Скромность, терпимость, снисходительность
Большое внимание адыги и балкарцы уделяли воспитанию скромности, терпимости и снисходительности. Они считали разговор мужчины о собственных достоинствах и вообще о своей персоне недопустимым позором. Русский генерал, историк, академик Н.Ф. Дубровин писал: "... храбрые по природе, привыкшие с детства бороться с опасностью, черкесы в высшей степени пренебрегали самохвальством. О военных подвигах черкес никогда не говорил, никогда не прославлял их, считая такой поступок неприличным. Самые смелые джигиты (витязи) отличались необыкновенной скромностью, говорили тихо, не хвастались своими подвигами, готовы были каждому уступить место и замолчать в споре; зато на действительное оскорбление отвечали оружием с быстротою молнии, но без угрозы и брани". По свидетельству Хан-Гирея, "говорить о своих подвигах, приписывать самому себе подвиги, в каком бы то ни было виде, почитается у черкесов величайшим пороком. Не менее того, по их мнению, хвалить человека в глаза есть гнусное лицемерие". Адыгские рыцари боялись прослыть хвастунами, поэтому даже самые яркие свои подвиги и поступки в своей жизни пытались передать коротко и без эмоций. При малейшей возможности они старались не употреблять слово "я". Скромность почитали черкесы главным украшением человека. Настоящий адыг не допускал унижения своих соперников даже в жизнеописательных песнях. По словам Н.Ф. Дубровина, "заслуги своих великих людей черкесы воспевали обыкновенно после их смерти", что объяснялось скромностью их нравов. Адыги и балкарцы считали в высшей мере бестактными всякие разговоры о достоинствах своих дочерей и сыновей. Они высмеивали таких, которые это делали, и не позволяли даже посторонним хвалить их детей и останавливали их разговоры замечанием, что они еще ничего не достигли, чтобы говорить о них.
Этикет адыгов и балкарцев предписывал щадить самолюбие другого человека, по мере возможности не доставлять ему неудобств, стойко, без жалоб переносить неудобства, причиняемые собственной персоне. Поэтому в общественных местах даже враги соблюдали нормы вежливости и даже оказывали нередко друг другу разные услуги. Этикет не допускал излишнее любопытство, что-то выспрашивать, вообще, правило было таковым, что надо было слушать внимательно и самому меньше говорить, ни в коем случае не перебивать говорящего. Видимо, с этим и связан один из обычаев гостеприимства - не расспрашивать гостя, если он сам не хочет говорить о себе, о своих целях, о том, почему он оказался в его доме, куда едет и т.д. Рыцарский этикет требовал мужественно переносить страдания, боли, голод, холод, не доставлять хлопот другим. Даже тяжелораненый, в честь которого устраивался чапш (щ1опщак1уэ), несмотря на страшную боль, сам участвовал в играх и увеселениях, а если приходил почетный человек проведать его, стоя встречал его, если этого совсем не мог сделать - приподнимался. Устное народное творчество сохранило рассказ о том, как отец пришел проведать своего тяжело раненного сына. Он не смог допустить того, чтобы встретить отца лежащим, поэтому, употребив все свои силы, встал и стоя встретил отца, после ухода же его упал и скончался. Молва превозносила его за мужественное терпение. Тяжелобольной не должен был охать, морщиться, боясь дурного мнения окружающих. Другой рассказ. В первой половине XIX в. известный уорк, мужественный человек, Исмель Конов сломал ногу, пригласили искусного костоправа, который принял необходимые меры. Пошло время, нога зажила, и на день снятия повязки Конов пригласил друзей и костоправа, который, сняв повязку, осмотрел ногу, попросил Исмеля пройтись немного. На вопрос: "Ну, как?" - лекарь ответил: "Нога хорошо зажила, но она стала немного кривая". Конов без слов лег на диван и, подняв эту же ногу, ударил по спинке и, не выражая никакой боли, сказал: "Бинтуй, да смотри, чтобы она снова не срослась кривой".
О скромности и терпимости свидетельствует и такой пример, приводимый Б. X. Бгажноковым. Один из кабардинских князей приблизил к себе малоизвестного молодого человека, включив его в свою дружину. Однажды после удачной охоты князь устроил пир. Но молодого человека не было среди них. А утром вес удивились, увидев его стоявшего там, где его оставили, но всего запорошенного снегом. На вопрос: "Почему ты не вошел?" - он ответил, что не был приглашен в дом, да и не был предупрежден князем, что он свободен. Этот рассказ сохранил народ, передавая его из уст в уста, как пример благородства и терпимости, проявленных молодым человеком из народа. Можно привести и многие другие примеры, свидетельствующие о скромности, терпимости и благородстве адыгов. Адыги, как уже отмечалось, не занимались длинными поучениями других, младших. Они своим поведением, своими поступками учили этикетным нормам поведения Вышеупомянутый Исмель Конов возвращался домой из дальней поездки со своими приближенными. Похолодало, а они все были одеты по-летнему, в одних черкесках, сафьяновых сапогах. Началась пурга. Один из спутников, видимо, замерз и, не выдержав, сказал: "Холодно". Конов промолчал, через некоторое время другой заметил: "Может, ускорить шаг коней". Эти слова были нарушением этикетного поведения, тем более в присутствии старшего. Конов, не говоря ни слова, слез с коня, отвязал бурку, тут же расположился и провел всю ночь. Остальные его спутники вынуждены были проводить время, обходя вокруг Конова. Он ничего им не сказал, не стыдил, но преподнес хороший урок. [3]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|