К чему необходимо стремиться?
Из первого тезиса можно понять, что коммерческая разведка осуществляет сбор и обработку исключительно стратегических разведданных, однако, не все так однозначно. Обратимся к первоисточникам. К примеру, Боевой устав сухопутных войск (части III и II), свидетельствует, что в боевых условиях разведку ведет практически каждый военнослужащий от рядового до командира подразделения, это помимо штатных разведывательных подразделений. Действительно в бою каждый солдат ведет разведку в своем секторе (обстрела, обороны или наступления), от этого напрямую зависит его жизнь, жизнь товарищей, а в целом и живучесть всего подразделения. В принципе аналогичные процессы свойственны и коммерческим структурам. В самом деле, ежедневно любая компания преодолевает различного рода трудности и встречается с самыми разными вызовами, угрозами и возможностями. На переднем крае капиталистического фронта в каждодневном преодолении препятствий линейные подразделения фирмы (каждое на своем месте) творят компоненты прибавочной стоимости и прочие составляющие прибыли предприятия, описанные еще Карлом Марксом. Каждый линейный отдел (подразделение) сталкивается, и, в силу специфики своей деятельности, добывает информацию. Информацию «сегодняшнего» или «завтрашнего» дня или, выражаясь другими словами тактическую информацию. Данная информация весьма актуальна и важна для разрешения стоящих перед организацией текущих проблем и задач. А что же разведка? В нашем случае коммерческая разведка также добывает и разведывательную информацию тактического характера. ПОЧЕМУ??? Да потому что, как правило, любые глобальные изменения в стратегии оппонента (изменения на рынке) можно отследить на этапе раннего обнаружения по изменению тактики его действий или деятельности. Такая информация (естественно после соответствующей обработки и проверки) также позволяет сделать выводы стратегического характера (информация даже не завтрашнего, а после послезавтрашнего дня), однако она, кроме всего прочего, весьма ценна и полезна для тактического звена компании.
Активными потребителями тактической информации являются менеджеры среднего уровня, линейные отделы, конкретные сотрудники и т.п., эта же категория сотрудников (отделов или подразделений) является одним из основных источников ее получения. Именно они, активно соприкасаясь с внешней средой в процессе повседневной деятельности способны первыми выявить признаки изменений и довести (если есть куда) эту информацию до подразделения коммерческой разведки. К чему же следует стремиться? В процессе становления и развертывания исследовательской (или, если угодно разведывательной) деятельности необходимо стремиться к тому, чтобы каждый сотрудник на своем рабочем месте знал куда, в случае необходимости, можно сообщить свежую и важную информацию, был заинтересован в этом (возможны меры материального стимулирования) и осознавал важность данного процесса для организации. Такая система сбора информации (в единый информационно – исследовательский центр) позволяет: · расширить базу источников информации; · существенно сократить время на обнаружение важных изменений рыночной (и не только) среды; · а в конечном итоге повысить качество собираемой разведывательной информации, позволяющей принимать адекватные управленческие решения стратегического и тактического характера. Таким образом, в идеале, все сотрудники организации и вся организация в целом должна быть нацелена на сбор необходимой информации, ее обработку и использование в интересах всей организации (стратегические и тактические цели), а не отдельного подразделения или сотрудника.
Кто пойдет в разведку? Успешный опыт российских компаний (от крупных холдингов до предприятий среднего и малого бизнеса) свидетельствует, что наиболее успешно исследовательскую деятельность осуществляют профессионалы. Профессионалы в бизнесе. В целях обеспечения эффективности исследовательской деятельности необходимо соблюдение несколько условий. Специалисты (осуществляющие исследования) должны быть профессионалами в сфере исследуемых проблем (конкретных рисков, угроз и возможностей). Указанные специалисты должны иметь устойчивые обратные связи с профильными отделами (работающими в сфере исследуемых рисков, угроз или возможностей) и специалистами (менеджерами) этих отделов; Специалисты должны обладать правом беспрепятственного доступа непосредственно к главному «телу» организации (впрочем, возможно через своего непосредственного начальника). Каким образом указанные ранее организации решили эти проблемы? Для начала они выявили свои потребности в информации, после чего установили отделы (подразделения) работающие по данным направлениям и собирающие требуемую (или близкую к требуемой) информацию. После этого наиболее опытные сотрудники данных отделов были сведены в специально созданное информационно – аналитическое подразделение. Это позволило решить целый комплекс проблем. Во первых специалист, работавший ранее в каком либо отделе, всегда мог зайти в свой «родной» отдел с целью получения или передачи важной информации. Теперь представьте когда в рабочий линейный отдел «заглянет», с целью получения информации сотрудник СБ, даже снабженный соответствующими полномочиями. Думаю реакцию сотрудников линейного отдела на такое посещение нетрудно представить. Во вторых различные специалисты, собранные в одном коллективе, с течением времени смогли организовать плотное взаимодействие и взаимозаменяемость между собой, что послужило некой универсализации и повышению грамотности сотрудников в смежных областях. В третьих выводная информация (в том числе прогнозного характера) данного подразделения не только пользовалась высоким доверием руководства, но действительно была актуальной, значимой и достоверной, причем с минимальным временным разрывом по времени от начала деятельности данного подразделения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|