Право собственности на природные ресурсы
Термин "право собственности на природные ресурсы" означает: • совокупность правовых норм, регулирующих данный вид отношений. Такие правовые нормы предусмотрены статьями 8, 9, 35, 36, 72 Конституции РФ, положениями Гражданского кодекса РФ, других нормативных актов (право собственности в объективном смысле); • совокупность правомочий лица по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом (объектом собственности) - право собственности в субъективном смысле; • правоотношение, возникающее между собственником и иными лицами. В ст. 9 Конституции РФ записано: земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Частной собственности (двум ее формам - индивидуальной и коллективной) отводится приоритетная роль. Государственная собственность на землю и другие природные ресурсы утратила свое монопольное положение, хотя и продолжает занимать лидирующую позицию в общем объеме собственности на землю и недра. Сравнительно новая для российского законодательства муници пальная форма земельной собственности не является разновидностью государственной собственности, но и не относится к видам частной собственности. В качестве субъектов права собственности выступают граждане и юридические лица, включая иностранцев, если они осуществляют на территории Российской Федерации инвестиционную деятельность посредством создания или приобретения предприятий со стопроцентным иностранным капиталом. Kруг субъектов государственной и муниципальной собственности устанавливается законом. Субъектами права государственной собственности являются органы представительной и исполнительной власти федерации, республик, входящих в состав федерации, краев областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
К субъектам права муниципальной собственности относятся представительные и исполнительные органы местного самоуправления городов и районов. Различают два способа приобретения прав на землю и другие природные ресурсы - административно-правовой и гражданско-правовой. Административно-правовой способ предусматривает предоставление земель и природных ресурсов: в собственность; во владение; в пользование; в аренду. Гражданско-правовой способ распространяется на: куплю-продажу (по конкурсу, с аукциона); приватизацию; выдел доли; выкуп залога; долгосрочную аренду; наследование. Основания прекращения права собственности на землю и другие природные ресурсы: объективные причины: прекращение права собственности на добровольных началах (продажа, дарение и т. д.), ликвидация предприятия, смерть собственника, изъятие для государственных надобностей; несоблюдение условий пользования: неуплата налогов, нерациональное использование земли и других природных ресурсов, неосвоение земельного участка; нарушение законодательство: нецелевое использование, невыполнение обязанностей по охране природных ресурсов, нарушение экологических требований.
Содержание права собственности на природные объекты
Ключевыми составляющими права собственности на землю и иные природные объекты являются: пользования и право распоряжения. Право владения природными объектами означает нахождение объекта природы во власти какого-либо субъекта, обладание и удержание этого объекта, фактическое господство над ним. Различают полное и частичное владение землей и природными объектами. Полное владение имеет место во всех случаях, когда природный объект размещается на территории республики и иного автономного образования.
Если природный объект находится на территории двух или нескольких субъектов РФ, то порядок владения определяется согласно достигнутому соглашению, а при необходимости - с участием Российской Федерации. Право владения землей и природными объектами является абсолютным, а значит, распространяется на все земельные участки и природные объекты, которые находятся на территории соответствующего субъекта федерации - собственника данного земельного массива. Владея землей и другими природными объектами, государство вправе ограничить или запретить доступ на тот или иной природный объект. Государство вправе также наложить запрет на осуществление определенных видов хозяйственной деятельности. Право владения землей и природными объектами представляет собой юридическую базу для пользования и распоряжения такими объектами. Иными словами, эксплуатация того или иного природного йъекта возможна только на основании статуса владения им. Право пользования землей и природными объектами - еще одно состоятельное правомочие собственника. Оно предусматривает хозяйственную и иную эксплуатацию этих объектов, излечение из них полезных свойств, использование в иных целях ради удовлетворения потребностей общества. Органы местного самоуправления реализуют право собственности следующими способами: 1) через государственные предприятия, учреждения, организации; 2) предоставляют природные объекты в пользование гражданам, негосударственным организациям. Право пользования землей и другими природными объектами характеризуется тремя основными факторами: установлением для пользователей объектами природы определенных правил их эксплуатации; государственный контроль за соблюдением установленных правил; уплата налогов, рентных платежей пользователями природных объектов исходя из доходов, полученных в процессе эксплуатации природных объектов. Право распоряжения собственника землей и природными объектами - третье самостоятельное правомочие, предусматривающее установление юридического статуса природного объекта. Юридический статус объекта, назначаемый государством как собственником, предполагает:
определение категории объекта исходя из его основного целевого назначения; указание цели использования объекта природы при передаче его в собственность, во владение, пользование или аренду определенному лицу (гражданину, организации). Все природные объекты могут быть дифференцированы по категориям: земли подразделены на семь категорий; полезные ископаемые - на две категории (общераспространенные и не относящиеся к таковым); водные объекты различаются в зависимости от пригодности для питьевых и бытовых нужд населения, для лечебных, различных народно-хозяйственных целей и т.п. Дифференциация природных объектов по категориям представляет собой первую стадию в процессе распоряжения ими. На второй стадии происходит распределение и перераспределение объектов между собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами: • предоставление в собственность, аренду и пользование; • изъятие природных объектов; • обмен природными объектами между собственниками, пользователями и арендаторами и т.п.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|