Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Результаты экспериментального исследования и их обсуждение

 

Результаты тестирования приведены в таблицах.

 

Таблица 1. Результаты теста школьной тревожности Филипса.

испытуемые факторы 1 2 3 4 5 6 7 8 Среднее Значение
1 школьная тревожность 45 29 45 52 19 46 51 55 43
2 общая тревожность в школе 7 14 3 1 11 9 4 1 6
3 переживание социального стресса 5 4 7 6 4 5 5 6 5
4 фрустрация потребности в достижении успеха 4 6 7 6 8 4 5 6 6
5 страх самовыражения 3 3 3 1 5 0 1 0 2
6 страх ситуации проверки знаний 2 4 1 0 5 3 2 0 2
7 страх несоответствия ожиданиям окружающих 1 2 2 1 3 1 1 1 2
8 низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 1 3 1 0 3 1 0 0 1
9 проблемы и страхи в отношениях с учителем 3 5 5 4 4 3 4 4 4

 

Групповые средние показатели диагностики уровня школьной тревожности подростков свидетельствуют о несколько повышенном уровне тревожности. Аналогичная ситуация наблюдается и по фактору переживания социального стресса. Отметим, что тревожные люди при расстройствах теряют самообладание, при трудностях имеют тенденцию уступать. Для них характерен достаточно высокий уровень самоконтроля и напряженности.

 

Таблица 2. Результаты изучение мотивации успеха и боязни неудач.

испытуемые 1 2 3 4 5 6 7 8 Среднее значение
Результаты тестирования 9 14 13 8 4 12 9 16 11

 

Среднее значение – 11б у испытуемой группы говорит о том, что мотивационный полюс не выражен. Испытуемые обладают способностью интересоваться достижением успеха и тревожиться по поводу неудач. Однако каждый отдельный человек имеет доминирующую тенденцию руководствоваться либо мотивом достижения, либо мотивом избегания неудач.

 

Таблица 3. Результаты диагностики самооценки мотивации одобрения (шкала лживости) Д. Марлоу и Д. Крауна.

испытуемые 1 2 3 4 5 6 7 8 Среднее значение
Результаты тестирования 10 15 12 7 10 15 8 10 10

 

Тест выявил средний показатель мотивации одобрения у группы испытуемых – 10б, то есть они обладают средней готовностью представить себя перед другими как личность полностью соответствующую социальным нормам.


Таблица 4. Шкала социально-психологической адаптированности (СПА).

испытуемые 1 2 3 4 5 6 7 8 ср
1 адаптация (А) 64 57 72 74 58 77 79 81 70
2 самоприятие (S) 77 72 87 86 72 88 91 92 83
3 приятие других (L) 61 61 78 75 55 82 74 75 70
4 эмоциональный комфорт (E) 63 54 74 79 56 73 80 84 70
5 интернальность (I) 67 52 72 76 65 78 80 87 72
6 стремление к доминированию (D) 59 39 55 61 41 61 69 77 58

 

Таблица 5. Результаты исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан. (п – притязания, с – самооценка)

испытуемые

ум, способности характер авторитет у сверстников "умелые руки" внешность Уверенность в себе средняя величина

1

п 100 80 65 100 100 80 88
с 78 70 60 80 70 64 70

2

п 92 90 95 88 94 95 92
с 45 46 88 37 58 57 55

3

п 100 85 93 85 100 95 93
с 90 60 70 52 80 70 70

4

п 100 100 100 100 100 100 100
с 85 95 90 83 90 96 90

5

п 80 85 43 88 70 65 72
с 56 68 18 58 32 38 45

6

п 100 98 80 100 92 92 94
с 78 80 68 88 78 79 79

7

п 100 100 95 92 100 100 98
с 90 91 75 82 95 90 87

8

п 100 100 100 100 100 100 100
с 95 90 95 86 92 95 92

 

У всех испытуемых отмечается высокий и очень высокий уровень притязаний, что говорит о нереалистическом, некритическом отношении детей к собственным возможностям. Следует заметить, что реалистический, оптимальный уровень притязаний является важным фактором личностного развития. У половины испытуемых реалистическая, адекватная самооценка. Другая половина имеет завышенную самооценку, что указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценивать результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими. Такая самооценка может указывать на нечувствительность к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.

Исходя из гипотезы, для выявления взаимосвязи шкалы социально-психологической адаптированности со шкалами других методик данного исследования, применяли коэффициент ранговой корреляции Спирмена, который вычисляется по формуле , где d - квадрат разности между рангами рассматриваемых шкал, n - количество испытуемых.

Приведем в качестве примера расчет выявления взаимосвязи между показателями СПА и мотивацией на успех. Выдвигаем гипотезы: Н0 – корреляция между показателями СПА и мотивацией на успех не отличается от нуля; Н1 - корреляция между показателями СПА и мотивацией на успех достоверно отличается от нуля. Производим ранжирование показателей СПА (адаптированность) и показателей мотивации на успех. Находим разность между рангами и возводим ее в квадрат.

 

Таблица 6.

  Мотивация на успех Ранг А Адаптированность Ранг В d d2
1 9 3,5 64 3 0,5 0,25
2 14 7 57 1 6 36
3 13 6 72 4 2 4
4 8 2 74 5 -3 9
5 4 1 58 2 -1 1
6 12 5 77 6 -1 1
7 9 3,5 79 7 -3,5 12,25
8 16 8 81 8 0 0

 

Высчитываем коэффициент ранговой корреляции Спирмена

=0,24;

эмпирическое =0,24→0.

Критическое значение при n=8 по таблице:

, следовательно гипотеза Н0 принимается.

 

Таблица 7. Сводная таблица.

Название методики

СПА

А S L E I D

Мотивация успеха

0,24 0,42 0,4 0,2 0,24 0,15

Мотивация одобрения

-0,32 -0,15 0,24 -0,51 -0,32 -0,43

Тест школьной тревожности Филлипса

Подвижность 0,9** 0,83* 0,58 0,91** 0,9** 0,93**
Общая тревожность -0,7 -0,64 -0,48 -0,87* -0,7 -0,7
Переживание соц. стресса 0,58 0,65 0,73* 0,74* 0,58 0,52
Фрустрация потребности в достижении успеха -0,1 -0,1 -0,05 0,09 -0,1 -0,16
Страх самовыражения -0,8* -0,71 -0,63 -0,64 -0,8* -0,77*
Страх ситуации проверки знаний -0,62 -0,57 -0,49 -0,8* -0,62 -0,63
Страх несоотв. ожиданиям окружающих -0,51 -0,43 -0,24 -0,42 -0,51 -0,58
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу -0,83* -0,69 -0,37 -0,84* -0,77* -0,8*
Проблемы и страхи в отнош. с учителями -0,21 -0,1 0,01 0,29 0,02 -0,32

* - достоверность на 5% уровне;

** - на 1% уровне.

 

На основании корреляционного анализа, целью которого было выявление ряда факторов сопутствующих эмоциональному состоянию личности, нами выявлена высокая зависимость эмоциональный комфорт – подвижность (на 1% уровне достоверности). Анализ интеркорреляционых связей позволяет сделать следующие выводы:

1) наблюдается высокая взаимосвязь между шкалами подвижность – эмоциональный комфорт, подвижность - адаптированность, подвижность – самопринятие, подвижность – внутренний контроль. Что свидетельствует о высокой внутренней согласованности показателей. Данная связь носит положительный характер, прямую зависимость (то есть более высокие значения одного показателя соответствуют более высоким значениям другого показателя). В данном случае это означает, что более подвижны, активны те школьники, которые испытывают эмоциональный комфорт, удовлетворенность своими достижениями, которые адаптировались в окружающей их действительности.

2) выявлены устойчивые взаимосвязи между показателями эмоционального комфорта и показателями переживания социального стресса. Данные позволяют сделать вывод, что эмоциональное состояние ребенка влияет на развитие его социальных контактов (прежде всего со сверстниками). Взаимосвязь также имеет положительный характер.

3) высокий отрицательный коэффициент корреляции получен между следующими показателями страхом самовыражения и адаптированностью. Чем выше значение по первому показателю тем ниже значение по второму показателю. В данном случае речь идет об адаптированности ребенка и негативными эмоциональными переживаниями ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрацией своих возможностей. Также высокий отрицательный коэффициент корреляции наблюдается между показателем эмоционального комфорта и показателем низкой физиологической сопротивляемости стрессу. То есть обратная взаимосвязь эмоционального состояния ребенка с особенностями психофизиологической организации, снижающими приспособляемость ребенка к ситуациям стрессового характера, и повышающими вероятность неадекватного деструктивного реагирования на тревожный фактор среды. Эмоциональный комфорт имеет обратную зависимость со страхом ситуации проверки знаний.

4) заслуживают внимания и данные о соотношения показателей самопринятии и мотивации успеха; данная взаимосвязь имеет положительный характер. Знание человеком своих способностей, отношения к себе влияет на его ожидание успеха. Обратная связь проявляется между адаптированностью и страхом несоответствия ожиданиям окружающих. Дети ориентируются на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей; тревожатся по поводу оценок, даваемых окружающими. Также обратная связь наблюдается между показателями эмоционального комфорта и мотивацией одобрения.


Заключение

 

В заключении можно сказать, что подростковый возраст трудный период психического созревания и полового взросления. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости. Таким образом, особенности проявления подросткового возраста определяются конкретными социальными обстоятельствами и, прежде всего изменением места ребенка в обществе, сменой его позиции, когда подросток субъективно вступает в новые отношения с миром взрослых, с миром их ценностей, что составляет новое содержание его сознания, формируя такое психологическое новообразование этого возраста как самосознание. У подростка складываются разнообразные образы "я", первоначально изменчивые, подверженные внешним влияниям. К концу периода они интегрируются в единое целое, образуя на границе ранней юности "я-концепцию", которую можно считать центральным новообразованием всего периода. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Общаясь с друзьями, подростки активно усваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других. Подросткам свойственна неустойчивая самооценка. О личностной нестабильности подростка судят по реальному проявлению у них совершенно разных качеств, часто противоположных, по противоречивости их характера и устремлений. Развитие личностной рефлексии, новый уровень мышления и становление типов характера обуславливают новый этап в развитии мотивации. Период подросткового возраста связанный с интенсивным развитием всей личностной структурой, и в частности, мотивационно-потребностной сферы.


Используемая литература

 

1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Издательский центр "Академия", 1998. – 320с.

2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М: Издательство "Мысль", 1976.

3. Вартанова И.И. К проблеме мотивации учебной деятельности. // Вестник Московского университета. Сер.14 Психология. 2000 №4, с33-41.

4. Гончарова Е.Б. Формирование мотивации учебной деятельности подростков. // Вопросы психологии. 2000 №6, с132-134.

5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб: издательство "Питер", 2000. – 512с.

6. Исследование мотивационной сферы личности: межвузовский сборник научных трудов. – Новосибирск: Издательство НГПИ, 1984. – 163с.

7. Кулагина И. Ю, Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М: ТЦ "Сфера", 2001. – 464с.

8. Осипова И. Формирование учебной мотивации школьников. // Воспитание школьников. 2003 №8, с33-36.

9. Практикум по возрастной психологии: учебное пособие. Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002. – 694с.

10. Психология личности. Т1. хрестоматия, 2 изд., дополненное. – Самара: Издательский Дом "БАХРАМ", 1999. – 448с.

11. Психология современного подростка. Под редакцией Фельдштейна Д.И. Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии. Академия педагогических наук СССР – М: Педагогика, 1987. – 240с.

12. Психолого-педагогические проблемы мотивации учебной и трудовой деятельности. Краткие тезисы конференции. – Новосибирск, 1985г.

13. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом "БАХРАМ-М", 2001. – 672с.

14. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно содержательные характеристики процесса развития личности: избранные труды. – М: Московский психолого-социальный институт Флинта, 1999. – 672с.

15. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей. – М: Издательство Института Психологии, 2003. – 480с.

16. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки и психологии. – Спб.: ООО "Речь", 2003. – 350с.

17. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр "Академ", 2000. – 184с.

18. Столяренко Л.Д. Основы психологии.5-е изд., переработано и дополнено (серия "учебники, учебные пособия"). – Ростов: к/д "Феникс", 2002. – 672с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...