Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дидактическая единица: Блага, ресурсы, альтернативный выбор.




Часть 1. Микроэкономика

1.Дидактическая единица: Предмет и метод экономической теории.

Знать содержание терминов - экономия, политическая экономия, экономикс, микроэкономика; макроэкономика; абстракция (абстрагирование); анализ; синтез; индукция; дедукция; нормативный анализ; позитивный анализ; математический анализ; статистический анализ; экономический закон; экономическая модель.

Дидактическая единица: Этапы развития экономической теории.

Знать содержание терминов - меркантилизм; школя физиократов; классическая политическая экономия; марксизм; маржинализм; неоклассическая школа; кейнсианство; монетаризм; институционализм.

Дидактическая единица: Общественное производство и экономические отношения.

Знать содержание терминов - традиционная экономика; рыночная экономика; командная экономика; смешанная экономика; натуральное производство и его основные черты; товарное производство и его основные черты; экономические отношения собственности; юридические отношения собственности; пучок правомочий Оноре; частная собственность; государственная собственность; национализация; приватизация.

Дидактическая единица: Блага, ресурсы, альтернативный выбор.

Знать содержание терминов - экономические потребности; экономические блага; свободные блага; субституты; комплементарные блага; предметы потребления; инвестиционные блага; экономические ресурсы и их виды (земля, капитал, труд, предпринимательская способность); альтернативные издержки (издержки упущенных возможностей); кривая производственных возможностей; эффективное распределение ресурсов; неэффективное распределение ресурсов; сдвиг кривой производственных возможностей; закон возрастания альтернативных издержек.

Типовая задача 4.1. Предположим, что в стране производится 280 тыс. шт. калькуляторов. Судя по данным таблицы о возможностях выпуска мобильных телефонов и калькуляторов, можно предполагать, что повышение спроса на мобильные телефоны способно вызвать увеличение предложения этого товара максимально на _________. Привести расчет.

  Производственные альтернативы
А Б В Г Д
Мобильные телефоны, тыс. шт.          
Калькуляторы, тыс. шт.          

Решение

Каждая точка на кривой производственных возможностей представляет вариант одновременного производства двух благ. Например, в точке А производится 460 тыс. шт. калькуляторов и 0 штук мобильных телефонов. Поскольку телефоны не производятся вообще, это означает, что в их производство не направлено ресурсов. Все ресурсы страны отданы на производство калькуляторов. 460 тыс. штук - это максимальное количество калькуляторов, которое может быть произведено в стране. В точке Д, напротив, все ресурсы отданы на производство мобильных телефонов. Координаты точки Д показывают, что мобильных телефонов можно максимально произвести 280 тыс. штук, при этом объем выпуска калькуляторов составит 0 тыс. шт.

По условиям задачи страна находится в точке В, в которой одновременно производится 280 тыс. шт. калькуляторов и 180 тыс. шт. мобильных телефонов. Максимальный объем выпуска в стране мобильных телефонов равен 280 тыс. шт. Отсюда, максимальное увеличение предложения мобильных телефонов может составить: 280 – 180 = 100 тыс. шт. мобильных телефонов

Типовая задача 4.2. На рисунке 1 дана графическая модель производственных возможностей экономики. Если в экономике в текущий момент производится 4 единицы товара У и 2 единицы товара Х, то на сколько можно увеличить производство товаров Х, не изменяя производство товаров У. Приведите расчет.

Рисунок 1 Рисунок 2

Решение

Из определения кривой производственных возможностей следует, что каждая точка графика является вариантом эффективного распределения ресурсов: увеличивая объем производства одного блага, одновременно нужно уменьшать объем производства другого блага (используется критерий эффективного распределения ресурсов по Парето). А вот точки, лежащие внутри кривой производственных возможностей, являются вариантами неэффективного использования ресурсов. Находясь в точке внутри кривой производственных возможностей можно увеличивать объем производства одного блага, не уменьшая объем производства другого блага. Или одновременно увеличивать объемы производства двух благ.

По условиям задачи экономика находится внутри кривой производственных возможностей - точка с координатами (2,4) не лежит на самом графике, поэтому имеет место неэффективное использование ресурсов. Таким образом, исходное положение экономики - (2,4). Так как объем выпуска товара У не должен меняться, то для нахождения максимального объема производства товара Х нужно мысленно провести перпендикулярную линию через координату 4 по оси товара У до пересечения с кривой производственных возможностей. Такое пересечение произойдет в точке с координатами (3,4). Таким образом, конечное положение экономики - (3,4). Соответственно, максимальное увеличение производства товара Х = 3 - 2 = 1 ед. товара Х.

Типовая задача 4.3. На рисунке 1 дана графическая модель производственных возможностей экономики. Рассчитайте альтернативные издержки производства дополнительной единицы товара Х в точке А2.

Решение

В общем плане альтернативные издержки – это количество одного блага (например, блага Х), которым нужно пожертвовать, чтобы получить другое благо (например, благо У). Соответственно, расчет альтернативных издержек производства одной дополнительной единицы товара У осуществляется по формуле:

= Потери в производстве товара Х / прирост в производстве товара У.

Расчет альтернативных издержек производства одной дополнительной единицы товара Х осуществляется по формуле:

= Потери в производстве товара У / прирост в производстве товара Х.

Чтобы рассчитать альтернативные издержки производства дополнительной единицы товара Х в точке А2 необходимо определить, какая точка на графике производственных возможностей должна рассматриваться как исходная. Если к точке А2 двигаться от точки А3, то объем производства товара Х будет не возрастать, а сокращаться с 2 шт. товара Х до 1 шт. товара Х.

Производство товара Х возрастает в точке А2, если к ней двигаться от точки А1, так как в точке А1 производится 0 шт. товара Х, а в точке А2 – 1 шт. При этом производство товара У будет сокращаться с 10 шт. в точке А1, до 9 штук в точке А2.

Таким образом, формула расчета будет иметь вид:

Альтернативные издержки производства дополнительной единицы товара Х в точке А2 = Потери в производстве товара У / прирост в производстве товара Х =

= (10 шт. тов. У – 9 шт. тов. У) / (1 шт. тов. Х – 0 шт. тов. Х) = 1/1 = 1 шт. тов. У/ 1 шт. т. Х.

Типовая задача 4.4. Нарисуйте годовую кривую производственных возможностей, включающую такие товары как калькуляторы и мобильные телефоны, для экономики страны X с численностью 400 человек, если известно, что в день один человек может производить либо 8 калькуляторов, либо 2 мобильных телефона, а количество рабочих дней в году составляет 300 дней.

Решение

Из условий задачи следует, что все ресурсы (люди или, иначе говоря, трудовые ресурсы) обладают все время одинаковой производительностью (отдачей). Производительность в производстве калькуляторов = 8 шт./человеко-день; производительность в производстве мобильных телефонов = 2 шт./человеко-день. В общем плане производительность ресурса = количество продукта / количество ресурса.

Неизменность производительности ресурса означает, что постоянны и альтернативные издержки, а кривая производственных возможностей (КПВ) является линейной функцией и имеет вид прямой линии.

Для построения линейной КПВ достаточно знать любые два возможных варианта производства. Но чтобы избежать ошибок, необходимо произвести расчет 4 возможных вариантов производства и оформить его в виде таблицы производственных альтернатив. Стандартный подход включает следующие варианты распределения ресурсов между производством двух благ:

1) все ресурсы отданы в производство калькуляторов = 400 чел. Соответственно, количество ресурсов в производстве телефонов = 400 - 400=0 чел.;

2) половина ресурсов отдана в производство калькуляторов = 400 чел. х 0,5 =200 чел. Соответственно, количество ресурсов в производстве телефонов = 400 - 200=200 чел.;

3) четверть ресурсов отдана в производство калькуляторов = 400 чел. х 0,25 = 100 чел. Соответственно, количество ресурсов в производстве телефонов = 400 - 100=300 чел.;

4) ресурсы в производство калькуляторов не направляются = 0 чел. Соответственно, количество ресурсов в производстве телефонов = 400 - 0 =400 чел.;

По условиям задачи КПВ строится для годового периода, который равен 300 рабочих дней. Поэтому каждый вариант распределения ресурсов должен быть также умножен на 300 дней. Отметим на графике координаты рассчитанных точек и соединим их прямой линией (рисунок 2).

 

Блага Производственные альтернативы
А1 А2 А3 А4
Калькуляторы, шт. 400 чел. х 8 шт./человеко-день х 300 дн. = 960000 шт. 200 х 8 х 300 = 480000 шт. 100 х 8 х 300 = 240000 шт. 0 х 8 х 300 = 0 шт.
Мобильные телефоны, шт. 0 чел. х 2шт./ человеко-день х 300 дн. = 0 шт. 200 х 2 х300 = 120000 300 х 2 х 300 = 180000 шт. 400 х 2 х 300 = 240000 шт.

Отметим на графике координаты рассчитанных точек и соединим их прямой линией (см. рисунок 2).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...