Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение хронологических рамок подросткового возраста

Содержание

 

Введение. 3

Глава 1. Особенности психологического развития личности в подростковом возрасте. 5

1.1 Определение хронологических рамок подросткового возраста. 5

1.2 Проблемы развития личности подростка. 7

1.3 Мотивация достижения. 29

Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей эмоционально-мотивационной сферы подростков. 32

2.1 Общая характеристика экспериментального исследования. 32

2.2 Психодиагностические методы исследования. 32

2.3 Результаты экспериментального исследования и их обсуждение. 34

Заключение. 41

Используемая литература. 42


Введение

 

Тема курсовой работы "особенности эмоционально-мотивационной сферы подростков". Данная проблема является актуальной, так как в подростковом возрасте у ребят возникают сложности эмоционального плана и нужно учитывать эти моменты для оказания своевременной помощи подростку.

Познавая действительность, дети, так или иначе, относятся к предметам, явлениям, событиям, к другим людям, к своей личности. Одни явления действительности радуют их, другие – печалят, третьи – возмущают и т.д. Радость, печаль, восхищение, возмущение, гнев, страх и другое – все это различные виды субъективного отношения человека к действительности. Все то, что делает человек, в конечном счете, служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, любое проявление активности человека сопровождается эмоциональными переживаниями. Таким образом, целью нашего исследования является изучение эмоционально-мотивационной сферы подростков.

В качестве рабочей гипотезы нами было выдвинуто предположение о том, что уровень нервно-психологического напряжения и развитие мотивационной сферы подростков зависит от особенностей социально-психологической адаптации в этот период.

Объектом исследования являются учащиеся возрастной группы 14-15 лет.

Предметом – эмоционально-мотивационная сфера подростков.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть особенности личностного развития подростков;

2) выделить факторы, влияющие на развитие личности подростка на разных этапах;

3) провести анализ трактовки кризиса в современной психологии;

4) провести экспериментальное исследование по теме курсовой;

5) проанализировать полученные экспериментальным путем результаты исследования.

Для проверки предположения организовали и провели экспериментальные исследования на базе школы г. Куйбышева, в которых приняли участие 8 учеников 8-9 классов. В ходе экспериментального исследования использовались следующие методики: 1) тест школьной тревожности Филипса; 2) методика изучения мотивации успеха и боязни неудач; 3) методика диагностики самооценки мотивации одобрения (шкала лживости) Д. Марлоу и Д. Крауна; 4) шкала социально-психологической адаптированности; 5) методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.


Глава 1. Особенности психологического развития личности в подростковом возрасте

 

Определение хронологических рамок подросткового возраста

 

Возраст (в психологии) – это конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей. Переход от одной возрастной ступени к другой ознаменовывается перестройкой и изменением психического развития. Психические характеристики возраста определяются конкретно историческими условиями, в которых осуществляется развитие индивида, характером воспитания, особенностями его деятельности и общения. Возрастные ступени отличаются относительностью, условной усредненностью, что не исключает, однако, индивидуального своеобразия психического облика человека. Возрастная характеристика развития отражает определенную систему требований, предъявляемых обществом к человеку на том или ином этапе его жизни, и сущность его отношений с окружающими, его общественное положение. Понятие возрастных особенностей возрастных границ не имеет абсолютного значения – границы возраста подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер и не совпадают в различных социально-экономических условиях развития личности.

Представляя собой конкретно-историческое явление, подростковый возраст впервые стал выделяться в эпоху становления капитализма. До ХVII-XVIII вв. подростковый возраст не выделялся в жизненном цикле человека в особый период. Этап детства заканчивался вместе с половым созреванием, после которого большинство молодых людей сразу вступали во взрослый мир. Сегодня в психологии существует множество теорий подросткового возраста, но каково бы ни было определение этого периода развития, никто в наше время не сомневается в его реальности, хотя два столетия назад он едва вырисовывался. В конце XIX вв. государства Европы и Америки были вынуждены оформить юридический статус подростка, приняв детское трудовое законодательство и специальные законы о правах молодежи, введя обязательное образование и установив границы подросткового возраста между достижением половой зрелости и возрастом, который закон определяет как обязательный для трудовой деятельности и правовой ответственности.

Рассмотрение подросткового возраста требует четкого выделения его границ. Существует несколько определений рубежей данного возраста. Например, Г. Гримм ограничивает подростковый период возрастом 12-15 лет у девочек и 13-16 лет у мальчиков, а по Дж. Биррену, этот период охватывает 12-17 лет. В классификации Д.Б. Брамлей данный возраст определяется 11-15 годами. На эту же продолжительность, с 11 до 15 лет, указывают авторы лонгитюдного исследовательского института развития человека Калифорнийского университета. Ж. Пиаже относит к подростковому возрасту детей от 12 до 15 лет. Представляется что, наиболее адекватно очерчены границы подросткового возраста в периодизации онтогенеза, предложенной Д.Б. Элькониным, в которой, в отличие от всех выше упомянутых периодизаций, акцент делается не на физическое развитие организма, а на появление новых психических образований, обусловливаемых сменой и развитием ведущих типов деятельности. Границы подросткового возраста в данной периодизации устанавливаются между 10-15 годами (Эльконин, 1971г).

Подростковый возраст необходимо рассмотреть не как отдельно взятый этап, а в динамики развития, поскольку без знания закономерностей развития ребенка в онтогенезе, противоречий, составляющих силу этого развития, невозможно выявить психические особенности развития подростка, а тем самым выработать психологические рекомендации по его воспитанию.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...