Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические особенности раннего детства.




См.начало билета 26, там всё расписано, начиная с новорождённого этапа (У ВАС было всё не то!!).

Период младенчества состоит из двух подпериодов: 1 период – до 5-6 месяцев, 2 период – от 5-6 месяцев до 12 месяцев. Ребенок приходит в этот мир слабым и совершенно беспомощным, он не может удовлетворить самостоятельно ни одной своей потребности. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого составляют специфику социальной ситуации развития младенца. Новорожденный, приобретая способность реагировать на голос матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней тонкие эмоциональные связи.

Примерно в 1 месяц появляется «комплекс оживления» - эмоциональная реакция, ее особенность – улыбка, которая знаменует собой появление первой социальной потребности – потребности в общении, которая означает, что ребенок в своем психическом развитии переходит в новый период, заканчивается период новорожденности и начинается младенчество. Ребенок интенсивно растет, начинает интенсивно двигаться, тем самым приобретает возможность познания окружающего мира. В первую очередь важно рассмотреть развитие восприятия и тонких ручных движений. Восприятие – зрительное сосредоточение, появившееся на этапе новорожденности совершенствуется, после 2-го месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 – 7-8 минут, появляется возможность следить за движущимися предметами, в 4 – ребенок не просто смотрит, но и активно реагирует на увиденное, двигается и подвизгивает. Ребенок зрительно воспринимает объекты по форме, сложности и цвету, развивается также пространственное восприятие. Считается, что младенец имеет целостную картину мира, а не мозаичный набор цветовых пятен, линий и разрозненных предметов, он воспринимает не отдельные свойства объектов, а объекты в целом, он создает обобщенные образы предметов. Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает. Взрослые должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь разнообразить окружающую обстановку.

Движения и действия. Для изучения познавательного развития ребенка наиболее важным будет развитие движений руки. Движения рук младенцев направлены к предмету, в 5-6 месяцев он уже может схватить предмет, что требует сложных зрительно-двигательных координаций. Значение этого момента велико: хватание – первое целенаправленное действие ребенка, оно является обязательным условием, основой освоения манипуляций с предметами. Во втором полугодии движения рук и действия интенсивно развиваются. Сначала младенец размахивает схваченными предметами, бросает, подбирает их и т.д., потом развертываются цепи одинаковых, повторяющихся действий, которые Жан Пиаже назвал круговыми реакциями.

После 7-ми месяцев встречаются «соотносящие» действия: ребенок вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек. После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, позволяющий относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослого: ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку. Но эти функциональные действия не становятся еще предметными, они связаны с отдельными объектами, с которыми действовал взрослый, показывая, как укачивать куклу, как кормить ее с ложки и т.п. Переноса действий на другие предметы еще не происходит. Поэтому ребенок будет качать именно ту куклу, с которой они играли с мамой, и не сможет качать мишку. Тем не менее, к концу года ребенок начинает познавать мир человеческих предметов и осваивать правила действий с ними. Восприятие и действие – та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте. В течение года усложняются познавательные задачи, которые способен решить ребенок, сначала только в плане восприятия, затем используя двигательную активность. Память. Первым появляется узнавание – способность соотносить новые впечатления с имеющимися у них образами, в 3-4 месяца – узнает игрушку, в 4 – знакомое лицо.

В 8 месяцев появляется воспроизведение – восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта. Эмоциональное развитие зависит от общения с близкими взрослыми. В 3-4 месяца у детей разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность, тревожность при физическом дискомфорте, расслабление при удовлетворении потребности. После того, как ребенок научился узнавать и бурно радоваться маме, он доброжелательно реагирует на любого человека, после 3-4 месяцев улыбается знакомым, в 7-8 месяцев усиливается беспокойство при появлении незнакомых. В 7-8 - появляется «страх расставания» - грусть или острый испуг при исчезновении мамы. К 1 году ребенок стремится не только к чисто эмоциональным контактам, но и к совместным действиям.

Речевое развитие – в 1-ом полугодии формируется речевой слух, сам ребенок издает гуление. Во 2-ом полугодии возникает лепет, к концу года ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, с появлением которых связан новый этап в психическом развитии ребенка.

Кризис 1 года. переходный период междумладенчеством и ранним детством, связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций, которые возникают, когда взрослые не понимают желаний ребенка, его слов, жестов, или понимают, но не выполняют то, чего он хочет. Поскольку ребенок уже многое умеет, ходит или активно ползает по дому, увеличивается круг досягаемых предметов, взрослые на многое говорят «нельзя», на которое и возникают аффективные вспышки: крик, падают на пол, бьют по нему руками и ногами. Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь, называемая Л.С. Выготским автономной, которая характеризуется ситуативностью и многозначительностью. Она во многом отличается от речи взрослого, прежде всего по звуковой форме и по смыслу. Ребенок может называть одним словом многие вещи, например, увидев утку в пруду, он назовет ее «уа», потом вода в ванне, вино в бокале тоже будет «уа», и не только утка будет «уа», но и все птицы или предметы по форме напоминающие ее тоже будут названы «уа». Такую речь могут понимать только очень близкие взрослые.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...