Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отражение содержания: перефразирование и обобщение




Чтобы отражать содержание признаний клиента, необхо­димо перефразировать его высказывания или обобщить не­сколько высказываний. Клиент таким образом убеждается, что его внимательно выслушивают и понимают. Отражение содержания помогает и клиенту лучше понять себя, разоб­раться в своих мыслях, идеях, установках. Это наиболее широко используемая техника кон­сультирования независимо от теоретической ориентации консультанта.

Перефразирование наиболее приемлемо в начале кон­сультирования, потому что побуждает клиента более откры­то обсуждать свои проблемы. Однако, с другой стороны, оно недостаточно углубляет беседу. Выделяют три ос­новные цели перефразирования:

- показать клиенту, что консультант очень внимателен и пытается его понять;

- выкристаллизовать мысль клиента, повторяя его слова в сжатом виде;

- проверить правильность понимания мыслей клиента.

При перефразировании надо помнить три простых пра­вила:

1. Перефразируется основная мысль клиента.

2. Нельзя искажать или заменять смысл утверждения кли­ента, а также добавлять что-либо от себя.

3. Надо избегать "попугайства", т.е. дословного повторе­ния высказывания клиента, желательно мысли клиента вы­ражать своими словами.

Хорошо перефразированная мысль клиента становится короче, яснее, конкретнее, а это помогает клиенту самому понять, что он хотел сказать.

Пример перефразирования:

Клиент: Я не знаю, как жить дальше. Сначала думаю, что нужно рожать, а в другой момент – мне еще учиться, да и родители против…

Консультант: У Вас происходит внутренняя борьба по поводу принятия жизненно важного решения, и Вам трудно решить, какой из двух путей выбрать, особенно когда не все Ваши близкие поддерживают Вас.

В обобщении выражается основная идея нескольких мало связанных между собой утверждений или долгого и запутан­ного высказывания. Обобщение помогает клиенту система­тизировать свои мысли, вспомнить то, что было сказано, побуждает к рассмотрению значимых тем и способствует со­блюдению последовательности консультирования. Если пе­рефразирование охватывает только что высказанные утвер­ждения клиента, то обобщению подлежит целый этап бесе­ды или даже вся беседа. Ситуации, в которых чаще всего используется обобщение:

- когда консультант хочет структурировать начало бесе­ды, чтобы объединить ее с прежними беседами;

- когда клиент говорит очень долго и запутанно;

- когда одна тема беседы уже исчерпана и намечается переход к следующей теме или к следующему этапу беседы;

- при стремлении придать некое направление беседе;

- в конце встречи при стремлении подчеркнуть суще­ственные моменты беседы и дать задание на промежуток времени до следующей встречи.

Отражение чувств

Эмоции, чувства в консультировании и психотерапии, по выражению Bugental, как кровь в хирургии: они неизбежны и выполняют очистительную функцию, стиму­лируют заживление. Чувства очень важны в процессе кон­сультирования, но не являются самоцелью, хотя достиже­нию целей помогают именно сильные чувства: страх, боль, тревога, жалость, надежда и др.

Познание и отражение чувств клиента представляется одной из главнейших техник консультирования. Эти про­цессы больше, чем техника, они непременная составляю­щая отношений двух людей. Отражение чувств тесно свя­зано с перефразированием высказанных клиентом мыслей — разница лишь в том, что в последнем случае внимание сосредоточивается на содержании, а при отражении чувств — на том, что скрыто за содержанием. Желая отра­жать чувства клиента, консультант внимательно выслу­шивает его признания, перефразирует отдельные утверждения, но ориентируется и на чувства, выраженные кли­ентом в признаниях.

Важно обратить внимание на баланс фактов и чувств в консультативной беседе. Нередко поддавшись страсти высп­рашивания, консультант начинает игнорировать чувства клиента.

Например:

Клиентка: Мы с мужем дружим с детства и после оконча­ния университета поженились. Я думала — какой замечатель­ной будет супружеская жизнь! Но все оказалось совсем не так...

Консультант: Сколько лет Вы в браке?

В этом случае создается впечатление, что консультанта больше интересует формальный факт продолжительности брака, а не то, как клиентка переживает свою супружескую жизнь. Продолжение беседы могло бы быть явно продуктив­нее, позволь консультант продолжать признание или, уло­вив удлиненную паузу, задай он вопрос: "Что для Вас зна­чит "совсем не так"?"

В консультировании существует правило, что при вопросе о чувствах клиент часто рассказывает факты из жизни, но когда мы спрашиваем только о событиях жизни, практичес­ки нет никаких шансов услышать что-либо о чувствах. Это правило ясно указывает на приоритет вопросов о чувствах и на существенную роль отражения чувств в консультирова­нии. Таково необходимое условие поддержания консульта­тивного контакта в ориентированной на клиента терапии.

Отражая чувства клиента, консультант концентрирует внимание на субъективных аспектах его признаний, стре­мясь помочь клиенту разобраться в своих чувствах и (или) испытать их полнее, интенсивнее, глубже. Отражение чувств означает, что консультант является как бы зеркалом, в ко­тором клиент может увидеть смысл и значение своих чувств. Отражение чувств способствует возникновению межличнос­тного, эмоционального контакта, потому что показывает клиенту, что консультант старается познать его внутренний мир. Эффективное отражение чувств помогает клиенту луч­ше разобраться в своих нередко противоречивых чувствах и тем самым облегчает разрешение внутренних конфликтов.

Желание отражать чувства предполагает их распознавание. Для этого необходимо обращать внимание не только на со­держание рассказа клиента, но и на его эмоциональный тон, позу, выражение лица. Так же важно помнить, что чувства могут таиться не только в том, что рассказано, но и в том, что не рассказано, поэтому консультант должен быть чутким к различным намекам, умалчиваниям, паузам.

Отражая чувства, следует учитывать все эмоциональные реакции клиента — положительные, отрицательные (Пример отражения отрицательного эмоционального состояния клиента: «Мне кажется, что Вы напряжены так, как будто готовитесь к обороне») и амби­валентные; направленные на самого себя, других людей и консультанта. Для точного отражения чувств важно исполь­зовать многие понятия, определяющие разнообразные чув­ственные нюансы.

В консультировании важно не только отражение чувств, но и обобщение их. Оно позволяет определить эмоциональ­ный тон беседы, синтезировать эмоциональные аспекты опыта клиента. Очень часто в беседе мы сталкиваемся с про­тиворечивыми, а иногда и с полярными чувствами по отно­шению к значимым для клиента ситуациям или объектам любви. Здесь очень ценно обобщение чувств для показа кли­енту действительного единства противоположностей в эмо­циональной сфере.

Говоря о чувствах в консультировании, можно сформу­лировать несколько обобщающих принципов, охватываю­щих не только отражение чувств клиента, но и выражение чувств консультантом:

1. Консультант обязан как можно полнее и точнее иден­тифицировать чувства как свои, так и клиентов.

2. Не обязательно отражать или комментировать каждое чувство клиента - любое действие консультанта должно быть целесообразным в контексте процесса консультиро­вания.

3. Обязательно обращать внимание на чувства, когда они:

- вызывают проблемы в консультировании или

- могут поддержать клиента, помочь ему.

В первом случае особенно выделяются страх, тревога, злость, враждебность. Например, озлобленность клиента мо­жет блокировать нормальное общение, поэтому следует об­ратить его внимание на это чувство, чтобы обсуждение способствовало устра­нению препятствия для поддержания консультативного контакта. Такое обсуждение имеет смысл и для клиента, по­скольку помогает ему допустить нормальность своих отрица­тельных чувств, а также уменьшить их интенсивность. Важ­но помочь клиенту выразить отрицательные чувства еще и потому, что самому клиенту легче контролировать открыто выраженные чувства.

Например: «Вам нелегко было прийти для обсуждения этого вопроса, вероятно, Вы вообще не хотите сейчас ничего обсуждать. (далее – другая техника: убеждение) - Однако каждая встреча людей может иметь большой смысл и от вашей активности зависит, насколько Вы сможете использовать потенциал этой встречи».

Во втором случае мы оказываем клиен­ту эмоциональную поддержку. Например: «Вы испытывает облегчение, разрешив себе рассмотреть альтернативу и осознав, что Вы в большей степени определяете свою жизнь, чем думали ранее. Несмотря на то, что объективные трудности никак не изменились, Вы чувствует большую уверенность в своих силах».

4. Консультант обязан выражать также собственные чув­ства, возникающие в ситуации консультирования. Их воз­никновение представляет собой своеобразный резонанс на переживания клиентов. Что наибо­лее лично, то наиболее общо. Вслушиваясь в свои чувства, возникающие в ходе консультирования в качестве реакции на поведение клиента, консультант может получить о нем много ценной информации. Выражение чувств помогает поддерживать глубокий эмоциональный контакт, в усло­виях которого клиент лучше понимает, как другие люди реагируют на его поведение.

Например: «Я тоже испытываю некоторое смущение и даже тревогу, затрагивая столь значимые для Вас вопросы, но уж лучше проговорить эту проблему, нежели она в виде малоприятных эмоций останется внутри Вас»

5. Порой надо помочь клиентам контролировать свои чув­ства, особенно когда они слишком интенсивны. Это касается как положительных, так и отрицательных чувств.

Паузы молчания

Большинство людей испытывает смущение, когда обры­вается беседа и стоит тишина. Она кажется бесконечно дол­гой. Так же и в ситуации консультирования женщин, берущих направление на аборт, консультант чувствует себя не­уютно при возникновении в беседе паузы молчания, по­скольку ему кажется, что он постоянно должен что-то де­лать. Однако умение молчать и использовать тишину в тера­певтических целях — один из важнейших навыков консуль­тирования. Хотя тишина в консультировании иногда означа­ет нарушение консультативного контакта, тем не менее, она бывает и глубоко осмысленной. Как известно каждому из повседневной жизни, хорошим друзьям не обязательно все время разговаривать, а влюбленные много времени прово­дят в молчании, что свидетельствует лишь о глубине их от­ношений. Для консультанта, научившегося быть чутким к различным смыслам тишины, вообще к тишине, и научив­шегося сознательно создавать и использовать паузы в кон­сультировании, молчание становится особенно терапевти­чески ценным, ибо оно:

— увеличивает эмоциональное взаимопонимание кон­сультанта и клиента;

— предоставляет возможность клиенту "погрузиться" в себя и изучать свои чувства, установки, ценности, пове­дение;

— позволяет клиенту понять, что ответственность за бе­седу лежит на его плечах.

Хотя спектр смыслов тишины в консультировании до­вольно широк, обычно различают "содержательное" и "бес­содержательное" молчание. В последнем случае увеличивается тревога клиента, он не может усидеть на месте, начинает нервничать.

Каковы важнейшие смыслы молчания в консультирова­нии?

1. Паузы молчания, особенно в начале беседы, могут вы­ражать тревогу клиента, плохое самочувствие, растерянность из-за самого факта консультирования.

2. Молчание далеко не всегда означает отсутствие ре­альной активности. Во время пауз молчания клиент может искать нужные слова для продолжения своего повествова­ния, взвешивать то, о чем шла речь перед этим, пытаться оценить возникшие во время беседы догадки. Консультан­ту также нужны паузы молчания для обдумывания про­шедшей части беседы и формулировки важных вопросов. Периодические паузы молчания делают беседу целенап­равленной, так как в это время мысленно выявляются существенные моменты беседы, резюмируются основные выводы. Паузы молчания помогают не пропускать важные вопросы.

3. Молчание может означать, что и клиент, и консультант надеются на продолжение беседы со стороны друг друга.

4. Пауза молчания, особенно если она субъективно не­приятна как клиенту, так и консультанту, может означать, что оба участника беседы и вся беседа оказались в тупике и происходит поиск выхода из создавшейся ситуации, поиск нового направления беседы.

5. Молчание в некоторых случаях выражает сопротивле­ние клиента процессу консультирования. Тогда оно по отно­шению к консультанту имеет манипулятивный смысл. Здесь клиент ведет игру: "Я могу сидеть как камень и посмотрю, удастся ли ему (консультанту) сдвинуть меня".

6. Иногда паузы молчания возникают, когда беседа про­текает на поверхностном уровне и избегается обсуждение наиболее важных и значительных вопросов, которые, одна­ко, увеличивают тревогу клиента.

7. Молчание иногда подразумевает глубокое общение без слов, оно тогда более осмысленно и красноречиво, чем слова.

Паузы молчания в консультировании поднимают вопрос: должен ли их прерывать сам консультант? Распространено мнение, что консультант должен прерывать пустое молчание и не спешить прерывать продуктивное молчание. Когда кли­ент умолкает и молчание длится долго, уместно замечание консультанта: "Вы молчите... Не хотели бы поделиться тем, что сейчас чувствуете?" или "Что важ­ное для себя Вы слышите в этом молчании?". Вместе с тем не следует забывать, что клиент сам отвечает за прекраще­ние молчания.

Предоставление информации

Цели консультирования достигаются также посредством предоставления клиенту информации: консультант выска­зывает свое мнение, отвечает на вопросы клиента и инфор­мирует его о разных аспектах обсуждаемых проблем. Достаточно подробно специфика предоставления информации по вопросам аборта отражена в первой части пособия.

Конфронтация

Каждый консультант время от времени вынужден в тера­певтических целях вступать в конфронтацию с клиентами. Конфронтацию определяют как всякую реакцию консультанта, противоречащую поведению клиента. Чаще всего противостояние бывает направлено на двойственное поведение клиента: увертки, "игры", хитрости, извинения, "пускание пыли в глаза", т.е. на все то, что мешает клиенту увидеть и решать свои насущные проблемы. Конфронтацией добиваются показа клиенту способов психологической за­щиты, используемых в стремлении приспособиться к жизненным ситуациям, но которые угнетают, ограничивают становление личности. В центре конфронтации обычно ока­зывается стиль межличностного общения клиента, отражаю­щийся в консультативном контакте. Консультант обращает внимание на приемы, с помощью которых клиент старается избежать обсуждения важных в консультировании тем, ис­кажает злободневность своих жизненных ситуаций и т.п.

Выделяют три основных случая конфронтации в консультировании:

1. Конфронтация с целью обратить внимание клиента на противоречия в его поведении, мыслях, чувствах, или меж­ду мыслями и чувствами, намерениями и поведением и т.п. В этом случае можно говорить о двух ступенях конфронтации. На первой констатируется определенный аспект поведения клиента. На второй — противоречие чаще всего представля­ется словечками "но", "однако". В противоположность ин­терпретации при конфронтации прямо указывается на при­чины и истоки противоречий. Конфронтацией такого типа стараются помочь клиенту увидеть само противоречие, кото­рое он раньше не замечал, не хотел или не мог заметить.

Например:

Клиент: Я все хорошо продумала и все решила. Я знаю, какие последствия могут быть для моего здоровья, и вообще...

Консультант: Да, я чувствую вашу «твердость», однако Вы все же решили прийти для беседы, значит, какие-то сомнения и желание честно сказать себе: я сделала все, что могла, все же есть.

2. Конфронтация с целью помочь увидеть ситуацию та­кой, какова она есть в действительности, вопреки представ­лению о ней клиента в контексте его потребностей. Напри­мер, клиентка жалуется: "Мой муж нашел работу, связанную с длительными командировками, потому что не любит меня". Реальная ситуация такова, что муж поменял работу по требованию жены после долгих ссор, поскольку на прежней работе он мало зарабатывал. Теперь муж зарабатывает доста­точно, однако редко бывает дома. В данном случае консуль­тант должен показать клиентке, что проблема состоит не в любовных отношениях, а в финансовом положении семьи, необходимости, чтобы муж больше зарабатывал, хотя из-за этого он вынужден часто бывать в отъезде. Клиентка не оце­нивает усилий мужа добиться большого благосостояния се­мьи и трактует ситуацию удобным для себя способом.

3. Конфронтация с целью обратить внимание клиента на его уклонение от обсуждения некоторых проблем. Например, консультант высказывает клиенту удивление: "Вы основательно рассмотрели ситуацию со своей стороны. Однако, всякий раз, когда мы прибли­жаемся к тому, что есть еще и ребенок, Вы уходите в сторону".

Конфронтация является сложной техникой, требующей от консультанта утонченности и опытности. Она часто вос­принимается как обвинение, поэтому применима лишь при достаточном взаимном доверии, когда клиент чувствует, что консультант понимает его и заботится о нем. Для правильно­го использования техники конфронтации важно знать и по­нимать ее ограничения.

1. Конфронтацию нельзя использовать как наказание клиента за неприемлемое поведение. Это не средство выра­жения консультантом враждебности.

2. Конфронтация не предназначена для разрушения ме­ханизмов психологической защиты клиентов. Ее назначе­ние — помочь клиентам распознать способы, которыми они защищаются от осознания реальности. Стиль психологической защиты мно­гое говорит о личности клиента, и здесь важнее понимание, а не разрушение, которое раздражает клиента и вы­зывает его сопротивление.

3. Конфронтацию нельзя использовать для удовлетворе­ния потребностей или самовыражения консультанта. Кон­сультирование не та ситуация, где консультант должен де­монстрировать свою мудрость и силу в целях самовозвеличи­вания. Задача консультанта не победить клиента, а понять его и оказать помощь. Неправильное применение техники конфронтации часто свидетельствует о том, что в процессе консультирования специалист решает личные проблемы.

Дополняя перечисленные правила, хотелось бы подчерк­нуть, что конфронтация с клиентом ни в коем случае не должна быть агрессивной и категоричной. Желательно чаще использовать фразы: "мне кажется", "пожалуйста, попро­буйте объяснить", "если я не ошибаюсь", которые выража­ют определенные сомнения консультанта и смягчают тон конфронтации.

Как отдельный вариант конфронтации заслуживает вни­мания прерывание повествования клиента. Позволив клиен­ту свободно рассказывать, консультант не должен забывать, что не все сведения одинаково важны, что некоторые темы или вопросы следует углубить. Прерывание клиента возмож­но, когда он "перескакивает" на другие проблемы, не ис­черпав предыдущих. Если клиент изменил тему, консуль­тант может вмешаться с замечанием: "Я заметил, что Вы изменили тему. Специально ли Вы сделали это?" Однако частое прерывание повествования рискованно. Когда мы не позволяем клиенту рассказывать так, как ему хочется, то обычно не достигаем желаемого. Большинство клиентов склонны поддаваться руководству консультанта, поэтому постоянное прерывание порождает зависимость и тогда трудно рассчитывать на откровенность.

 

© Благотворительный Фонд «Семья и детство», 2008

url: http://bfsd.ru, e-mail, bfsd@mail.ru


[1] Кочюнас Р. Основы психологического консультирования, М., 2000, С. 160

[2] Цитата из выступления священника Максима Обухова.

 

[3] Митрополит Сурожский Антоний «Человек перед Богом», Паломник, 2001, С. 37.

[4] Митрополит Сурожский Антоний «Человек перед Богом», Паломник, 2001, С. 38

[5] В. Франкл Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. С.28.

[6] там же. С.29.

[7] В. Франкл Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. С.34.

 

[8] В. Франкл Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. С.43.

[9] И. Ялом Экзистенциальная психотерапия. Москва, 1999.

1. Антоний Сурожский О встрече, М., 2000.

 

[11] Антоний Сурожский О встрече, М., 2000.

 

[12] Р. Кочюнас Основы психологического консультирования. М., 1999.

[13] Кочюнас Р. Основы психологического консультирования, М., 2000.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...