Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уважительное отношение к родителям

 

Уважительное отношение к родителям. Адыгская и балкарская народная педагогика уделяла большое внимание воспитанию уважительного отношения к родителям. Все взрослые члены семьи никогда не забывали учить младших детей этому обычаю, являвшемуся главнейшей задачей, важнейшим принципом народного воспитания. Видимо, поэтому в жизни наших народов были редчайшими примеры непослушания детей родителям, непочтительного их отношения к ним.

Воспитание уважительного отношения детей к родителям обеспечивалось всей системой воспитания подрастающего поколения кабардинцев и балкарцев, поведением, жизнью и деятельностью всех старших членов семьи, рода, отношением к этому вопросу всей общественности. Пример старших членов семьи и их отношение не только к родителям, но и к другим, более старшим соседям, родственникам и односельчанам являлись важной школой воспитания детей. Ни один сосед, член рода, да и вообще односельчанин не проходил мимо молодого нарушителя общепринятого обычая народа и тем более непочтительного отношения к родителям, да и вообще к старшим.

Ни у кабардинцев, ни у балкарцев не было безразличного отношения к поведению односельчан, все считали своей обязанностью порицать несоблюдения обычая и поощрить и заметить достойное поведение молодого человека.

Каждый член общества считал себя ответственным за воспитание, поведение своего односельчанина, соседа, независимо от того, является он его родственником или нет.

Поэтому, несомненно, был прав большой знаток жизни горцев Северного Кавказа А.Г. Ардасенов, который в 1896 г. писал, что "в Кабарде личность более подчинена обществу. Каждый кабардинец чувствует над собою моральное влияние всего целого общества. До известной степени это ограничивает проявление личного произвола и вместе с тем дает почву для соглашений, единений и совместной деятельности".

Конечно, наибольшую роль в воспитании у детей уважительного отношения к родителям играли сами родители, особенно тхамада и гуаша, являвшиеся центральными фигурами любой семьи. Как отмечалось, кабардинцы и балкарцы нередко жили большими семьями, состоящими из женатых братьев с их детьми, неженатых их братьев и незамужних сестер, во главе которых стояли тхамада и гуаша. Старшие не занимались бесконечными поучениями детей, замечаниями в связи с невыполнением тех или иных обычаев и обязанностей. Отец и мать, дядя и тетя своим отношением к дедушке и бабушке, к своим обязанностям, к работе, к другим старшим учили своих детей необходимым нормам поведения.

Вообще воспитанием детей, по существу, занимались дедушка и бабушка, если они были живы, если их не было, то дядя и тетя или отец и мать уже в малой семье. Конечно, при этом учитывались способность и желание членов семьи. Дедушка, бабушка, отец, мать относились ко всем детям одинаково, никого не выделяли своим вниманием, вовремя замечали успехи и недостатки. Все вопросы решались справедливо, внимательно, без криков и тем более ругани. Сами они принимали во всех делах посильное участие.

Родители не допускали, чтобы сын или дочь, сноха или внук сомневались в честности, порядочности, справедливости старших. Только такое отношение к воспитанию могло дать нужные положительные результаты. Дедушка и бабушка, отец и мать несли ответственность перед членами семьи, рода, патронимии, всем обществом за воспитание детей, за их поведение, за согласие и спокойствие в семье. Они играли большую роль в укреплении молодых семей, налаживании их жизни.

Что же касается детей, то они отвечали на заботу, внимание, справедливость родителей уважительным отношением к ним, которое закладывалось с самых ранних лет. Дети никогда не садились, если присутствовал отец. Если взрослый женатый сын по настойчивому требованию отца садился, то он сидел чинно и степенно, готовый немедленно исполнить желание отца, выполнить любое его поручение. Если сын стоял, то обычай требовал, чтобы он стоял на •почтительном расстоянии, если на ступеньках, то на одну-две ступеньки ниже. Особой культуры требовало и сидение (не развалившись, не облокотившись, не вплотную к старшему, скромно, без всяких поз). Если сын оказался в пути, то он занимал левую сторону и шел, отставая от отца на незаметное расстояние. Понятно, что сын или дочь не пересекали дорогу отца, как они это соблюдали и по отношению к любому старшему. При отце, матери, да и старших дети не курили, при них не ругались, не дрались, не кричали, не сквернословили (курение среди кабардинцев и балкарцев было редким явлением).

Дети не называли ни мать, ни отца, ни старших членов семьи по имени, они давали им вторые ласкательные имена, как это делали и старшие по отношению к младшим. Дети без разрешения родителей не отлучались из дома, если даже они были взрослыми, обязательно спрашивали разрешение у родителей, чтобы сходить в гости к товарищу, даже к родственнику. Родители должны были знать, куда и на какое время отлучались их дети.

Дети, по обычаю, не оставляли родителей, не отделялись от них. Сыновья и дочери не могли допустить, чтобы родители почувствовали, что они одиноки, никому уже не нужны. Дети должны были жить при родителях и всегда заботиться о них, об их нуждах и благополучии. Видимо, поэтому у кабардинцев и балкарцев не было одиноких, заброшенных стариков, попрошаек, которые ходили с сумкой по дворам и получали подаяния. Если у стариков не было детей, то о них заботился род, все общество, им выделяли часть закята (десятая часть урожая, определенная часть скота, вносимые всеми крестьянами в специальный фонд).

Отец имел право непослушавшегося сына изгнать из семьи без всякого наследства. Он являлся полновластным хозяином всего имущества семьи, которым мог распоряжаться по своему усмотрению. Без его указания, согласия не решался ни один серьезный вопрос семьи, ему принадлежало решающее слово по вопросам, связанным с женитьбой сына, выходом дочери замуж. Однако он не злоупотреблял своей властью, не был деспотом, диктатором Он не мог допустит, никакого поступка, который вызвал бы недоумение у членов семьи, рода и общества. Отец со всеми держался ровно, внимательно. Для него очень важно было общественное мнение о семье, о нем лично и каждом члене семьи. Как родители отвечали за поведение и жизнь своих детей, так и дети отвечали за содержание своих состарившихся родителей перед обществом, родом и своей совестью. Сыновья, забросившие своих родителей, могли заслужить всеобщее осуждение и презрение. [4]

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...