Процессы производства. — Причины разногласия между алхимиками по поводу Делания. — Гниение. — Правила Филалета. — Брожение. — Подсыпание и подливание. — Символы Делания
Глава VI Процессы производства. — Причины разногласия между алхимиками по поводу Делания. — Гниение. — Правила Филалета. — Брожение. — Подсыпание и подливание. — Символы Делания Когда материя заключена в философское яйцо и огонь разведён, то химические тела тотчас же начинают действовать одно на другое. Происходят различные химические процессы: осаждение, очищение, отделение газов или паров, кристаллизация и т. д. В это время материя несколько раз меняет цвет. В этой главе мы займёмся химическими феноменами, которые названы алхимиками «Деланием», или «Процессом», а в следующей главе мы будем говорить об окраске, или цветах. Алхимики в своих описаниях особенно различались в обозначениях количества и наименованиях процессов. Это и понятно; возьмём для примера период, когда материя выделяет пары и становится чёрной, затем пары сгущаются и осаждаются в виде жидкости. Один алхимик, рассматривая общий процесс, даёт ему название дистилляции, потому что, действительно, в нём мы видим два процесса: испарение и сгущение. Другой, различая фазы процесса, найдёт сублимацию, испарение, осаждение и сгущение; третий, взяв в соображение чёрный цвет, прибавит третью фазу — гниение. А между тем, всё это составляет только один период Делания. То же самое можно сказать и о всяком другом процессе. Таким образом, является как бы разница между описаниями одного философа и другого. В то время как Пернети устанавливает двенадцать процессов: пережигание, или кальцинацию, затвердение, или накипь, сгущение, растворение, переваривание, дистилляцию, сублимацию, выделение, разложение, брожение, размножение, подсыхание, — Бернар Тревизан допускает только один:
«Хотя философы и делят Магистерий, принимая во внимание разнообразие процессов, на несколько частей, но в действительности существует только один — образование яйца» (Bernard de Trevisan. «De la nature œ uf» [Бернар Тревизанский. «О природе яйца» (фр. )]). Но это толкование неясно, и другие алхимики делают иные деления. Гелиас считает семь процессов: сублимацию, кальцинацию, растворение, омовение, насыщение, сгущение, затвердение. Альберт Великий признает четыре: очищение, омовение, растворение и затвердение [19]. Немало способствует затемнению вопроса то обстоятельство, что одни считают процессы, начиная с приготовления материи, между тем как другие — с момента заключения её в яйцо. Но, в сущности, Великое Делание можно разделить на четыре фазы: 1-я — приготовление материи; 2-я — варение её в философском яйце и достижение известных цветов в желаемом порядке; 3-я — процессы, имеющие целью дать философскому камню большую силу: это фиксация и брожение. И, наконец, 4-я — трансмутация, с помощью камня, неблагородных металлов в золото и серебро: это — подсыпание. Все процессы, которые совершались во время Великого Делания, могут быть приведены к одному — к варке, ибо всё делается с помощью огня. Ален де Лилль говорит так: «Названия — переварка, соединение, смешение, сублимация, сгущение, сушение, накаливание и другие видоизменения, которые можно наблюдать в этом процессе, представляют только фазы, которые называют просто растиранием и перевариванием. Василий Валентин признает только два процесса: растворение и сгущение [20], то есть последовательные переходы от инертного состояния материи к состоянию деятельному» («Дух: Тебе помогают огонь и азот. Альберт: О небесное слово, как я должен совершить это? Дух: Раздражай и сгущай, растворяй и соединяй». «Colloque de l'Esprit de Mercure avec frere Albert» [«Беседа Духа Меркурия с братом Альбертом» (фр. ·)]).
Несмотря на это различие мнений, мы попробуем осветить этот хаос. Первый процесс (приготовление материи) есть соединение. Это — союз серы и Меркурия, мужского и женского начал. После нагревания появляется чёрный цвет: происходит гниение. Дальше мы увидим, почему название гниения дано феноменам, которые происходят в то время, когда материя чернеет. Вот её главные моменты: смерть, разрушение, погибель, пережигание, обнажение, отделение, размельчение, расширение, извлечение, разжижение, дистилляция, порча, разделение, насыщение. Вследствие гниения происходит обмывание. Этот процесс состоит в том, что чёрный цвет как бы смывают, и камень окрашивается в белый цвет. Философы символизировали это омовение под видом саламандры, очищающейся в огне; асбеста или горного льна, который пламя белит, не уничтожая. «Омовение — это не что иное, как уничтожение чёрноты, пятен, загрязнения, и представляет продолжение второй степени " огня Египта" (Rouillac. «Abrege du Grand-Euvre»). Омовение называется также белением, удалением, воскрешением. Наконец, наступает рубификация, характеризуемая появлением красного цвета, указывающего, что Делание совершено. К этой классификации, основанной на последовательности цветов, или окраски, можно привести все процессы, поименованные алхимиками. Сам Филалет связывает процессы с цветами, или окраской; он не даёт им особых наименований, но довольствуется указанием металлов, служивших символами окраске, или цветам (см. гл. VII). Вот что он говорит об этом в «Entree ouverte au Palais ferme du roi»: 1-е — Воздействие Меркурия. — Материя проходит через различные цвета; процесс немного замедляется на зелёном цвете, и наконец субстанция чернеет. Это продолжается пятьдесят дней. Окрашенные пары сгущаются и осаждаются снова назад на твёрдую материю. 2-е — Влияние Сатурна обнаруживается чёрным цветом. Чёрная растворённая материя кипит иногда твердеет. Это продолжается сорок дней. 3-е — Воздействие Юпитера продолжается от чёрного до начала белого цвета. Испарение и сгущение. В это время появляются всевозможные цвета, которые трудно себе вообразить. Дожди пойдут всё обильнее с каждым днём, и наконец произойдут вещи весьма приятные на взгляд: на стенках сосуда появятся маленькие белые волокна или волоски. Это влияние продолжается 20 или 21 день. 4-е — Воздействие Луны выразится в совершенной белизне и продолжится в течение трёх недель. Материя твердеет и растопляется поочерёдно несколько раз в день. Наконец она получает форму маленьких белых зёрнышек. 5-е — Влияние Венеры. — Субстанция принимает взамен белого зелёный цвет, затем светло-голубой и тёмно-красный. Она распускается и пучится. Это продолжается 40 дней. 6-е — Воздействие Марса. — Материя сохнет, последовательно делается оранжевой и тёмно-жёлтой, затем принимает окраску цветов ириса. Это продолжается 45 дней. 7-е — Влияние Солнца характеризуется переходом из оранжевого цвета в красный; она испускает красные пары, затем опускается, делается мокрой, сохнет, течёт и крепнет по несколько раз в день. Наконец она распадается на маленькие красные зёрна.
Филалет не говорит здесь ни о брожении, ни о подсыпании. Он говорит об этих двух процессах отдельно. Описание представляет только процессы, происходящие в философском яйце. Умножение — процесс, который следует за достижением красного цвета. Он имеет целью увеличить могущество камня и позволяет быстрее производить превращение металлов. Обыкновенно разбивали философское яйцо, собирали красную материю, смешивали её с распущенным золотом и получали рассыпчатую красную массу, которую охлаждали разными способами, смотря по желанию философа. По мнению алхимиков, камень таким образом увеличивается не только в количестве, но и в качестве; этот процесс можно продолжать до бесконечности. Теперь будет понятно восторженное восклицание Раймонда Луллия: «Маге tingerem, si mercurius esset! » [21] Большая часть философов оперировала так, как мы только что сказали. «Если ты захочешь воспользоваться физической краской для трансмутации, то сначала потеряешь по фунту на каждую тысячу растворённого золота. Только тогда лекарство будет готово и способно заставить исчезнуть язву металлов» (Paracelse. «Tinctura physicorum» [Более точное название этого трактата Парацельса — «De Tinctura Physica» — «О целебной тинктуре» (лат. )]). Эк де Зульцбах ясно описывает весь процесс. «Возьми две марки чистого золота, растопи его в тигле и всыпь туда 1/4 фунта вышеупомянутого лекарства; оно будет моментально поглощено золотом и составит с ним одно целое; тогда брось туда ещё 1/4 фунта лекарства, чтобы обратить всё золото; истолки, затем поставь на сильный огонь, и тогда всё превратится в красный порошок, похожий на киноварь или сурик. Брось одну часть его на сто частей чистой Луны, или серебра, и ты получишь великолепное золото» (Eck de Sulzbach. «Clavis philosophorum» [Ек де Зульцбах. «Философский ключ» (лат. )]).
Некоторые алхимики следовали другому методу они брали красную материю и, смешав её с сублимированным Меркурием (bichlorure de mercure, или двухлористый меркурий), переваривали в реторте на лёгком огне, и результат, полученный ими, был тот же самый. После брожения материя была уже способна превращать металлы. Процесс, которым простые металлы превращались в золото и серебро, назывался подсыпанием. Для этого брали металлы: меркурий, свинец и олово. Первый сильно нагревали, но так, чтобы не достигал точки кипения; два же других просто расплавляли, соединяли все три и затем в тигель бросали кусок философского камня, покрытого воском. Когда сплав остывал, находили слиток золота, по весу равный употреблённому металлу, по мнению же других — меньшего веса, что зависело от качества употреблённого сплава или философского камня. Восковая обёртка была, как кажется, необходима, ибо, по Гельвецию, только потому не удалась его первая присыпка, что он пренебрёг этой предосторожностью, как он рассказывает в своём «Veau d'or». Вторая ему удалась только потому, что он завернул камень в воск. Теперь мы будем рассматривать символы главных процессов. Первый процесс, или «соединение», был символизирован браком царя и царицы, серы и меркурия. Пантакль шестого ключа Василия Валентина изображает царя, дающего обручальное кольцо царице, в то время как епископ их благословляет, символизируя союз. Не надо забывать, что союз этот был назван также и философским браком. В фигурах, сопровождающих «Grand Rosaire» [«Большой Розарий» (фр. )], напечатанный в «Ars Auriferае», союз этот изображён грубее — чувственным союзом короля и королевы. «Гниение» символизировалось обыкновенно всем, что могло напомнить идею смерти или чёрноты, трупа, скелета, ворона и т. д. Таким образом, в «Viatorum spagyricum» гниение символизировано скелетом, стоящим в чёрном шаре и держащим в правой руке ворона. Пантакль четвёртого ключа Василия Валентина имеет тот же смысл: он изображает скелет, стоящий на катафалке.
«Омовение» — процесс, который следует за «гниением», ассимилирован с воскресением, следующим за смертью, как белый цвет (символ жизни) следует в делании за чёрным цветом (символом смерти). Восьмой пантакль Василия Валентина относится к этому процессу. Можно его комментировать, таким образом, в его двойном смысле, мистическом и алхимическом. Всякая жизнь является через процесс порчи и гниения. Зерно, положенное в землю, там гниёт (по средневековой аллегории), и затем из него возрождается колос. Наше тело, опущенное в землю, в ней разрушается, но в день Страшного суда оно воскреснет. Материя, положенная в яйцо, гниёт, затем возрождается, теряет свою чёрноту, белеет и воскресает. Два человека целятся в мишень: один достигает цели — он уяснил себе смысл символов, другой её никогда не достигнет; это — сумасшедший и мудрец Таро. «Омовение» называлось также «белением», потому что тогда происходит в яйце внутренняя дистилляция, вследствие которой материя, омываемая постоянной циркуляцией жидкости, белеет. Это изображено в «Viatorium spagyricum». Скелеты выходят из гробов — они воскресают; масса птиц летает над ними, одни — поднимаясь, другие — опускаясь, что означает дистилляцию. Дистилляция иногда разделялась на два процесса: 1-й — выделение паров, или сублимация; символизировалось птицей, поднимающейся с поднятой кверху головой; 2-й — сгущение паров в жидкость, осаждение, или опускание; символизировалось птицей, которая опускается, с головой, опущенной книзу. В «Grand Rosaire» ребёнок, прыгающий кверху, выйдя из гроба, где заключён химический гермафродит, изображает сублимацию. «Фиксация» — конечный процесс делания, во время которого появляется красный цвет; представлен в «Viatorium» новорожденным ребёнком, а у Бархузена в «Liber singularis de Alchimia» — молодым царём с короной на голове, заключённым в философское яйцо. В фигурах Ламбспика Отец, Сын и Дух, царствующие в славе, имеют то же самое значение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|