Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объективные (эмпирические) методы психологии их применение.




Психология как наука: предмет, задачи, структура (отрасли) науки психологии, связь с другими науками.

 

Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики и психических явлений.

Предметом изучения психологии являются психика и психические явления. Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

В психологии решаются следующие взаимно связанные задачи:

1. Изучение качественных (структурных) особенностей психических процессов, как отражений объективной действительности.

2. Анализ становления и развития психических явлений в связи с обусловленностью психики объективными условиями жизни и деятельности человека.

3. Изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических процессов.

К отраслям психологии относятся:

1. Педагогическая психология, изучающая психологические особенности и закономерности процессов обучения и воспитания подрастающего поколения.

2. Детская психология, изучающая особенности психики детей разных возрастов.

3. Психология труда, имеющая своей задачей изучение психологических особенностей трудовой деятельности в целях рационализации процессов труда и улучшения постановки производственного обучения.

4. Инженерная психология, усиленно развивающаяся в последнее время в связи с совершенствованием техники трудовых процессов.

5. Психология искусства, изучающая психологические особенности творческой деятельности в различных видах искусств.

6. Патопсихологи я, изучающая нарушения и расстройства психической деятельности при различных заболеваниях и тем содействующая разработке рациональных методов лечения.

7. Психология спорта, изучающая психологические особенности спортивной деятельности.

8. Психология космонавта, изучающая особенности психических процессов человека в условиях космического полета.

9. Психология спорта; инженерная психология; психология творчества и др.

Самая близкая связь с психологией - философия. Это вызвано тем, что вопросы психологии длительное время изучались в рамках философии и лишь в середине XIX в. психология стала самостоятельной наукой, отделившись от философии. Другой наукой, которая находит очень много общих с психологией интересов в разработке проблем, связанных с обществом и личностью, является социология. Еще одной общественной наукой, тесно связанной с психологией, является педагогика. На первый взгляд эти науки неразделимы между собой, поскольку воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности. Психология связана с медицинскими и биологическими науками. Связь психологии с этими науками обусловлена двойственной природой человека как социального и одновременно биологического существа.

 

Методы детской психологии и их использование воспитателем.

К основным методам детской психологии относят наблюдение, эксперимент, беседу и анализ продуктов детской деятельности. Ведущим методом является наблюдение.

Наблюдение предполагает целенаправленное восприятие и фиксацию психологических фактов. В процессе наблюдения у исследователя складывается целостное представление о личности ребенка.

Объективность наблюдения достигается при соблюдении трех условий. Первое условие: ребенок не знает, что он является объектом изучения. Второе условие: наблюдение проводится не от случая к случаю, а систематически. Третье условие, обеспечивающее объективность наблюдения, состоит в правильной позиции исследователя.

Отрицательное отношение к ребенку приводит к тому, что взрослый не замечает положительных черт или объясняет их как случайные, выделяя и подчеркивая негативные стороны.

И наоборот, положительное отношение к малышу, предпочтение его другим детям заставляют педагога обращать внимание только на позитивные стороны, преувеличивать достижения, а отрицательные моменты не видеть.)

Различают несколько видов наблюдения: полное и частичное, включенное и невключенное. Полное предполагает исследование всех психических проявлений, частичное — одного из них, например речи или игры. Наблюдение зависит от позиции наблюдателя, который может быть включен в группу детей и взаимодействует с ними, одновременно наблюдая, или находится вне детской деятельности.

Эксперимент предполагает специально созданные условия для изучения психики ребенка. Одним из видов психологического эксперимента являются тесты, которые представляют из себя систему специально подобранных заданий, предлагаемых детям в строго определенных условиях.

Вспомогательные методы: анализ результатов детской деятельности (рисунков, поделок, сочиненных детьми сказок и пр.) и метод беседы. Особенно широко используется анализ детских рисунков. В детских рисунках отражаются эмоциональное состояние ребенка, особенности восприятия окружающих людей и предметов, характер отношений с окружающими. Метод беседы можно использовать только после 4-5 лет, когда дети достаточно хорошо владеют речью, но он не подходит для детей с проблемами в использовании речи или ввиду стеснительности ребёнка он не может быть открыт.

Объективные (эмпирические) методы психологии их применение.

 

К этой группе относятся следующие методы:

1) наблюдение (сплошное, выборочное);

2) эксперимент (лабораторный, естественный, формирующий); Лабораторный эксперимент проводят в специально создаваемых и контролируемых условиях, как правило с применением специальной аппаратуры и приборов. Суть естественного заключается в том, что исследователь оказывает воздействие на испытуемых в привычных условиях их деятельности. Формирующий эксперимент – это метод исследования в условиях специально организованного экспериментального педагогического процесса;

3) тестирование (достижений, способностей, профпригодности и др.); метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу значений;

4) анализ продуктов деятельности (графологический, контент-анализ, анализ рисунков и др.);

5) опрос (анкетирование, беседа, интервью);

6) математическое моделирование и статистический анализ. Математический метод используется в психологии не в качестве самостоятельного, а включается как вспомогательное средство повышения надежности, объективности, точности получаемых данных. Ряд статистических методов был создан специально для проверки качества психологических тестов. Эмпирические методы добывания научных данных. К этой группе относятся наблюдение (включая самонаблюдение), экспериментальные методы; психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью и беседа); анализ процессов и продуктов деятельности (рисунков, лепки, ученических работ различного рода); биографические методы (анализ событий жизненного пути человека, документов, свидетельств и т.д.). Наблюдение особенно активно используется при изучении детского развития, бесспорный приоритет этого метода отмечал, например, известный французский психолог Анри Валлон, подчеркивая его исключительность для изучения раннего детства.

Эмпирические методы с детьми и подростками чаще всего проводят в привычных условиях детского сада, школы и др. Поэтому в возрастной и педагогической психологии нередко используется вариант естественного эксперимента, осуществляемый в рамках игровой, трудовой и учебной деятельности растущего человека. Спецификой возрастной и педагогической психологии следует признать так называемый формирующий эксперимент, в рамках которого создаются специальные условия изучения динамики развития психологических особенностей в процессе их целенаправленного формирования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...