Примерный комплекс ОРУ для подготовительной части урока (с гимнастической палкой)
1. И.п. – палка вертикально за спиной, правая рука над головой, левая внизу за спиной. 1 – 2. Прижать палку к спине вдоль позвоночника так, чтобы затылок, верхняя часть спины и крестцовая часть позвоночника касались палки. 3 – 4. То же, но сменить положение рук. 2. И.п. – палка вверху. 1 – 2. Присед на всей стопе с наклоном вперед, палку вперед. 3 – 4. И.п. 3. И.п. – стойка ноги врозь, палка на лопатках. 1. Наклон вперед с прямой спиной. 2. Поворот туловища направо. 3. Поворот туловища налево. 4. И.п. 4. И.п. – то же. 1. Наклон вправо. 2. И.п. 3 – 4. То же влево. 5. И.п. – стойка ноги врозь, палка в одной руке, хват за один конец, другой конец палки на полу. 1 – 4. Описать палкой круг, не сдвигая ног. 5– 8. То же другой рукой. 6. И. п. – сед ноги вместе, палка впереди. 1. Перемах, согнув правую. 2. И. п. 3. Перемах, согнув левую. 4. И. п. 5 – 6. Перемах двумя. 7 – 8. И. п. 7. И.п. – лежа на спине палка вверху. 1 – 2. Палку вперед и вниз одновременно с перемахом прямыми ногами в положение лежа на спине согнувшись. 3 – 4. И.п. 8. И.п. – палка вертикально справа в одной руке, хват за один конец, другой конец палки на полу. 1 – 4. Подлезать под руку с поворотом на 360°, не сдвигая палку с места. 5 – 8. То же, но палка в другой руке. 9. И.п. – упор лежа, палка на полу перед руками. 1 – 2. Толчком руками и ногами прыжок через палку, согнув ноги в упор, присев. 3 – 4. Поворот кругом в и. п. Упражнения в висах и упорах просты по технике, и при обучении достаточно их показать и кратко объяснить. Упражнения в висах и упорах должны выполняться с четкой фиксацией каждой позы от 3 до 6 с, с хорошей осанкой и в строго гимнастическом стиле. Упражнения в висах и упорах обычно выполняются сериями по 3–5 упражнений, каждая серия повторяется 2–3 раза.
Вис согнувшись Обучающие упражнения: 1. Сидя руки вверх, пружинящие наклоны вперед. 2. Сидя руки наклонены вперед, касаясь ладонями пола (у пяток). 3. Имитация виса согнувшись лежа на спине головой к гимнастической стенке, цепляясь носками за 4–7-ю рейку, руки вперед. 4. То же на мате с помощью и самостоятельно. 5. Из виса стоя сзади на перекладине толчком ног вис согнувшись. 6. Из виса стоя махом одной толчком другой прийти в вис согнувшись с помощью и самостоятельно. 7. То же с оценкой точности положения тела в висе согнувшись, т.е. с оценкой величины сгибания тела. 8. Выпрямление виса согнувшись самостоятельно (держать 3–5 с). Вис прогнувшись Обучающие упражнения: 1. Из виса стоя сзади у гимнастической стенки толчком обеих ног вис прогнувшись (тазом и пятками касаться стенки). 2. Из того же и.п. поднимание прямых ног до виса прогнувшись с помощью и самостоятельно. 3. Из виса стоя на согнутых руках на н/ж лицом к верхней махом одной и толчком другой вис прогнувшись с опорой стопами о в/ж; то же, но толчком обеими ногами. 4. Из упора на н/ж лицом к верхней опускание вперед в вис прогнувшись с опорой ногами о в/ж. 5. Из виса стоя сзади толчком ногами вис согнувшись – вис прогнувшись (держать). 6. Выполнение виса прогнувшись самостоятельно (держать 3–5 с). Упражнения в смешанных висах в висе стоя: 1. Сгибание и разгибание рук (руками взяться за снаряд на расстоянии несколько шире плеч). 2. Сгибание туловища вперед и прогибание назад. 3. Приседание (переход в вис присев) и возвращение в и.п. 4. Из виса стоя отпускание руками снаряда, хлопок в ладоши и захват снаряда; то же, но хлопок за спиной. 5. Из виса стоя отпускание снаряда (поворот на 360°), захват снаряда. 6. Из виса стоя поворот кругом с перехватом одной рукой в вис стоя спиной к опоре. 7. Из виса стоя поворот на 360° с поочередным перехватом руками. В висе лежа:
1. Из виса стоя шагом или скольжением ног переход в вис лежа под углами 45°, 35°, 25° и возвращение в и.п. 2. Из виса лежа сгибание в тазобедренных суставах и переход в вис лежа согнувшись. 3. В висе лежа сгибание тела под углами 120°, 130°, 140°. 4. Сгибание и разгибание рук в висе лежа согнувшись. 5. В висе лежа согнувшись поворот на 360° с поочередным перехватом руками. 6. Из виса лежа согнувшись, быстро прогибаясь, встать. В висе лежа сзади: 1. Поднимание и опускание одной ноги. 2. Сгибание ноги вперед. 3. Переход в вис присев сзади. 4. Поворот кругом с отпусканием одной руки и переход в вис лежа. 5. Сгибание и разгибание туловища. Примерная серия упражнений в смешанных висах Первая серия. Вис стоя – вис присев – вис стоя согнув руки – вис стоя согнувшись – вис стоя прогнувшись. Вторая серия. Вис стоя согнув руки спиной к снаряду – вис стоя спиной к снаряду прогнувшись – вис присев на одной руке – вис стоя согнувшись спиной к снаряду – вис стоя согнув руки. Третья серия. Вис лежа согнувшись – вис лежа руки вверх – поворотом направо вис лежа боком-то же в вис лежа ноги назад-то же в вис лежа боком – вис лежа согнувшись. Упражнения первой и третьей серии выполняются на гимнастической перекладине; бревне. Четвертая серия. Вис стоя сзади согнувшись – вис лежа сзади – вис присев сзади – вис стоя сзади. Упражнения четвертой серии выполняются на перекладине или одной жерди брусьев. Все серии повторяются по 2–3 раза. Акробатические упражнения Все акробатические упражнения, изучаемые в школе, делятся на следующие группы: I. Упражнения преимущественно динамического характера: 1) перекаты – вперед, назад, в стороны (в группировке, согнувшись, прогнувшись); 2) кувырки – вперед и назад (в группировке, согнувшись, прогнувшись); 3) перевороты – вперед, назад, в стороны (с разбега и с места); 4) вскоки разгибом (движения дугой); 5) сальто в группировке – вперед, назад. Три последние группы применяются в школах, избравших гимнастику для углубленных занятий. II. Упражнения преимущественно статического характера: 1) стойки – силой и махом (на лопатках, на голове с опорой на руки, на руках); 2) «мосты»; 3) «шпагаты»; 4) поддержки – равновесия на бедрах, стойки и т.п. Акробатические упражнения способствуют совершенствованию функций различных систем организма подростков, в частности деятельности вестибулярного аппарата. Хорошая акробатическая подготовка дает возможность лучше осваивать многие разделы школьной программы по физической культуре (упражнения на гимнастических снарядах, опорные прыжки, спуски на лыжах с гор, некоторые упражнения легкой атлетики и спортивных игр). Это объясняется развитием высокой координации движений, хорошей ориентировкой в пространстве, умением действовать в непривычных условиях опоры и необычных положениях. Вместе с тем акробатические упражнения дают возможность с успехом решать такие воспитательные задачи, как развитие смелости, решительности, находчивости. Взаимопомощь и взаимостраховка, необходимые во время выполнения различных стоек, кувырков, переворотов, поддержек (в парных и групповых акробатических упражнениях), помогают воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки.
Упражнения в равновесии При обучении упражнениям в равновесии применяется обычно целостный метод. Учащимся необходимо рассказать и показать изучаемое упражнение и переходить к его выполнению. Прежде чем выполнять упражнения на повышенной опоре, их разучивают на полу. Усложнять упражнения в равновесии можно путем изменения: – площади опоры (на носках, на пятках, на одной ноге); – положения головы и туловища (с поворотами, наклонами вперед, в сторону, назад, с закрытыми глазами); – положение рук (за голову, вверх, вперед и т.п.); – способов передвижения (ходьба, танцевальные шаги, прыжки, бег); – направления движения (вперед, назад, в сторону); – снаряда (на полу, гимнастической скамейке, качающемся бревне); – высоты снаряда; – скорости выполнения; – угла наклона снаряда. Таким образом, любые гимнастические упражнения, выполненные с учетом вышеизложенных рекомендаций, служат развитию равновесия. В 5–6 классах желательно выполнять целые комбинации из выученных элементов на снарядах с ограниченной опорой не менее 100 см.
Упражнения с мячом (малым, средним, большим) 1. Броски мяча вверх, ловля одной и двумя руками. 2. То же в сочетании с ходьбой, бегом, приставными, переменными шагами галопа, приседаниями и т.п. 3. Броски мяча по дуге кверху и книзу в лицевой плоскости, ловля другой рукой; то же в сочетании с выпадами влево и вправо. 4. Удары мяча одной и двумя руками на различную высоту; то же в сочетании с ходьбой, бегом, шагом польки и т.д. 5. Перекаты мяча по различным частям тела. 6. Круги мячом в различных плоскостях в сочетании с прыжками, равновесиями, поворотами. Упражнения с обручем 1. Махи обручем по дуге, по кругу в различных плоскостях и направлениях; то же в сочетании с пружинными движениями ногами, с приставными и переменными шагами, с шагом польки, вальса, с поворотами на 360°. 2. Повороты обруча вправо и влево в различных плоскостях и направлениях одной и двумя руками. 3. Вращение обруча в лицевой плоскости влево и вправо; то же с передачей обруча в другую руку и продолжением вращения; то же с передачей обруча за спиной; то же, вращая поочередно правой и левой рукой из различных исходных положений, с передачей тяжести тела с одной ноги на другую в сочетании с шагом польки, галопа, вальса и т.п. 4. Вращение обруча в боковой плоскости вперед-назад; то же с передачей за спиной в другую руку, продолжая вращение, из различных исходных положений в сочетании с шагом польки, галопа и т.д. 5. Броски обруча одной рукой за спиной вертикально и горизонтально малым кругом кистью, средним кругом через плечо (одноименное или разноименное), ловля одной или двумя руками. 6. Прыжки в обруч и из него, качая вперед и назад, влево и вправо одной и двумя руками; то же с перехватом из руки в другую; то же с поворотом кругом. 7. Прыжок в обруч, накидывая его один и два раза на себя. Упражнения с короткой скакалкой 1. Подскоки на обеих ногах (обычные и двойные). 2. Прыжки ноги врозь. 3. Прыжки на одной ноге, поднимая другую вперед и назад. 4. Подскоки с ноги на ногу, вращая скакалку вперед-назад; то же с поворотом на 90°, 360°. 5. Подскоки из стойки скрестно. 6. Подскоки на обеих ногах с продвижением в различных направлениях; то же на одной ноге. 7. Бег на месте с высоким подниманием бедра. 8. Подскоки с вращением скакалки вправо и влево (одна рука находится сзади, другая – впереди). 9. Подскоки с поворотом на 90–180°. 10. Прыжки: на один подскок двойное вращение скакалки. 11. Подскоки вдвоем с одной скакалки на месте и с продвижением (один вращает скакалку, другой держит первого» за пояс). Все эти упражнения можно выполнять и вращая скакалку назад. Незаслуженно забыты упражнения с длинной скакалкой, которые способствуют развитию не только скоростно-силовых качеств, но и координации, выносливости, а также делают урок чрезвычайно интересным. Длинную скакалку вращают либо двое учеников, либо один конец привязывают к стойке на высоте примерно 130 см.
Упражнения с длинной скакалкой Пробегания (пробегать надо вслед за скакалкой; сигналом к началу бега служит прохождение скакалкой уровня груди): – пробегание после нескольких вращений скакалки; – пробегание лицом, боком и спиной вперед; – пробегание с различными исходными положениями рук (на пояс, за головой, за спиной); – пробегание по два-три человека; то же с бросанием и ловлей мяча. Перепрыгивание: – перепрыгивание с места вперед и назад; – перепрыгивание с шага и бега; – перепрыгивание на обеих ногах вперед, назад, боком; то же с поворотами; – перепрыгивание вдвоем-втроем, взявшись за руки. Прыжки через вращающуюся скакалку с вбеганием и выбеганием: – вбежать, перепрыгнуть через скакалку и выбежать; – вбежать вдвоем в затылок друг другу и перепрыгнуть; – стоя лицом друг к другу с противоположных сторон, вбежать, перепрыгнуть и выбежать; – вбежать один за другим и после одного прыжка выбежать. Следует помнить, что вбегать в косом направлении легче, чем в прямом. Перечисленные варианты упражнений являются лишь примерной основой для дальнейших всевозможных усложнений. Заключение
В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам: 1. Благодаря своим методическим особенностям, гимнастика является самым доступным средством физического воспитания, средством избирательного и всестороннего воздействия на двигательную, а через нее и на другие функции организма, психические и личностные свойства занимающихся. Именно поэтому ею занимаются в детских садах, в средних общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях, в средних и высших учебных заведениях разного профиля. 2. Гимнастика также выступает как научная дисциплина и изучает закономерности физического развития и совершенствования человека с помощью характерных для гимнастики средств, методов и форм организации занятий. 3. В ходе подготовки к урокам гимнастики следует продумать, какой метод организации учащихся целесообразнее использовать при выполнении тех или иных упражнений. В 5–6 классах желательно чаще использовать такие способы организации учащихся, как игровой, фронтальный и сменно-групповой, когда весь класс под присмотром учителя работает над одним и тем же учебным материалом. 4. Наиболее оптимальные формы проведения гимнастики в 5–6 классах: общеразвивающие упражнения, упражнения в висах и упорах, упражнения на освоение опорных прыжков, акробатические упражнения, упражнения в равновесии, упражнения с обручем, мячом, длинной и короткой скакалкой и др. 5. Чрезвычайно важным для уроков гимнастики является вопрос предупреждения травм, так как выполнение многих упражнений на гимнастических снарядах связано с риском. Основные причины травм – нарушение методики обучения и организации занятий, отсутствие дисциплины на уроке, небрежная подготовка мест занятий, неисправный инвентарь, плохо организованная страховка и помощь.
Библиография
1. Васильков В.Г. Методика преподавания гимнастики в 5–8 классах. М., 1963. 2. Гимнастика / Под общ. ред. М.Л. Украна, А.М. Шлемина. – М.: Физическая культура и спорт, 1977. 3. Гимнастика и методика преподавания / Сост.: Е.М. Филиппенко, В.В. Абрамова, Л.А. Батуева. – Тирасполь, 2006. 4. Гимнастика и методика преподавания: Учебник для студ. институтов физической культуры /Под ред. В.М. Смолевского. – М.: «Физическая культура и спорт, 1987. 5. Гимнастика: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. 6. Качашкин В.М. Методика физического воспитания. М., 1980. 7. Методика физического воспитания школьников / Под ред. Г.Б. Мейксона и Л.Е. Любомирского. М., 1989. 8. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе: Учебник для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000. 9. Полыга В.Д. Гимнастика. – М.: Просвещение, 1982. 10. Теория и методика гимнастики / Под ред. В.И. Филлиповича. – М.: Просвещение, 1977.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|