Стратегический анализ внешней среды
В курсовой работе необходимо разработать стратегию для развития предприятия. Для реализации этой задачи проведем анализ внешней среды - анализ факторов, которые находятся вне сферы постоянного контроля руководства предприятия и которые могут повлиять на его стратегию. Society – социальные факторы (табл. 13) Численность постоянного населения Российской Федерации на 1 августа 2006 г. составила 142,4 млн. человек, сократившись с начала года на 380,4 тыс. человек, или на 0,27 % (на соответствующую дату предыдущего года — на 461,7 тыс. человек, или на 0,32 %), сообщил Росстат. Сокращение численности населения происходило из-за естественной убыли населения, которая в январе-июле 2006 г. уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом 2005 г. на 62,8 тыс. человек. В целом по стране превышение числа умерших над числом родившихся составило 1,5 раза (в январе-июле 2005г. — 1,6 раза), причем в 21 субъекте Российской Федерации оно составило 2 — 2,8 раза. Одной из причин смерти женщин становится рак молочной железы, имеющих явную тенденцию к росту. Ежегодно в мире этот диагноз ставят более 1 млн. женщин. Каждый год заболевание уносит жизни 400 тысяч пациенток. Зачастую это женщины самого цветущего и работоспособного возраста. В России число пациентов с диагнозом "рак молочной железы" составляет 17,6% от всех онкологических больных. В 2005 году количество зарегистрированных больных раком молочной железы в нашей стране составило 408 399 человек. С 2006 г. уже началось абсолютное сокращение численности трудоспособного населения. В настоящее время 61% всего населения России (89 млн. человек) считаются трудоспособным. По разным оценкам, ежегодный темп сокращения трудоспособного населения в РФ с 2006г. составит от 50 тыс. - до 1 млн.
Таблица 13 Основные социальные показатели Российской Федерации в динамике
Реальные располагаемые денежные доходы граждан России выросли в I полугодии 2006г., по предварительным данным, на 11,1% по сравнению с соответствующим периодом 2005г. В июне 2006г. рост доходов составил 15,2% по сравнению с июнем 2005г., по сравнению с маем 2006г. - 6,1%. Такие данные содержатся в оперативном докладе Федеральной службы государственной статистики (Росстат) РФ. Увеличение доходов населения может сказаться на увеличении числа платных обследований, и это тем самым увеличит необходимость маммографов, повысит уровень окупаемости дорогостоящего оборудования.
Таблица 14 Возможности и угрозы предприятия
Technology – технологические и технические факторы Современная диагностика рака грудинаправлена на своевременное и достоверное определение возникновения злокачественных опухолей. Это делает процесс лечения более быстрым и лёгким для пациента и многократно увеличивает его шансы на полное исцеление. Диагностика рака груди проводится несколькими методами. С помощью биопсии проводится исследование клеток или тканей новообразования. Это один из основных методов, применяемых в современной онкологии. Рак груди таким образом диагностируется с точностью, приближающейся к 100%. Маммография – это исследование тканей молочных желёз с помощью рентгеновского излучения. Её рекомендуют проводить всем женщинам после 40 хотя бы раз в год для раннейшего определения ракагруди 1 стадии. УЗИ применяют чаще у молодых женщин до 40 лет из-за плотности тканей, которые не всегда хорошо просматриваются при маммографии.
В клинической диагностике особое место занимают компьютерные томографические (от греческого tomos - слой) методы визуализации, позволяющие с помощью математических методов реконструировать детальные распределения характеристик тканей в поперечном сечении тела. Наибольшее развитие получили методы рентгеновской компьютерной томографии (КТ) и томографии, основанной на использовании явления ядерного магнитного резонанса (ЯМР). До последнего времени не существовало томографических методов, обеспечивающих получение информации об электрических свойствах биообъектов. Электроимпедансная томография (ЭИТ) является одним из наиболее перспективных методов решения такой задачи. Этот метод лежит в основе выпускаемого компанией устройства для визуализации и диагностики тканей молочной железы.
Таблица 15 Возможности и угрозы предприятия
Economy – экономические факторы Во втором квартале 2006 года российская экономика начала чувствовать себя лучше, по крайней мере, на фоне первого квартала текущего года, который оказался достаточно спорным с точки зрения макроэкономических показателей. Однако многие проблемы далеко не исчезли. Так, например, по-прежнему большую проблему представляет увеличение денежной массы, происходящее благодаря как росту доходов населения, так и рекордному притоку капитала в страну. Наблюдается небольшой рост инвестиций (10%), являющийся одним из ключевых факторов роста экономики.
Таблица 16 Основные экономические показатели Российской Федерации в динамике
Продолжает возрастать зависимость отечественной экономики от нефтедолларов. Большой приток валюты способствует повышению спроса на рубли, его укреплению и замедлению темпов роста инфляции. Эксперты, опрошенные Quote.ru, отмечают, что выбранный ЦБ РФ курс на укрепление курса рубля пока позволяет справляться с инфляцией. Так, в июне 2006 года значение показателя составило 0,3% против 0,5% в мае и 0,4% в апреле текущего года. Таблица 17 Возможности и угрозы предприятия
Policy – политические и правовые факторы В РФ в настоящее время установлен достаточно высокий уровень политической стабильности и общественного согласия, что укрепляет деловой климат в стране и создает благоприятные условия для развития предпринимательства благодаря поддержке со стороны государства. Государственная политика страны направлена на становление цивилизованного рынка и его активного развития, а также укрепления частной собственности. Приняты пакеты законодательных актов по дебюрократизации экономики, законы о поддержке малого и среднего бизнеса. Новым приоритетом для бизнеса становится структурная реформа налогов. В ближайшие полгода координационному совету предпринимательских союзов РФ предстоит выработать единую позицию в отношении снижения налоговых ставок, основными направлениями которой стали замена НДС налогом с продаж, снижение единого социального налога с 26% до 12% и стимулирование инвестиций в инновации за счет налоговых льгот. Эти положения будут обсуждаться Координационным советом, с тем, чтобы в дальнейшем оказать влияние на принятие соответствующих законопроектов.
Диагностика и лечение рака молочной железы стала одной из серьезнейших проблем мировой онкологии, поэтому появление специальной онкологической программы, призванной обеспечить всем больным равное право на жизнь позволяет обеспечивать производителям специализированной мед. техники наличие потребителей. В рамках национальной программы «Здоровье» медицинские учреждения большинства регионов начали получать специализированную технику. К ним относятся и маммографы, которые в будущем помогут частично решить проблему заболеваемости, ведь только качественная и своевременная диагностика позволит выявлять заболевание на ранних сроках. По данной программе предприятие ООО «Полнис» участвовала в ряде выставок в Москве и заслужила признание самого президента. Подписаны ряд договоров на поставки медицинской техники, как во многие клиники Москвы, так и в клиники других регионов. Все это дает предприятию ряд возможностей для перспективного и прибыльного развития своего бизнеса.
Таблица 18 Возможности и угрозы предприятия
Для конкретизации информации, полученной в результате PESTE-анализа, проведем его в количественной форме:
Таблица 19
Продолжение табл. 19
Таким образом, в результате количественного PEST анализа наиболее значимыми факторами для ООО «Полнис» оказались политические, социальные и технологические факторы. Социальные факторы явились одними из наиболее важных, поскольку необходимость в данном оборудовании обусловлена увеличением числа заболеваний населения раком молочной железы, в противном же случае техника не пользовалась бы спросом или спрос был бы довольно низким. Важность технологического фактора связана с тем, что изобретение, лежащее в основе прибора, удостоенное золотой медали на всемирной выставке изобретений в Брюсселе, не имеет аналогов по качеству, и именно этот фактор является определяющим для большинства потребителей.
Поведем характеристику микросреды предприятия, в частности отрасли, в которой оно работает. Для анализа используем модель пяти сил Портера. 1 сила: производители аналогичной продукции (внутриотраслевая конкуренция) Продукция, выпускаемая предприятием ООО «Полнис» на текущий момент является мировым лидером в области качества. Техника, не имеющая аналогов, пользуется своим успехом уже не первый год, а отсутствие прямых конкурентов дает бизнесу еще большие преимущества. Отрасль производства медицинской техники на данный момент находится на стадии роста. Развитие различного рода заболеваний, как в количественном, так и в качественном отношении требует постоянного развития, совершенствования и внедрения новой техники, позволяющей снизить опасность возникновения заболеваний или предотвращать их как можно быстрее и качественнее. Поэтому сегодня множество ученых трудятся над их разработками, а предприятия стараются наладить серийный выпуск. Темп развития рынка достаточно высок. Благодаря национальной программе «Здоровье» усиливается поток информации о существующей в России технике. Значительно увеличивается количество потребителей как внутри страны, так и за ее пределами.
Таблица 20 Возможности и угрозы предприятия
2 сила: конкурентная сила покупателей продукции: Как было уже сказано ранее, целевым сегментом компании являются государственные лечебные учреждения и частные клиники. До недавнего времени в России основными потребителями оставались достаточно дорогие известные клиники, поскольку цена на данную технику по сравнению с товарами-заменителями была несколько дороже. Большинство государственных лечебных учреждений не могли выделить достаточное количество средств на приобретение столь дорогостоящей аппаратуры. Однако, национальная программа «Здоровье» оказала значительное влияние на внедрение столь качественной техники отечественного производства во многие государственные больничные учреждения. Продукция ООО «Полнис» стала достойной альтернативой импортной техники, более качественной, надежной и безопасной.
Таблица 21 Динамика продаж
Достаточно велика заинтересованность зарубежных клиник в данной технике. Недавний выход на мировой рынок оправдал все ожидания. Осуществляются довольно выгодные договора о поставках, как со странами западной Европы, так и южно-азиатскими странами.
Таблица 22 Возможности и угрозы предприятия
3 сила: сила влияния поставщика: На рынке в радиусе с удаленностью 700 км действуют 17 поставщиков комплектующих изделий и материалов. Выбор поставщиков проводится на основе их способности поставлять продукцию в соответствии с требованиями ООО «Полнис» по следующим критериям: - качество продукции, подтвержденное предыдущим опытом применения, результатами входного контроля и использования в производстве, надежности в эксплуатации; - цена в сравнении с альтернативными поставщиками, средним уровнем цен на рынке, соответствия качества цене; - сроки поставки - точное соблюдение сроков, установленных в договорах, возможностьпоставить в сжатые сроки, если этотребуется ООО «Полнис», возможностипоставки по согласованному графику, вплоть до дней и часов; - условия оплаты - предоплата, частичная предоплата, по факту поставки или на другихусловиях; - удаленность поставщика и связанные с этим сроки и стоимость доставки; - условия отгрузки: размер партии, возможность поставки единиц КиМ. - надежность поставщика - срок его деятельности на рынке, репутация, известность в бизнесе, отзывы в СМИ и от других фирм. Оценка производится по квалиметрическому методу (от 4 до 0) по каждому критерию, перечисленному выше. Уровень переключения поставщиков достаточно высокий. Снижение качества КиМ, срыв сроков поставки постоянно приводит к их смене. Таблица 24 Возможности и угрозы
4 сила: сила потенциальных производителей аналогичной продукции На сегодняшний день аналогов производимой техники не существует. На рынке действует только одна рассматриваемая организация, не имеющая ни прямых, ни потенциальных конкурентов.
Таблица 25 Возможности и угрозы
5 сила: сила производителей товаров-заменителей Сегодня существует ряд товаров заменителей «PPL», которыми пользуются многие медицинские учреждения России. Большинство клиник приобретают более дорогую технику на основе рентгеновской компьютерной томографии. Причиной этого является или недостаток информации или недоверие столь дешевой технике, тем более отечественного производства, когда средства еще позволяют. Реализация программы «Здоровье» дало шанс многим здравоохранительным учреждениям получить высококачественную безопасную технику нового поколения. Такие экономически-развитые страны как Норвегия, Финляндия, Австралия и ряд азиатских стран, признав данную технику как наиболее эффективную, стали крупными партнерами, подписав долгосрочные соглашения о сотрудничестве. Наблюдается тенденция все большей интеграции в страны Восточной Европы, распространения информации путем проведения выставок, презентаций выпускаемой техники, а так же рекламы, направляемой на целевые сегменты.
Таблица 26 Возможности и угрозы
Таблица 27 Количественный SWOT - анализ&
Возможности 1. Дальнейшая интеграция на мировой рынок. 2. Расширение номенклатуры диагностических медицинских приборов. 3.Рост объемов продаж в результате реализации национальной программы «Здоровье» 4. Возможность достаточно быстрого переключения поставщиков. 5. Рост заболеваемости раком груди у населения | 0,3 0,12 0,3 0,2 0,08 |
5
4
5
4 4 |
1,5
0,48
1,5
0,8 0,32 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итого | 1 | 22 |
4,6 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Угрозы 1. Возможность появления прямого конкурента 2. Создание товара-заменителя с улучшенными характеристиками и себестоимостью ниже «PPL» 3. Низкое качество отдельных партий КиМ 4. Снижение уровня заболеваемости раком молочной железы. 5. Возврат дефектной продукции | 0,4 0,1 0,1 0,1 0,3 |
4
4 3
3 4 |
1,6
0,4 0,3
0,3 1,2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итого | 1 | 18 |
3,8 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По результатам количественного SWOT - анализа предприятие ООО «Полнис» выбрало следующее направление своего развития: рост, ежегодное повышение целей от достигнутого путем улучшения характеристик серийной продукции, расширения номенклатуры диагностических медицинских приборов и выхода на зарубежные рынки.
3. Стратегическое планирование на предприятии
Миссия ООО «Полнис» состоит в разработке и производстве новейшей диагностической медицинской техники для обеспечения потребностей лечебных заведений надежной высокочувствительной, безопасной современной аппаратурой на основе электроимпедансной томографии.
Расширенный вариант миссии можно сформулировать в виде следующих тезисов, раскрывающих главную цель организации, смысл ее существования в бизнесе:
- Мы любим свою работу и гордимся достигнутыми разработками, приносящим благо обществу;
- Мы проводим постоянное изучение и анализ рынка, стремясь превзойти потребности и ожидания потенциальных потребителей;
- Мы везде ищем компромисс и учитываем интересы всех заинтересованных сторон: персонала, поставщиков, партнеров, общества;
- Мы идем вперед и постоянно нацелены на улучшение качества выпускаемой продукции;
- Мы – команда, и ценим каждого из своих сотрудников, осознающих ответственность за качество выполняемой работы в рамках своей компетенции;
- Мы проводим систематическое обучение и повышение квалификации сотрудников, как в области профессиональной подготовки, так и в области качества и обеспечиваем им достойное вознаграждение за проделанную ими работу.
- Мы проводим взаимовыгодное сотрудничество с поставщиками и партнерами по повышению качества поставляемой ими продукции разработок;
- Мы поддерживаем постоянное соответствие системы менеджмента качества требованиям международного стандарта ISO – 13485-2004 и ее результативность.
Лозунг: «Мы создали качество, точность и удобство в гармонии с полной безопасностью и рады поделиться этим со всеми»
Компания придерживается стратегии роста, ежегодно увеличивая объемы продаж, и обеспечивает сотрудникам справедливое вознаграждение.
Дерево целей компании ООО «Полнис» на 2007 г. представлено в приложении 2.
Корпоративная цель компании состоит в увеличении балансовой прибыли на 50%. Это будет обусловлено следующими факторами: ежегодно фирма увеличивала свою прибыль на 25 – 30% - в 2005 и 2006 г.г. соответственно. Причем за предшествующие 2004 и 2005 гг. предприятие смогло реализовать 11 и 15 единиц продукции, а в 2006 году объем продаж увеличился почти вдвое, составив 32 единицы. В будущем существует большая перспектива увеличения объема продаж и доли рынка. Заказы на технику продолжают увеличиваться ускоренными темпами, однако пока только со стороны иностранных партнеров, но интерес проявляется огромный.
Таблица 28
Определение прибыли и себестоимости в 2007 году
Годы | Выручка, тыс. руб. | Затраты условно-переменные, тыс. руб. | Прибыль от продаж, тыс. руб. |
2006 | 9231 | 3377 | 3411 |
2007 | 12923 | 4254 | х |
Сила воздействия операционного рычага (СВОР)= Валовая маржа/ Прибыль = (9231-3377)/3411=1,7 | |||
Изменение прибыли = Изменение Выручки * СВОР = 0,4* 1,7 = 68% |
·
· Сила воздействия операционного рычага говорит, что при увеличении выручки на 40% прибыль увеличится на 68% и составит 5730 тысяч рублей. Таким образом, сила воздействия операционного рычага говорит о том, что при увеличении выручки произойдет еще большее увеличение прибыли.
· Рассчитаем, какое количество продукции необходимо будет произвести при планируемой увеличении выручки на 40%:
·
· Вр=Vпродаж*Ц;
· Вр=X*Ц
·
· При неизменной цене, Vпродаж, и следовательно V производства в шт. должен соответственно увеличится на 40%. Хотя увеличение выручки произойдет не только за счет V продаж, но и за счет увеличения цены ед. продукции внутри страны (на 10 тыс. руб.), V производства не может быть снижен более чем на 2%. Предположим, внутри страны удастся продать половину запланированной продукции(32*1,4/2≈22 шт), тогда:
·
· 22*10000=220000
·
· Увеличение общей выручки за счет увеличения цены произойдет примерно на 220000 руб, что составляет около 2% от запланированной выручки 12923000 руб.
· Следовательно, увеличение V продаж должно произойти в среднем на 38%.
· Увеличение сырья и материалов на 38% увеличит оборотные активы:
·
· 6924*0,38+6924=9555
· Разница=9555-6924=2631
· Оборотные активы =7978 (за прошлый период)
· 7978-100%
· 2631-X%
· Х=33%
· В среднем оборотные активы должны увеличиться а 33%
· Увеличение оборотных активов на 33% и увеличение выручки на 40% даст следующую рентабельность продаж:
·
· Rпродаж = БП/ОбА=(3411*0,5+3411)/9555=0,53
· 0,53-0,42=0,11
·
· Увеличение рентабельности продаж произойдет на 11%.
· Эффективность работы персонала рассчитаем по формуле:
· Эффективность = , где V – общий объем реализованной продукции, L – ср. численность работников.
· Эффективность = =0,88
· При запланированном увеличении V реализации на 40% (45 шт.) в будущем году и расширении штата сотрудников в общем на 9 человек, эффективность работы персонала должна увеличиться на 12%.
· Эффективность′ = =1 1-0,88=0,22=12%
Цели по функциональным областям
Рыночные цели: обеспечить рост продаж продукции в 2006 г. на 40%
Производственные цели: обеспечить заданный объем производства, создав специализированный участок в ОАО «ППЗ» по производству продукции ООО «Полнис» и снизить потери закупаемых материалов и комплектующих, внедрив новый процесс тестирования готовой продукции и улучшения в конструкцию корпусных деталей.
Организационные цели: создать собственный отдел маркетинга; разработать положения об учебно-методическом центре и совместно с ММЦ создать центр по обучению медицинских работников электроимпедансной технологии.
Финансовые цели: увеличить рентабельность продаж на 11%.
Следующим этапом стратегического планирования является разработка корпоративной стратегии предприятия. Стратегия разрабатывается следующим образом:
1. Определение количества бизнесов предприятия
ООО «Полнис» реализует импедансную технику в России и за рубежом. Для определения количества СЗХ воспользуемся следующей формулой:
N СЗХ = М потребности * К технологии * L типы клиентов * S география потребностей,
N СЗХ =1*1*1*2=2
Таким образом предприятие имеет в целом 2 стратегические зоны хозяйствования. Первый бизнес – бизнес внутри страны; второй бизнес – бизнес, связанный с продажей продукции зарубежным рынкам.
2. Портфолио-анализ
При формировании вариантов и выборе управленческих решений воспользуемся матрицей Бостонской консультативной группы.
Рынок аппаратуры для лучевой диагностики весьма динамичен. Причем постоянно расширяется как объем продаж, так и номенклатура приборов. Общий мировой рынок выпуска маммографов в2002 г. оценивается в $529 миллионов. На 2007 прогнозируется объем продаж более чем на $1.1 миллиард
Причем тенденция к увеличению продаж данного типа диагностической аппаратуры сохраняется во всех странах.
Рис.2. Матрица БКГ
___- первый бизнес
___- второй бизнес
ООО «Полнис» занимает на этом рынке особое положение. Точнее он сам создает свой рынок, темп роста которого сегодня довольно велик. Спрос на продукцию, обладающую не только явным качественным преимуществом, но и огромной разницей в цене (в 4 – 5 раз дешевле) повышается достаточно быстро, однако конкуренция со стороны товаров-заменителей сегодня существует и она пока высока. Успев на данный момент занять еще небольшую долю рынка, компания попадает в разряд «темных лошадок», которая при наблюдающейся тенденции стремиться стать «звездой». Поэтому целью компании должно стать увеличение объема продаж, и как следствие относительной доли рынка.
Проведем расчет координат для определения положения предприятия в матрице GE/ McKinsey.
Для первого бизнеса (внутри страны):
Для расчета координаты Х воспользуемся таблицей 29.
Таблица 29
|
|