляет 6,97%. Наименьшую долю составляют в общей структуре накопление сбережений – 5,13%. Доля покупки валюты составляет в общей структуре 14,91%.
Удельный вес расходов в денежных доходах населения определяется по формуле:
Уд.вес=
Уд.весбазисный год= *100%=94,08%
Уд.весотчетныйгод= *100%=94,77%
Индекс покупательной способности рубля – показатель, обратный индексу цен.
Jпс= ,
где J пс - индекс покупательной способности рубля;
Jц- индекс цен;
Jпс= =1 – индекс покупательной способности рубля в базисном году
Jпс= =0,82- индекс покупательной способности рубля в отчетном году
Реально располагаемые денежные доходы определяются по формуле
РРД= (НДД-НП) х Jпс,
где НДД - номинальные денежные доходы, млн. руб.,НП - налоги, обязательные платежи, млн. руб.РРДбазисный год=(7100-468)*1=6632 млн. руб.РРДотчетный год=(10900-720)*0,82=8347,6 млн. руб.Определяем индекс средней заработной платы: ИНЗ= , где ИНЗ – индекс средней номинальной заработной платы;Средняя номинальная заработная плата определяется по формуле: НЗ= , где От – оплата труда в отчетном году и базисном году;Ч – численность занятого населения.НЗбазисный год= =5682,75 руб.НЗотчетный год= =9694,18 руб.ИНЗ= =1,706Индекс реальной заработной платы определяется по формуле: ИРЗ= ИРЗ = =1,398 Таблица 8 - Сводная таблицаПоказатели | Базисный год | Отчетный год |
1.Номинальные располагаемые денежные доходы, млн. руб. | 7100 | 10900 |
2.Номинальные денежные расходы, млн.руб. | 6680 | 10330 |
3.Прирост денег на руках у населения, млн. руб. | 420 | 570 |
4.Индекс покупательной способности рубля | 1 | 0,82 |
5.Реально располагаемые денежные доходы, млн.руб. | 6632 | 8347,6 |
6.Индекс средней номинальной заработной платы | 1,706 | |
7. Индекс реальной заработной платы | 1,398 |
2003 г. | 2004 г. | |
Денежные доходы- всего, в т.ч. АО 20:м группам населения: | 100 | 100 |
-первая (с наименьшими доходами) | 5,5 | 5,4 |
-вторая | 10,3 | 10,2 |
-третья | 15,3 | 15,1 |
-четвертая | 22,7 | 22,7 |
-пятая (с наибольшими доходами) | 46,2 | 46,6 |
На основе приведенных данных:
1. рассчитайте коэффициенты Джинни и Лоренса;
2. построите кривые Лоренса за каждый год
Проанализируете динамику полученных показателей и изменение кривой Лоренса
Решение:
Коэффициент концентрации доходов Лоренца (L) и коэффициент концентрации доходов Джини (индекс Джини – Q) характеризуют степень неравенства в распределении доходов населения:
хi – доля населения, имеющего доход не выше максимального уровня в i-й группе;
yi – доля доходов i-й группы в общей сумме доходов населения;
cum yi – кумулята – сумма накопленных частостей.
Коэффициенты Лоренца и Джини изменяются в пределах от 0 до 1. Чем выше значение этих коэффициентов, тем большее неравенство существует при распределении доходов. При абсолютном равенстве в распределении доходов значение коэффициентов равно 0, при абсолютном неравенстве – 1.
Рассчитаем коэффициенты Джини и Лоренца за 2003 год
L= =0,289
Необходимые расчеты для определения коэффициенты Джини представлены в таблице.
Таблица 9 - Расчет коэффициента Джини
|
|