Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Аналитический обзор литературы




Выпускная квалификационная работа

Исследование игровой деятельности квалифицированных защитников


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава 1. Аналитический обзор литературы

Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследований

2.1 Цель и задачи исследования

2.2 Методы исследования

2.3 Организация исследования

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение

Выводы

Практические рекомендации

Список литературы

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Футбол, считает президент FIFA Иозеф С. Блаттер, за последние годы стал носителем нового сознания. Он ныне является не только самой прекрасной второстепенностью в человеческом обществе, он стал событием хозяйственного, социального и политического значения. В настоящее время около ста шестидесяти миллионов игроков, из них двадцать миллионов женщин, официально зарегистрированы в 202 футбольных союзах своих стран.

В России также наиболее популярной и массовой игрой является футбол. Он способствует развитию основных двигательных качеств - быстроты и точности движений, ловкости, силы и выносливости. Развитие этих качеств и совершенствование их характеризуется, сложным комплексом морфологических и функциональных особенностей организма футболистов, которые развиваются и совершенствуются в процессе учебно-тренировочных занятий и соревнований.

Современный футбол предъявляет повышенные требования ко всем игрокам команды независимо от амплуа. Победить может только та команда, которая сбалансирована во всех линиях. Успехи футбольной команды в основном определяются тремя факторами: техникой игроков, их пониманием тактики игры и состоянием каждого игрока - физическим, духовным и психологическим. Только в том случае, когда эти факторы будут гармонично дополнять друг друга, можно говорить о монолитной команде.

По мнению В. А. Сутулы и др. (1999) современный уровень развития футбола, возросшая конкуренция на международной, спортивной арене потребовали значительной перестройки сложившейся системы многолетней подготовки футболистов.

Современный футболист - это мыслящий и хорошо тренированный мастер своего дела, от которого требуется предельная собранность, целеустремленность, проявление максимальных волевых усилий при выполнении сложных тренировочных и соревновательных заданий, максимально эффективное использование своего трудового и свободного времени. Подготовка футболистов высокого класса - это трудоемкий сложный педагогический процесс, основанный на глубоком понимании причин, происходящих в футболе и требующий знаний последних достижений в методике подготовки футболистов.

Высокая физическая и техническая подготовленность футболистов является важнейшим фактором победы на соревнованиях. В связи с плотностью спортивного календаря, ведущие команды проводят по 70, а по данным С.Ю.Тюленькова (1996) до 100 игр за сезон, поэтому в учебно-тренировочном процессе мало времени остается на совершенствование технического мастерства игроков. Следовательно, значимым становиться роль технико-тактической и физической подготовленности игроков различных амплуа в условиях игровой деятельности. По нашему мнению вопрос об индивидуальных и общекомандных показателях игровой деятельности крайних защитников изучен не достаточно и является актуальным.

Объект исследования - основные компоненты технической подготовленности квалифицированных крайних защитников в футболе.

Предмет исследования - технология моделирования игровой деятельности и показателя индивидуального вклада футболистов, выполняющих ролевые функции крайних защитников.

Новизна предлагаемой работы заключается в определении особенностей игровой деятельности квалифицированных крайних защитников в играх чемпионата России по футболу.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что они могут быть использованы для объективной оценки спортивного мастерства крайних защитников при формировании состава на игру.


ГЛАВА 1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

 

В настоящее время игре защитников в футболе уделяется большое внимание как зарубежными, так и отечественными специалистами. Анализ игровых действий, обнаружение и устранение недостатков позволяет футболисту вырасти в зрелого мастера. В. Марьенко (1975) неоднократно подчеркивал, что в нашем футболе заметно увеличилась маневренность игроков с мячом и без мяча, возросла интенсивность игры, время перехода команды от обороны к атаке и наоборот сокращено до минимума. Наступает время, когда мы должны рассматривать действие команды не по линиям, как прежде, а по направлению игры, но амплуа защитника остается. И если мы, говоря, об атаке команды, отмечаем участие в них защитников, то внутренне согласны с тем, что их главная задача все-таки организация обороны.

Г.Д. Качалин (1986) утверждал, что зона действия крайних защитников в современном футболе высокого уровня простирается от линии своих ворот до линии ворот соперника. Уже сегодня в игру привнесли значительный элемент всесторонности и тактического универсализма. Однако основные для них действия, по-прежнему, проходят на своей половине поля, особенно в зоне, откуда соперник может угрожать воротам. Крайний защитник должен постоянно оценивать сиюминутную игровую обстановку, неотрывно следить за перемещением не только конкретного подопечного, но и других соперников, быстро мыслить и принимать правильное решение. Также, пользуясь своими физическими данными, может усилить давление на оборону соперника. Однако всякое подключение в атаку после срыва должно заканчиваться незамедлительным возвращением на исходную позицию. Несмотря на расширенную универсализацию игроков, специализация продолжает оставаться важной стороной каждого.

В.К. Иванов (1979) подчеркивал, что успешная игра команды зависит от того, как действуют защитники не только в обороне, но и в организации и даже в завершении атаки. Однако, чтобы игра защитников, особенно крайних, была полезна атаке, необходимо обладать высокой техникой и широким тактическим кругозором. Наблюдая за крайними защитниками, приходишь к выводу, что совершенству нет предела. Импровизация футболистов в игре и их мастерство заключается в таком уровне тренированности, какой позволяет варьировать технико-тактические модели, в целях увеличения числа ситуаций, непредвиденных для соперника и уменьшение таковых для себя, а значит и команды.

По мнению A.M. Зеленцова, В.В. Лобановского и др. (1982), если такие ситуации возникнут, то накопленные варианты смоделированных алгоритмов деятельности открывают возможность выхода из затруднительных положений, по крайней мере, с «минимальными потерями».

Б. А. Аркадьев (1962) отмечает «классический пример формы единоборства является преодоление противника при помощи отбора мяча». Из этого вытекает, что с ростом мастерства игроков линии атаки необходим и рост игроков защиты в той же степени. Для защитника необходима отличная физическая подготовка, так как его игра состоит из прыжков, толчков, «рваного бега», ускорений, рывков. Он обязан в совершенстве владеть техникой удара головой, ногой, выполнения подката, перехвата, игрой в пас и многими другими качествами. Все это отрабатывается и шлифуется в процессе тренировки.

Функции крайних защитников претерпели значительные изменения,

считают А.П. Калинин (1967), М.М. Шестаков (1994). Значительно увеличивается диапазон действий крайних защитников. Часто их можно видеть поддерживающими атаку, а в отдельных случаях и завершающими ее. Атакующие действия защитников получили свое дальнейшее развитие. Отличительной чертой наступательных действий защитников на современном этапе является тактическая зрелость в применении решений, строгое согласование действий с партнерами по обороне.

По мнению И.А. Гуляева (1974), А.П. Герасименко (1994), А.И. Шамардина (2000) прослеживается новый этап в поступательном развитии игры, на котором заботы тренеров сконцентрированы на защите. Существует принцип игры «все в атаке - все в обороне». Он нашел яркое и конкретное выражение в действиях футболистов сильнейших команд мира и Европы. Ни один игрок на поле не оставался в ходе игры безучастным свидетелем оборонительных усилий партнеров.

Современный футбол характеризуется высокой напряженностью игровых действий, требующих от спортсменов максимальных мышечных усилий и умения проявить их в быстро меняющейся обстановке.

В.М. Корягин (1981) отмечает, что степень активности футболистов в процессе игры зависит от уровня развития их функциональных возможностей.

По мнению Н.М. Люкшинова (1989) существуют различные взгляды на методику тренировки футболистов высокой квалификации. Он отмечает, что некоторые специалисты настаивают на постоянном повышении объема и интенсивности тренировочных нагрузок.

Сейчас уже есть данные, что показатели объема и интенсивности тренировочных нагрузок у ведущих спортсменов близки к пределу. Тем не менее, некоторые специалисты утверждают, что высшие достижения будут результатом многочасовой тренировки игроков, которая немыслима без исследований игровой и двигательной деятельности футболистов, а также нагрузки, которую они получают.

Утвердившаяся в современном мировом футболе, концепция тотального футбола, тем не менее, еще не стала универсальной, всеобъемлющей, общепризнанной. И этому есть несколько причин; во-первых, не все специалисты целиком и полностью эту концепцию приняли, некоторые посчитали нецелесообразным брать на вооружение все ее параметры; во-вторых, кто-то оказался не в состоянии внедрить элементы современного футбола в практику игры и подготовки своих команд.

Все это, подчеркивают А.К. Зеленцов, В. Лобановский, В. Разумовский (1982), дает основание внимательно следить за формированием и совершенствованием технико-тактических действий футболистов. Вот почему, анализируя эволюцию футбола, тренеры считают необходимым отметить, что логика мышления специалистов сводится к тому, что, изучая разные способы раскрытия функциональных возможностей и способности их реализовывать, расширить сферу применения коллективного тактического мышления и взаимодействия футболистов в плане использования игрового пространства, в плане взаимозаменяемости, повышения скорости коллективных действий.

Упражнения на скорость так же, как и ускорение на отрезках различной длины, включаются в программу только после достижения игроками необходимого уровня двигательной деятельности, указывает Г. Щен (1979). 0н отмечает, что, когда у футболистов появляются признаки утомления, тренеры снова прибегают к упражнениям на двигательную выносливость, примитивному бегу без мяча.

В отечественной и зарубежной литературе много говориться о большой активности футболистов, которая зависит, по утверждению И. Фалеса (1982), от развития функциональных особенностей, аэробных и анаэробных возможностей футболистов. Однако оценки аэробной и анаэробной работоспособности не всегда рассматриваются в связи со спецификой нагрузок, применяемых на тренировках в течение длительного периода. Недостаточно исследовано влияние специализации игровых функций на изменение уровня аэробных и анаэробных возможностей у футболистов.

Г.А. Голденко (1984) считает, что активность игрока определяется по сумме всех технико-тактических действий, выполненных за игру. Рассчитывается коэффициент надежности игрока, как отношение правильно выполненных ТТД к общему их количеству и по этим показателям анализируют его соревновательную деятельность. Кроме того, необходимо учитывать значимость и место выполнения технических приемов. Разработанная специалистами футбола оценочная шкала позволяет определить уровень выполнения игроками различного амплуа ТТД в каждой игре.

По мнению B.C. Левина (1978), разработка научно-методических основ системы подготовки спортсменов высокой квалификации - одно из важных направлений современной спортивной науки. Основой для его исследования послужил метод системного подхода, опираясь на который он сформировал главные задачи исследования. Они заключались в том, чтобы определить:

а) основные компоненты структуры модели игрока;

б) основные компоненты структуры команды.

В. Соловьев (1979) считает, что крайние защитники - единственные полевые игроки, которых соперники не опекают. У них наибольшая свобода действий и будет естественно, если они станут организаторами большинства атак.

А. Венцлаф (1989), отмечает, что взаимодействие крайнего защитника с другими партнерами по обороне подразумевает не только технические качества, но и широкий тактический кругозор, имеющий существенное значение при использовании персональной и зонной системы защити. От современного крайнего защитника требуется активное участие в атакующих действиях команды, умение вывести партнёра на ударную позицию или умение самому нанести завершающий удар. Изменение тактических концепций привело к необходимости установить своего рода эффективный баланс, каковым и стала игра крайнего защитника. Эта функция во всех командах поручалась наиболее быстрым игрокам, технико-тактическая подготовка которых позволяет далеко продвинуться с мячом на половину поля соперника, вскрыть его оборону, создать голевую ситуацию - перехватить передачу соперника и тут же начать собственную контратаку с помощью длинного паса или резкого ускорения.

Практика показывает, что роль крайнего защитника значительно увеличилась и стала неотъемлемым элементом атакующей тактики любой команды. Ряд авторов, в частности В. Козловский, В. Енютин (1984), подчеркивают, что при управлении учебно-тренировочным процессом, необходимо сконцентрировать усилие на анализе соревновательной деятельности команды и ее игроков. В связи с этим любая программа тренировки и каждое тренировочное задание должны быть соподчинены основному требованию - реальным условиям соревнований. Эти условие во многом определяют специфику средств и методов тренировочных воздействий, а поэтому глубокое изучение этих условий и происходящих при этом исследований. По мнению авторов, чтобы управлять учебно-тренировочным процессом футболистов, необходимо определить структуру способностей каждого футболиста, которая является одним из факторов, определяющих его мастерство. Но прежде, видимо, нужно определить структуру самой соревновательной деятельности. В понятие структуры соревновательной деятельности игры с мячом мы вкладываем последовательность выполнения чередующихся технических действий. Ведя исследования таким образом можно определить, что же на самом деле футболист делает с мячом в течение игры, определить его индивидуальную манеру ведения игры.

В. Турянчик, В. Щегольков (1988) отмечают, что современный крайний защитник - это футболист с железной игровой дисциплиной, всегда собранный, решительный, не знающий колебаний и соображающий мгновенно. В любой ситуации нужна синхронность действий в защите. Она должна быть абсолютной при единоборстве с соперником, у которого мяч и при переходе в контратаку. Ошибки здесь непростительны. Крайний защитник обязан уметь уверенно контролировать мяч, не говоря уже о единоборстве, об игре головой, об умении разгадывать замыслы соперника и молниеносно приспособиться к быстро меняющейся игровой ситуации.

По мнению Г.А. Рымашевского (1990) повышение эффективности учебно-тренировочного процесса футболистов, в частности тактической подготовки, является актуальной проблемой. Решение ее невозможно без наличия информации о соревновательной деятельности.

Такую информацию в настоящее время используют для оценки уровня подготовленности спортсменов и для подбора тренировочных упражнений, которые по содержанию и условиям выполнения соответствовали бы соревновательным технико-тактическим действиям

В.Г. Макаренко (1986) отмечает, что большую помощь может оказать разработка модельных характеристик. Имея четкие количественные критерии можно оптимизировать учебно-тренировочный процесс, целенаправленно воздействуя именно на те стороны подготовки, которые требуют дальнейшего повышения для успешной деятельности. Под модельными характеристиками в данном случае понимаются совокупность количественных показателей, характеризующих базовый уровень физической подготовленности футболистов, необходимый для эффективной реализации технико-тактического мастерства и успешного перехода в команды мастеров.

С.А. Савин (1973) указывает, что в тренировочном процессе особое место занимает контроль и оперативная оценка подготовленности спортсменов, которые, несмотря на свою значимость, до сих пор относятся к числу наименее разработанных сторон теории футбола, к тому же их роль на практике зачастую недооценивается. Это обстоятельство досадно, так как если мы хотим сделать спортивную тренировку действительно управляемым процессом, то стержневым, основным путем к этому является рационализация педагогического контроля. На основе анализа собственных экспериментальных исследований М.М. Шестаков (1994), раскрыл особенности структуры количественных и качественных характеристик индивидуальной деятельности, а также выделил критерии соревновательной деятельности, обуславливающих эффективность игры квалифицированных футболистов различных амплуа.

Начало систематических научных исследований в области футбола было положено в 50-60-е годы. В этот период появились первые исследования, связанные с психофизиологическим обоснованием особенностей физической и технико-тактической подготовки футболистов (И.М. Асович, 1986; П.В. Осташев, 1982). В этот же период появились работы, в которых давались описательные модели игроков нападения, полузащиты и защиты (А.П. Калинин, 1967).

На данном этапе очень активно изучается вопрос технико-тактической подготовки игроков: издан ряд книг, в которых описаны разнообразные упражнения и игры, используемые для обучения футбольной технике (К. Глиндлер, X. Пальке, X. Хеммо, 1977; К.П. Лясковский, 1977; К.Х. Хеддергот, 1976; А. Чанади, 1978). В современном футболе игрокам приходиться выполнять все технико-тактические действия в условиях острого дефицита времени (Г.С. Зонин, 1974; Н.М. Люкшинов, 1989).

Об индивидуализации и разносторонности подготовки футболистов на основе выбора конкретного амплуа говорится в многочисленных исследованиях (М.С. Бриль, 1980; Ю. Морозов, К. Бесков, 1977; П.В. Осташев, 1982).

Ю. Морозов, К. Бесков, (1977), одними из первых составили условные модели игроков различных линий: крайнего защитника, переднего центрального защитника, заднего центрального защитника, свободного защитника, опорного полузащитника, разыгрывающего игрока, крайнего нападающего, центрального нападающего. А.А. Сучилин, (1997) разработал новую систему профессиональных требований к игрокам различных амплуа: вратарь, крайний защитник, центральный защитник, полузащитник, нападающий.

Эти требования включают оценку:

) эффективности игровой деятельности;

) эффективности двигательной активности в игре;

) физической и функциональной подготовленности;

) психофизиологических особенностей;

) физического развития.

Как показывает анализ игр прошедшего Чемпионата Мира 2006г. в Германии, а также Чемпионата Европы 2008г. в Австрии и Швейцарии в современном футболе наблюдается постепенное стирание различий между функциями свободных защитников и стопперов. Игроков данного амплуа отличает умение опекать соперника, хорошая игра головой, высокая техника владения мячом. Как правило, центральные защитники высокорослые, сильные игроки.

За последние годы существенно изменились и функции крайних защитников. Они не только выполняют оборонительные функции, но и активно подключаются к атакующим действиям команды, выполняя функцию полузащитников и крайних нападающих.

Основные тенденции в развитии современного футбола определяют главные направления в организации тренировочного процесса квалифицированных футболистов. На первый план выдвигается задача подготовки спортсменов, обладающих высоким уровнем технико-тактической, физической и психологической подготовленностью. От современного игрока требуется высокая скорость выполнения технических приемов, умение быстро оценивать складывающуюся игровую ситуацию и принимать адекватные решения.

Для правильного планирования тренировочных и соревновательных нагрузок необходимо ориентироваться не только на современную целевую функцию игрока конкретного амплуа, но и знать количественные и качественные характеристики их технико-тактических действий в ходе игр. В этом вопросе как показал анализ литературы, имеются противоречивые данные. Так, по мнению А.А. Сучилина (1997) соревновательная деятельность юношеских команд существенно отличается от команд мастеров: количество ТТД юных футболистов составляет 60-69 % от количества приемов, применяемых игроками команд мастеров. К иному, выводу пришел Д.В. Никитин (1998), считающий, что игровая активность молодежных команд и команд мастеров существенно не отличаются. По его данным футболисты команд мастеров за игру выполняют 57-161 ТТД, а футболисты молодежных команд 59-155. При этом отмечается, что коэффициент эффективности в команде мастеров выше (71,9-74,7 %) чем у молодежной команды (67,4-71,8 %). Это достаточно высокие показатели, если учесть, что ведущие футболисты на чемпионате мира выполняют от 83 до 124 ТТД с коэффициентом эффективности 76-87 % (Б.В. Сычев, и др. 1994). При этом 50 % всех ТТД приходится на долю передачи мяча (В.А. Марченко, 1997; А.И. Шамардин, 1987).

Гипотеза в данном исследовании предполагает, что разрабатываемые автором данные об индивидуальных и командных ТТД позволят определить базовые технические приемы квалифицированных крайних защитников, а также те приемы, которые требуют повышения надежности их выполнения. Это даст возможность более успешно выступить в играх Чемпионата России по футболу. Организация игры в последние десятилетия претерпела существенные изменения. Футбол стал более маневренным и скоростным. Игрокам приходится выполнять все технико-тактические действия в условиях острого дефицита времени (К.П. Лясковский, 1997; М.М. Шестаков, 1994).

Как показывает анализ литературы, современные исследования в области футбола проводятся по изучению технико-тактической подготовки игроков (В.Н. Парамонов, А.Ф. Рогачев, В.Д. Князев, 1995), а также по определению модельных характеристик футболистов (В.Н. Парамонов, 1994; А.А. Сучилин, 1997; Ю. Тюленьков, 1996).

Проведенный анализ научно-методической литературы позволяет сделать вывод о том, что проблема технико-тактической подготовки игроков с учетом их амплуа и в настоящее время остается до конца не решенной. В связи с этим требуются дополнительные исследования, направленные на разработку количественных и качественных характеристик ТТД, учитывающих специфические особенности игроков разных амплуа.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...