Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теории кумулятивного регионального роста




В теориях кумулятивного роста авторство базовой модели при­надлежит Г. Мюрдалю. По большей части на примере целых стран он показывает, как с помощью специализации и эффекта масштаба незначительное преимущество территории со временем может выра­сти и быть приумножено. Распространение этого положения на регио­ны приводит к выводу, что преимущества определенных местностей, так называемых центров (полюсов) роста, обусловливают ускорение их развития, в то время как отставание слаборазвитых регионов мо­жет еще более углубиться. Формализованный вид данная концепция получила в трудах Н. Калдора и ряда других исследователей.

Основным фактором, способствующим сохранению различий в темпах экономического роста разных территорий, признается притя­гательность крупных городских агломераций для предприятий, где возможна экономия на производственных издержках (напомним, что первым эффект агломерации выявил А. Вебер при разработке тео­рии размещения).

Об образовании скоплений городов, становящихся крупными промышленными центрами, своеобразными "полюсами роста", пи­сал и X. Ричардсон. По его мнению, именно региональная агломера­ционная экономия играет ключевую роль, стимулируя технический про­гресс и рост производительности труда, оказывая сильное воздей­ствие на процессы размещения предприятий. В основе модели Ричардсона лежит функция, схожая с неоклассической, отражающая связь темпов роста с:

Ø темпами накопления капитала,

Ø увеличения предложе­ния труда и

Ø скоростью технического прогресса.

Однако есть и отли­чие: каждый фактор предложения выступает отдельной функцией, которая зависит от эффекта агломерации, предпочтений локализации, разницы в ценах на факторы в регионе и в целом по стране, а также от других индивидуальных особенностей региона.

Локализационная составляющая - основа модели Ричардсона. Н еобходимость ее введения в модель определяется:

Ø отсутствием мо­бильности природных ресурсов,

Ø наличием крупных городов и

Ø не­однородностью географической среды.

Региональный рост базируется на внутренних немобильных ресурсах и привлечении мобильных ресурсов из других регионов. Эффект агломерации (транспортные издержки консервируют локализацию в определенных центрах) и личные предпочтения инвесторов выступают ключевыми элемента­ми регионального роста. Ричардсон учитывает также:

Ø технический прогресс и

Ø социально-политические составляющие.

По мнению Дж. Фридмана, экономический рост концентрируется исключительно в городах. (Хотя ученые-урбанисты отмечают не толь­ко достоинства, но и существенные недостатки крупных городов.) Фридмана справедливо считают классиком теории "центр-перифе­рия". Он выделяет четыре стадии формирования центров роста (ко­торые называет ядрами) в стране:

1) наличие большого числа локальных ядер, мало влияющих на окружающие их территории;

2) появление одного наиболее мощного ядра, формирующего по­люс роста и оказывающего воздействие на обширную периферию;

3) развитие еще нескольких ядер, приводящее к образованию по­лицентрической структуры полюсов роста;

4) слияние ядер в урбанистическую полиареальную структуру с мощной периферией.

Экономико-географические исследования территориальной кон­центрации производительных сил позволили выявить не только мо­ноцентрические, но и полицентрические городские агломерации. На основе подобных наблюдений П. Потье предложил концепцию так называемых "осей развития".

Для описания развития периферийных территорий (выходящих за пределы центров и осей развития) Дж. Фридманом, Т. Хермансеном и некоторыми другими учеными используется схема "диффу­зии нововведений", предложенная Т. Хэгерстрандом.

Значительный вклад в развитие теории полюсов роста внесли Ф. Перру и Ж.-Р. Будвиль. Согласно их концепции (в современном виде), развитие производства не происходит равномерно во всех отраслях хозяй­ства - всегда можно выделить динамичные, так называемые "пропульсивные" отрасли. Они являются стимулом развития всей эконо­мики и представляют собой "полюса развития". Через систему взаи­мосвязей типа "затраты - выпуск" В. Леонтьева эффект нововведе­ния передается на все хозяйство. Благодаря процессу концентрации производства пропульсивные отрасли сосредоточиваются в опреде­ленной точке (районе) - "центре (полюсе) роста". Ж.-Р. Будвиль предложил их иерархию, основанную на теории центральных мест В. Кристаллера.

Среди полюсов роста выделяются:

Ø мелкие и средние "классические" города, специализирующие­ся на отраслях третичного сектора и обслуживающие прилегающую сельскую местность;

Ø промышленные города среднего размера с диверсифицирован­ной структурой хозяйства, развивающегося за счет внешних влияний;

Ø крупные городские агломерации с развитой структурой хо­зяйства, включающей пропульсивные отрасли, что обусловливает ав­тономность роста;

Ø полюсы интеграции, охватывающие несколько городских си­стем и определяющие всю эволюцию пространственных структур.

Будвиль также говорит о том, что автономный рост присущ лишь верхним иерархическим уровням центральных мест, тогда как рост низовых территориальных структур определяется механизмами диффузии нововведений.

Похожие принципы развиваются и в модели территориального развития новых районов, разработанной группой ученых под руко­водством Э. Таафе на основе исследований П. Гоулда. Они выделяют четыре стадии развития идеализированной островной страны. Модель применяется ими и для прибрежных государств на материках, а, на наш взгляд, может быть использована для описания развития любых малоосвоенных территорий, граничащих с развитыми регионами.

На первой стадии по побережью (либо вдоль границы с развитым районом) располагаются небольшие торгово-промышленные центры, а основная внутренняя часть региона специализируется на сельском хо­зяйстве, удовлетворяющем нужды лишь местного населения. Первые торгово-промышленные центры работают на незначительный по объе­му внутренний рынок.

Вторая стадия - своеобразный "рывок" в разви­тии региона. Во внутренние районы прокладываются новые транспорт­ные магистрали с целью эксплуатации природных ресурсов для нужд экспорта, а среди береговых (пограничных) центров наблюдается диф­ференциация, обусловленная их разной ролью в обслуживании внут­ренних частей территории.

Третья стадия характеризуется быстрым ро­стом системы путей сообщения вокруг важных экономических центров на побережье (границе), а также возникновением крупных центров во внутренних районах.

На четвертой стадии почти вся территория по­крывается транспортной сетью разной густоты. Роль главного центра перехватывает у прибрежных (по­граничных) городов крупный экономический узел во внутренних райо­нах территории. Ориентация на экспортные связи постепенно сменяет­ся повышением роли собственного внутреннего рынка сбыта.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...