Этика — учение о нравственности
Стр 1 из 23Следующая ⇒ Л. Е. Балашов. Этика: Учебное пособие. — 3-е издание, расширенное. —М., 2011. — 357 с.
В учебном пособии освещаются основные вопросы этики, морали, человеческого общежития, культуры поведения. Приводится обширный фактический материал из современной жизни, содержащий поучительные примеры и отражающий разные моральные коллизии-проблемы. Достоинство книги в том, что автор не поучает, а исследует, анализирует, аргументирует, размышляет. Пособие может быть полезно всем, кто постоянно оказывается в ситуации морального выбора, анализа основных проблем морали и права, кто нуждается в советах, как вести себя в обществе. В конце учебного пособия даются задачи и упражнения по этике. В приложении 1 приводится открытое письмо всем убийцам и заказчикам убийств. В приложении 2 приведены мысли-высказывания разных авторов на темы морали.
Отзывы и предложения направлять по адресу: Россия, 115583, Москва, Воронежская ул., д. 9, кв. 110 Телефон: 397-77-91 E-mail: lev_balashov@mail.ru
ISBN © Балашов Л.Е., 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Человек и общество...................................................... 7 2. Этика — учение о нравственности....................... 8 2.1. Этика................................................................................. 8 2.2. Мораль — форма общественной воли............................ 9 2.3. Мораль и право............................................................... 11 2.4. Значение нравственности............................................... 12 Имморализм и аморализм.................................................. 13 3. О жизни, смысле и цели жизни.............................. 15 3.1. Что такое жизнь?............................................................ 15 3.2. О смысле жизни.............................................................. 16 3.3. Цель жизни...................................................................... 18 3.4. Постоянная ориентация на полноценную жизнь, активное долголетие, бодрость духа, оптимизм, жизнерадостность и жизнелюбие......................................... 21
4. Мораль как норма, здоровье общества............. 29 Норма..................................................................................... 29 Здоровье человека................................................................. 30 3доровье общества (система моральных и правовых норм) 35 5. Золотое правило поведения................................... 39 5.1. Исторический экскурс.................................................... 39 Древние о золотом правиле................................................ 39 Т. Гоббс и Д. Локк о золотом правиле............................... 43 Золотое правило и категорический императив Иммануила Канта 46 Золотое правило в “Оправдании добра” В.С. Соловьева. 49 Л. Н. Толстой о золотом правиле....................................... 55 5.2. Золотое правило — главный принцип человеческого общежития 57 5.3. Золотое правило далеко не так элементарно-очевидно 62 6. Добро и зло....................................................................... 65 6.1. Отличие моральных понятий добра и зла от общих понятий блага и зла 65 6.2. Что такое добро?............................................................ 66 6.3. Добро и зло в аспекте соотношения действительности и возможности 70 6.4. Человек по своей природе добр.................................... 80 6.5. Добродушный................................................................. 92 6.6. Как бороться со злом и надо ли с ним бороться?........ 92 6.7. Гений и злодейство — две вещи несовместные........... 95 7. Долг..................................................................................... 96 8. Совесть: внутренний регулятор морального поведения 99 9. Внешние регуляторы морального поведения: общественная мораль, общественное мнение, мнение других............................................... 104 10. Благородство............................................................. 106 11. Честность..................................................................... 106 12. Скромность, гордость, самоуничижение, высокомерие 107 13. Гуманизм — философия человечности (тезисы) 112 Комментарии к тезисам...................................................... 123 14. О любви к себе и другим (эгоизм, альтруизм, нормальное поведение) 147
14.1. Эгоизм......................................................................... 147 14.2. Альтруизм, самопожертвование, самоотверженность 154 14.3. Героизм....................................................................... 156 14.4. Нормальное поведение.............................................. 158 15. Коллективизм и/или индивидуализм............ 160 15.1. Коллективизм: за и против......................................... 160 15.2. Положительная сила коллективизма......................... 161 15.3. Минусы коллективистского принципа "один за всех и все за одного" 163 15.4. Разрушительный или уродливый коллективизм (гиперколлективизм) 164 15.5. Положительное значение индивидуализма............... 166 15.6. Удушение посредством объятий (коммунистический коллективизм) 168 15.7. Гримасы коллективизма и индивидуализма............. 169 15.8. Минусы индивидуализма........................................... 169 15.9. Взаимоопосредствование коллективизма и индивидуализма 173 15.10. Дружба — компромисс-симбиоз индивидуализма и коллективизма 174 15.11. Товарищество........................................................... 175 15.12. Братство.................................................................... 176 15.13. Человечность............................................................ 176 16. Человеческое счастье............................................ 176 16.1. Взаимосвязь смысла жизни и счастья....................... 176 16.2. Что такое счастье?..................................................... 177 16.3. Счастье: и результат везения, и результат борьбы-труда 178 16.4. Счастье — единство удовлетворенности и неудовлетворенности 180 16.5. Можно ли сделать людей счастливыми, а тем более заставить их быть счастливыми? 183 17. Любовь и мораль....................................................... 186 17.1. Любовь-деятельность................................................. 187 17.2. Любовь — солнце жизни............................................ 191 17.3. Любовь и бессмертие жизни...................................... 192 17.4. Продолжение человеческого рода............................ 193 17.5. Ценность любви для жизни........................................ 195 17.6. Любовь: норма, отклонения, патология.................... 197 17.7. Любовь и брак............................................................. 200 17.8. Половая мораль.......................................................... 201 18. Несчастное и преступное сознание............... 202 19. Духовное, морально-психологическое закаливание 205 20. О культуре поведения............................................ 208 Нормальные взаимоотношения людей — тонкая материя 210 О воспитанности и благовоспитанности............................ 211
О вежливости....................................................................... 212 Волшебные слова................................................................ 212 Этика телефонного разговора............................................. 213 Обязательность, точность................................................... 214 21. Негатив жизни: антикультура и антифилософия 215 21.1. Антикультура............................................................. 215 Антикультура — болезнь цивилизации........................... 215 Пропаганда анормального в современном обществе..... 218 О влиянии средств массовой информации, художественной литературы, кино на поведение людей, общества в целом.............................................................. 230 Распространение наркотической антикультуры как заразы в современной России 248 Некрофилия антикультуры............................................... 250 Ненормальности разного рода — это нарушение меры, разрушение гармонии жизни и, в итоге, самой жизни.................................................................................. 272 Бум мистицизма................................................................ 275 21.2. Антифилософия (Геростраты философии)............... 284 Ф. Ницше — фюрер антикультуры.................................. 285 Психоделический мистицизм Карлоса Кастанеды.......... 312 ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ЭТИКЕ............................... 318 ПРИЛОЖЕНИЕ 1.................................................................... 331 Открытое письмо всем убийцам и заказчикам убийств.... 331 ПРИЛОЖЕНИЕ 2.................................................................... 335 Мысли разных авторов на темы морали............................ 335 ЛИТЕРАТУРА......................................................................... 349 Именной указатель....................................................... 350 Предметный указатель................................................ 350
Человек и общество
О человеке говорят и пишут многие: писатели, ученые разных специальностей, религиозные деятели, философы... Писатели-художники изображают человека исключительно с субъективной стороны. Ученые исследуют его как объект. Они — объективисты. Религиозные деятели говорят и пишут о человеке лишь в связи со своей верой в сверхъестественное; для них человек — деятель-субъект постольку, поскольку воплощает, реализует потустороннее, надчеловеческое начало. Это всё односторонние точки зрения. Лишь философу по плечу всеохватный взгляд на человека. Для него человек — и субъект, и объект, и един, и неедин, и “я”, и “мы”, и индивид, и человеческий род. Такой взгляд на человека обусловлен спецификой философа как универсального мыслителя.
Конечно, и философы могут специализироваться и быть ограниченными в своих предпочтениях. Тем не менее по сравнению с другими “человековедами” они в большей степени ориентированы на универсализм во взгляде на человека. По крайней мере, именно среди них встречаются мыслители, которые стремятся к этому универсализму.
Человек — субъект, в единстве двух значений: разделительном и собирательном. В разделительном смысле человек — индивидуум, личность, живое существо. В собирательном смысле человек — человечество, человеческий род, человеческое общество. Между тем и другим “человеком” существует определенная дистанция, которая в практике словоупотребления обозначается как противоположность “человек—общество” (или: “личность—общество”, “индивид—род”, “я — мы” и т. п.). Слово “человек” чаще всего употребляется в разделительном смысле. В собирательном же смысле обычно употребляется слово “общество”. Человек-общество — двойной субъект, в котором определяющую роль играет человек. Человек — первичный субъект, общество — вторичный. Человек “светит” своим светом, общество — отраженным. С другой стороны, эти два субъекта, как два магдебургских полушария, неразделимы. Человек для себя — субъект во всех отношениях. Общество не является субъектом для себя и тем более субъектом во всех отношениях. Для человека общество — отчасти объективная реальность, отчасти часть его самого. По отношению к природе общество— субъект; оно действует, преобразует природу, но по отношению к человеку оно и объективно, и суть нечто зависимое, являющееся, как я уже говорил, частью человека. Например, наука, часть общества, не может существовать без отдельных ученых. Последние делают науку наукой! Наибольшая реальность — не в отдельном человеке и не в обществе, а в чем-то среднем между тем и другим: в человеке-обществе или в обществе-человеке. Человек-общество — это человек, живущий в обществе; общество-человек — это общество, реализующее себя в отдельном человеке, живущее благодаря человеку.
Итак, человек по сути — индивид, индивидуальность, личность и в то же время представитель рода homo sapiens, член общества. С одной стороны, он хочет быть как все, а, с другой, не быть похожим на других, чем-нибудь выделяться. Это — вечное противоречие жизни. Человек — не коллективист и не индивидуалист, а то и другое вместе. Отсюда все проблемы...
Этика — учение о нравственности Этика
Предметом этики является нравственность, мораль[1]. Этика — учение, наука, размышление о нравственности. В этом своем значении слово «этика» применяется к различным этическим учениям и направлениям, к различным учебным курсам. Говорят, например, об этике Аристотеля, об этике Канта или об этике счастья, этике долга, этике утилитаризма или о философской науке, учебном предмете, курсе «этика». Порой этику понимают как учение о поведении человека вообще и включают в нее всё, чем занимается практическая философия и, шире, философия человека. Иногда путают слова «этика» и «мораль», т. е. слово «этика» употребляют в значении «мораль», а слово «мораль» в значении «этика». Отсюда, в частности, возникают разного рода искажения морали, когда ее сводят к некоторым нормам-принципам-правилам, к некоторой нравственной рефлексии, нравственному сознанию. Этика — не сама мораль, а то, что мы думаем о морали или то, что мы осознанно устанавливаем как нормы, правила, принципы морали. Правда, и в самой морали как реальной практике регулирования поведения людей есть не только непосредственный импульс-действие, но и то, что называют нравственным сознанием, размышлением. Кстати, в самой реальности есть феномены, которые трудно оценить только как этику или только как мораль. Например, различные формы религиозной морали (этики). Христианская мораль — что это такое? Этическое учение, представленное в христианских книгах-проповедях или реальная мораль верующих христиан?! Слово «этика» употребляется еще в значении специальной (специализированной) формы морали, предназначенной для определенной категории или организованной группы людей. Говорят о врачебной этике, о судебной этике, об этике бизнеса, корпоративной этике, вообще о разных формах профессиональной, служебной этики и т. д., и т. п.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|