Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Экологизация законодательства





Экологизацией законодательства называется процесс внедрения экологических требований в законодательные и иные нормативные акты, регулирующие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное влияние на окружающую природную среду.

Экологизация как процесс внедрения и распространения экологических требований вытекает из приоритетов законов развития природы, которые человек обязан соблюдать, осуществляя хозяйственную и иную деятельность, оказывающую воздействие на состояние естественной среды обитания.

Цель экологизации законодательства - распространить экологические требования на правила и нормы, регулирующие хозяйственную, управленческую и иную деятельность, оказывающую отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды (например, на правила проектирования, строительства, эксплуатации тех или иных объектов).

Формами экологизации называются соответствующие правовые акты или нормативные документы, содержащие технические, технико-экономические и другие положения, требования и правила. Например, строительные, технологические, градостроительные, санитарные и иные нормативы, утвержденные соответствующими органами.

Один из методов экологизации относится к сфере применения норм права, другой - к их разработке.

Первый метод предусматривает экологизацию не самой нормы закона а правоотношения, возникающего в процессе выполнения законного требования.

В соответствии со вторым методом экологизации законодательства разрабатываются новые правовые нормы или технико-экономические нормативы, в обязательном порядке предусматривающие эколого-правовые требования. Практика законотворческой деятельности показывает, что метод используется наиболее часто во всех отраслях законодательства. Самое широкое распространение он получил в отраслях, регулирующих нормы осуществления хозяйственной деятельности.

 

Экономический механизм охраны окружающей природной среды



 

Задачи экономического механизма охраны окружающей природной среды:

планирование и финансирование мероприятий по охране природы;

предельно допустимых норм выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, порядка размещения отходов;

разработка системы платежей за использование природных ресурсов, осуществление выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;

установление системы налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении предприятиями малоотходных и ресурсосберегающих технологий, а также при использовании нетрадиционных видов энергии, других эффективных мер по охране окружающей природной среды;

возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.

Последние десятилетия экологи называют периодом регламентированных взаимоотношений с природой, поскольку возросла актуальность количественных и качественных оценок не только ее состояния, но и регулирования размеров антропогенной нагрузки. Основу законодательства, предусматривающего порядок использования и охраны природной среды, а также обеспечивающего безопасность среды для человека, составляет система экологического нормирования. Государственные природоохранительные органы Российской Федерации совместно с органами государственной статистики, природопользователями ведут количественный и качественный учет природных ресурсов и вторичного сырья, производят их социально-экономическую оценку.

Лимиты на природопользование представляют собой систему экологических ограничений по территориям и предусматривают установленные на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства.

Лимиты на природопользование устанавливаются для предприятий -природопользователей специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды с учетом экологической обстановки в определенном регионе.

Возмездный характер природопользования означает установление платы за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды, за другие виды воздействия.

Плата за природные ресурсы (землю, недра, воды, лес и иную растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:

• за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

• за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

• на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Плата за загрязнение окружающей природной среды, другие виды воздействия взимается за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения как в пределах, так и сверх установленных лимитов.

Единая система внебюджетных государственных экологических фондов создается в целях восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и решения других природоохранительных задач. В эту систему входят федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды. Средства на счет фондов поступают от предприятий, учреждений, организаций, а также иностранных юридических лиц и граждан.

 

Экологическое страхование

 

Согласно российскому законодательству страхование - это отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении предусмотренных событий за счет денежных фондов, которые создаются из уплачиваемых этими лицами страховых взносов.

Под экологическим страхованием понимаются отношения, направленные на защиту имущественных интересов граждан и юридических лиц при наступлении экологически неблагоприятных последствий за счет денежных фондов, создаваемых страхователями.

Законодательство предусматривает страхование двух видов -добровольное и обязательное государственное экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф.

В качестве объекта экологического страхования выступает риск имущественной ответственности, когда страхователю предъявляются имущественные претензии о возмещении ущерба за загрязнение земель, вод, воздуха в результате наступления страхового события.

Страховым событием экологического страхования признается внезапное, непредвиденное нанесение ущерба окружающей среде в результате аварий, которые привели к выбросу загрязняющих веществ в атмосферу, к загрязнению земной поверхности, сбросу сточных вод.

Размер страхового возмещения, выплачиваемого страхователю, устанавливается договором. Сумма возмещения включает в себя компенсацию:

• ущерба;

•убытков от ухудшения условий жизни и окружающей среды;

• расходов на ликвидацию последствий страхового события (очистку территории, спасение жизни и имущества).

В ряде случаев страховщик может отказать в выплате страхового возмещения. К таким случаям относятся:

• невыполнение страхователем профилактических или предупредительных мер, оговоренных страховщиком при заключении договора;

• недобросовестное отношение страхователя к выполнению определенных обязанностей после наступления страхового события.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.