Глава I. Конституционные права граждан Российской Федерации на образование
Введение
Право на образование в РФ является конституционным правом гражданина. Под образованием в РФ понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней. Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определённого образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом. В современном мировом сообществе образование признается важнейшим механизмом, выравнивающим изначальное социальное неравенство молодых людей. Именно оно обеспечивает продвижение вверх по социальной лестнице и интеграцию в общество. В современном обществе, в рамках правового государства конституционное право на образование рассматривается с 2 позиций: непосредственное образовательное право, основанное на правоспособности, то есть способности иметь предусмотренные и гарантированные системой законодательства прав в области получения образования; личные конституционные права и обязанности обучающихся и их соблюдение в образовательных учреждениях. Непосредственное конституционное право граждан на образование в основном закреплено в образовательном законодательстве РФ. Это право на бесплатное начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее, начальное профессиональное образование; право на конкурсной основе бесплатного среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; право на неоднократное бесплатное профессиональное образование по направлению государственной службы занятости; право на образование в соответствии с государственными образовательными стандартами; право на ускоренный курс обучения, право на получение дополнительных образовательных услуг.
Законодательно принятое понижение уровня обязательного обучения сокращение структуры всеобщего государственного образования, его коммерциализации существенно ограничили личные конституционные права гражданина в условиях имущественного расслоения российского общества, в условиях недостаточного обеспечения и защиты права на образование в образовательном учреждении - полноправном субъекте, осуществляющем образовательный процесс. По данным переписи населения проведенной в октябре 2002 года, по сравнению с 1989 г. вырос образовательный уровень населения РФ. Из 1000 человек 902 имеют основное общее образование. Их численность составила 109,4 млн. человек. В полтора раза выросла численность лиц с высшим и средним профессиональным образованием. Послевузовское образование (закончили аспирантуру, докторонтуру, ординатуру) имели 369 тыс. человек. Сократился удельный вес неграмотного населения с 1,9% (1989г) до 1,3% (2002г). По данным фонда " Общественное мнение" (2006г) 2 миллиона детей в РФ являются неграмотными; 15% опрошенных детей сообщили, что родители платят деньги за их учебу; значительные семейные средства (30 млрд. руб) тратятся на обучение детей, из них 46% на репетиторство. [15] Только 55% государственных образовательных учреждений имеют все виды благоустройства, горячее питание имеют только 82% городских и 69% сельских школьников; обеспечение учебной методической литературой составляет 74% от необходимого уровня. [16] Анализ обращений учащихся и их родителей в Детскую общественную приемную Министерства образования РФ за период 2001-2006 годы позволил выделить ряд наиболее распространенных проблем, связанных с соблюдением личных прав и законных интересов учащихся в образовательных учреждениях:
некорректное отношение; вытеснение детей на низкий уровень образования (коррекционные классы) "выпадение" детей по состоянию здоровья из школьного процесса; объем школьной нагрузки; необъективность оценок; сбор денег в школах; отчисление из образовательных учреждений; качество образования; право выбора экзаменов; [17] Все это способствовало выбору темы нашего исследования: "Реализация конституционного права на образование в условиях образовательного учреждения". Объект исследования: конституционное право граждан РФ на образование. Предмет исследования: реализация конституционного права граждан РФ на образование в условиях образовательного учреждения. Цель исследования: осуществление обеспечения конституционных прав граждан РФ на образование в условиях ОУ. Гипотеза: Мы предполагаем, что личные права граждан на образование в образовательном учреждении реализуются при условиях: соблюдения международных российских нормативно-правовых актов и государственных гарантий в области образования; при соответствии локальных нормативно-правовых актов образовательного учреждения государственному правовому стандарту; при социально-педагогической поддержке обучающихся, нуждающихся в социальной адаптации, социальной реабилитации; при организации воспитательной работы, направленной на активное участие по правовой информированности. Для достижения данной цели мы поставили следующие задачи: Изучить нормативно-правовые акты, регулирующие правовое положение граждан в области образования. Раскрыть сущность понятия " право на образование" Обобщить содержание деятельности образовательного учреждения ГОУ СПО "Профессиональный лицей № 47" по обеспечению личных прав граждан на образование. С помощью социологического опроса проверить осуществление и обеспечение личных прав на образование в условиях ОУ, (ГОУ СПО "Профессиональный лицей № 47") Составить рекомендации по совершенствованию деятельности образовательного учреждения в реализации личных прав граждан на образование.
При написании исследовательской работы мы использовали следующие методы: метод анализа литературы по данной теме; метод изучения нормативно-правовых актов в области образования РФ. метод анализа локальных нормативно-правовых актов ОУ. метод анкетирования. База исследования: Государственное образовательное учреждение "Профессиональный лицей № 47" (Вологодская область, г. Тотьма ул. Белоусовская, 15 Глава I. Конституционные права граждан Российской Федерации на образование
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|