Методы организации учащихся на уроках гимнастики в 5–6 классах
В ходе подготовки к урокам гимнастики следует продумать, какой метод организации учащихся целесообразнее использовать при выполнении тех или иных упражнений. В практике существуют следующие методы (приведена классификация В.Г. Василькова): 1) фронтальный – упражнения выполняются всеми учениками одновременно; 2) сменно-групповой (или фронтально-групповой) – упражнения выполняются группами (шеренгами), причем количество одновременно работающих учеников может быть от 3–4 до 10–15; 3) индивидуально-групповой (или метод работы по отделениям) – класс делится на три-четыре отделения, выполняющих в порядке очередности разные виды упражнений; 4) поточный – упражнения выполняются учениками поочередно, с минимальными промежутками (например, опорные прыжки, равновесие, лазание и др.); если упражнение начинается с одной стороны или с одного конца снаряда и заканчивается на другом, то на снаряде может находиться сразу по нескольку человек; 5) поточно-групповой – это вариант сменно-группового метода, при котором каждая группа одна за другой без пауз выполняет упражнение; 6) игровой. В 5–6 классах желательно чаще использовать такие способы организации учащихся, как игровой, фронтальный и сменно-групповой, когда весь класс под присмотром учителя работает над одним и тем же учебным материалом. Для фронтального метода характерно освоение упражнения всеми учащимися одновременно. Обычно он используется при проведении строевых, общеразвивающих, танцевальных упражнений, несложных акробатических упражнений и т.д. Однако можно использовать фронтальный метод организации учащихся и при выполнении упражнений на снарядах. Для этого в гимнастическом зале должны быть в достаточном количестве лестницы и шесты (установленные наклонно и горизонтально), канаты, гимнастические скамейки с крюками, гимнастическая стенка и многопропускные гимнастические снаряды (на которых одновременно мог бы заниматься весь класс).
При групповых методах организации учащихся распределяют на несколько групп (обычно от 3 до 5), каждая из которых выполняет свое задание в указанном месте. Например: 1 – на перекладине (под руководством учителя) изучается подъем переворотом; 2 – на бревне совершенствуются различные виды ходьбы; 3 – на матах у гимнастической стенки совершенствуется стойка на голове (мальчики) и «мостик» (девочки); 4 – упражнения с длинной скакалкой. Учитель находится у того снаряда, на котором решаются основные задачиурока, в других группах назначается старший. В предварительной инструкции учитель должен четко определить правила выполнения каждого упражнения, дозировку, типичные ошибки (можно использовать для этого карточки с записанными на них заданиями). При групповом способе учащимся часто предлагают дополнительные задания, направленные на развитие двигательных качеств, сообщение или проверку теоретических знаний. При использовании поточного способа организации учащиеся выполняют задание друг за другом на установленной дистанции. Поточным способом можно проводить различные упражнения: лазанье по наклонно поставленным скамейкам, лестницам, гимнастической стенке, упражнения в равновесии, прыжках, акробатические упражнения, отдельные упражнения в висах и упорах и т.п. Следует помнить, что все эти упражнения должны быть знакомы или настолько просты, что могут быть выполнены без специального обучения. Следует, однако, отметить, что поточным способом можно выполнять упражнения не только однотипные и не только на одном снаряде. В зале можно устанавливать все имеющиеся снаряды так, чтобы учащиеся после выполнения одних упражнений переходили к другим (упражнения в лазанье – акробатические упражнения – упражнения в висах и упорах – опорные прыжки и т.д.).
После объяснения и показа упражнений дается команда начать упражнения, и учащиеся всех отделений постепенно включаются в общий поток. На каждой станции должно стоять максимально возможное число снарядов во избежание заторов. Игровой способ может быть использован для совершенствования практически всех упражнений основной гимнастики. Для этого используются подвижные игры, включающие различные упражнения: бег, равновесия, перелезания, прыжки, лазанье, метания и т.д., выполняющиеся последовательно. Например: 1. Из и.п. (а) добежать до гимнастического бревна (б) прыжком, сделать упор и опуститься вперед в вис лежа, быстро метать, с разбега перепрыгнуть через препятствие (скамейка, веревка и т.п.) (в), с ходу сделать кувырок вперед на мате (г), подбежать к гимнастической стенке (д) и залезть до верхней рейки, спуститься вниз и бегом вернуться назад (рис. 3).
Рис. 3
2. Из и.п. (а) прыжками с ноги на ногу передвигаться по кружкам (б), залезть на бревно, повернуться на 360° и спрыгнуть на мат (в), точно приземлившись в квадрат, добежать до гимнастической стенки (г), залезть на нее в висе без помощи ног и, спустившись вниз, вернуться назад (рис. 4).
Рис. 4
Малая длительность школьного урока требует экономного и рационального использования времени. Специфика обучения гимнастическим упражнениям (малая пропускная способность гимнастических снарядов, необходимость оказания помощи и страховки) делает этот вопрос весьма актуальным. Способы повышения плотности уроков гимнастики: использование фронтального и поточного способов организации учащихся во всех случаях, когда это возможно; использование снарядов массового типа (многопропускных) или увеличение числа стандартных снарядов; использование дополнительных заданий при групповом способе организации; заранее продуманная организация урока, исключающая необоснованные простои учащихся, лишние переходы и перестроения, непродуманную установку громоздких снарядов. Исходя из конкретных условий снаряды целесообразно оставлять на весь день в рабочем положении на постоянных местах.
Эффективность занятий повышается, если гимнастические упражнения, особенно в вводной и заключительной частях (ходьба, бег, ОРУ, перестроения), выполняются с музыкальным сопровождением. Музыкальное сопровождение, а также команды и речь учителя могут быть записаны на магнитофон, что дает учителю возможность гораздо больше внимания уделить исправлению ошибок. Чрезвычайно важным для уроков гимнастики является вопрос предупреждения травм, так как выполнение многих упражнений на гимнастических снарядах связано с риском. Основные причины травм – нарушение методики обучения и организации занятий, отсутствие дисциплины на уроке, небрежная подготовка мест занятий, неисправный инвентарь, плохо организованная страховка и помощь. При проведении уроков гимнастики следует помнить основные требования: 1. Нельзя ставить снаряды так, чтобы упражнение приходилось выполнять лицом к яркому свету. 2. Снаряды надо размещать на достаточном расстоянии от стен и друг от друга. 3. Маты должны лежать плотно друг к другу (без промежутка между ними), а приземление должно приходиться на середину одного из них. 4. Недопустимо выполнение упражнений на незакрепленных и неисправных снарядах. 5. На перекладине и брусьях разной высоты страхуют либо стоя точно под снарядом, либо незначительно перемещаясь по ходу выполнения маха. Особенно внимательно следует страховать при выполнении соскоков (страхующий должен находиться непосредственно около места приземления). 6. При выполнении опорных прыжков страхуют стоя непосредственно у места приземления, поддерживая ученика за руку. В некоторых случаях (особенно в начале обучения) детей следует страховать стоя перед снарядом. Важной мерой предупреждения травм на занятиях гимнастикой является самостраховка, навыками которой должен владеть каждый ученик. Так, предотвратить травму можно, прекратив выполнение упражнения, изменив его по ходу или сделав дополнительные движения. Очень важно научить учащихся правильно падать: например, при потере равновесия нельзя падать с выпрямленными руками; теряя равновесие назад, необходимо выставить назад согнутую ногу, присесть, сгруппироваться и сделать перекат назад; при падении вперед можно сделать кувырок вперед или упасть в упор лежа на согнутые руки и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|