Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Моральная ответственность врача. -3часа.




Учебно-методический комплекс

По дисциплине:______________ биоэтика __________________________

Преподаваемой на кафедре___ философии и гуманитарных наук _____

Для студентов __________ педиатрического ___________факультета

 

Раздел 3

 

Методические рекомендации для студентов, в том числе для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы

 

Ижевск- 2008

 

 


Тема 1. СУЩНОСТЬ МОРАЛИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ. 2 часа

Цели.

1. Организационная. Ознакомиться с требованиями к изучению курса, условиями аттестации, учебно- методическими материалами, получить долгосрочные задания для самостоятельной подготовки

2. Учебная. Обсудить проблемы происхождения, сущности и функций морали, этики, профессиональной этики, используя материалы лекции.

Задачи.

1. Выбрать темы для самостоятельной работы над рефератами ко всем последующим темам, используя списки в методических рекомендациях.

2. Выступить с устными ответами по вопросам семинарского занятия и обсудить спорные аспекты темы.

 

Вопросы для повторения.

Отвечая на вопросы следует вспомнить информацию из курса истории медицины и философии.

1. Когда жил Гиппократ и каковы принципы его кодекса медицинской этики?

2. Когда жил Аристотель и основоположником каких наук он является?

 

Вопросы для подготовки к занятию и опроса.

1. Происхождение, предмет и функции этики. Профессиональная этика, виды и функции. Врачебная этика, происхождение и функции. Принципы классической врачебной этики

  1. Сущность и функции морали. Мораль и обычай. Мораль и право. Социологическая, религиозная, космологическая, натуралистическая концепции источника морали.
  2. Общечеловеческие заповеди морали. Мораль и религия. Моральное принуждение и насилие в истории нравов. Талион и золотое правило нравственности. Золотое правило нравственности в деятельности медицинского работника.

Тестовые задания.

1) Теория, описывающая законы нравственного бытия: а) эстетика;

б) этика;

в) онтология.

2) Основоположник теоретической этики: а) Сократ; б) Пифагор; в) Аристотель.

3) Термин мораль вошёл в европейские языки из: а) санскрита; б) латыни; в) греческого языка.

4) Внутреннее самопринуждение к выполнению норм присуще:

а) обычаям;

б) праву; в) морали.

5) Государство принуждает к выполнению: а) обычаев; б) норм права; в) моральных заповедей.

 

6) Натуралистическая точка зрения на происхождение морали: а) мораль дана людям богом; б) мораль уходит корнями в инстинкты животных; в) мораль возникает в результате стихийного отбора в процессе общения людей социально целесообразных норм; г) мораль есть проекция космического закона на человеческие отношения.

7) Мораль возникла в обществе: а) первобытных охотников; б) патриархальных скотоводов и земледельцев; в) индустриальных рабочих.

8) Внешние формы поведения, выражающие взаимное уважение людей:

а) этика; б) этикет;

в) мораль.

9) Наиболее широкое по объёму понятие: а) профессиональная этика;

б) медицинская этика;

в) биомедицинская этика.

10) Впервые сформулировал и записал золотое правило нравственности: а) Аристотель; б) Гиппократ; в) Конфуций.

 

Основные идеи темы.

Этика – это теория морали, описывающая её происхождение, сущность, функции. Нормативная этика описывает принципы и нормы морали, обязательные к исполнению для данной социальной группы или сообщества людей. К нормативной этике относится профессиональная этика, которая существует только в тех видах деятельности, в которых объектом профессионального воздействия являются люди, живые существа, природа. Самой развитой и древней формой профессиональной этики является медицинская этика, принципы которой частично стали эталоном для становления других форм профессиональной этики.

Мораль как институт регуляции межличностных отношений существовала у человечества не всегда, она формируется в обществе параллельно становлению частной собственности и социального неравенства. С возникновением государственности появляется право, которое наряду с моралью также становится институтом регуляции противоречивых человеческих интересов. В современном обществе медицинская этика тесно переплетается с медицинским правом. Система ценностей, заложенная в основу морали существует в форме принципов и норм, которые не напрямую регулируют поступки людей, а через контроль мотивов. За человеком, в отличие от обычая, остаётся свобода выбора поступка. Мораль, формируя добрые мотивы, не физически, а психически, через механизмы моральной ответственности, принуждает человека к должному поведению. У вех народов во всех обществах, находящихся на стадии распада родоплеменного общества формируются однотипные моральные нормы, общечеловеческие заповеди морали, которые закрепляются в религиях человечества и в религиозной этике сохраняются для человечества тысячелетиями. Некоторые общечеловеческие моральные нормы сформировались в период распада рабовладельческого общества и были первоначально осознанны философами и выдающимися деятелями человечества, а затем вошли в систему религиозных кодексов этики, таковы является золотое правило нравственности. Нормы медицинской этики формируются по мере становления профессиональной медицины.

 

 

Обязательная литература

Реверчук, И.В., Левина, В.Н. Методология и психология клинического исследования: уч. пособ. – Ижевск, 2007, 108с.,Гл. «Планирование этической корректности в схеме дизайна клинического исследования».

Уильямс Дж.Р. Руководство по медицинской этике/ Под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина, Л.А.Михайлова; пер. с англ. Булыгиной Т.В., Васильевой Л.Л.- ГЭОТАР-Медиа, 2006, С.115-120, 126.

Левина, В.Н. Биоэтика: методические рекомендации для самостоятельной подготовки к семинарским занятиям. – Ижевск: ГОУ ВПО «Ижевская медицинская академия, 2005, 48с.

Положение об этической экспертизе биомедицинских исследований /сост. Н.А. Кирьянов, В.Н. Левина. Ижевск, 2006. – 44с.

Лопатин, П.В. Карташова О.В. Биоэтика: учебник/ Под ред. П.В. Лопатина – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 240с.

Кэмпбелл, А. Джиллет, Г. Джонс, Г. Медицинская этика: Пер. с англ: Учеб. Пос. /Под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004.

Силуянова, И.В. Биоэтика в России: ценности и законы – М.: ЗАО «Литера», 1997.

Введение в биоэтику / Под ред. Б.Г. Юдина.- М.: Прогресс, 1998

 

Дополнительная литература.

Алексеев Н.Н. Религия, нравственность, право// Человек, 2006 – С.132-148.

Бакштановский В.И. Согомонов Ю.В. Профессиональная этика: социологические ракурсы// Социологические исследования, 2005, №8.

Гусейнов А.А. Апресян Р.Г. Этика – М.:Герардика,1998. – 461с.

Гусейнов А. А. Великие моралисты – М.: Республика,1995.- 351с.

Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности – М.: Молодая гвардия, 1998.

Иванюшкин А.Я. Профессиональная этика в медицине. - М.: Медицина, 1990.- 224с.

Левина, В.Н. Биоэтика: методические рекомендации для самостоятельной подготовки к семинарским занятиям. – Ижевск: ГОУ ВПО «Ижевская медицинская академия, 2005, 48с.

М.Н. Малеина. Человек и медицина в современном праве. – М.: Бек, 1995.

Мишаткина Т.В. Три круга этики//Человек, 2006,№5, С.89-98.

Реале Д. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. – С. – П.: Петрополис, 1994. – 336с. Гл. 5, 12.

Синицын В.Е., Тимонина Е.А. Интернет для врача // http://www.doctor.az/index.php?act=servermaps,03.12.2007.

Уильямс Дж.Р. Руководство по медицинской этике/ Под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина, Л.А.Михайлова; пер. с англ. Булыгиной Т.В., Васильевой Л.Л.- ГЭОТАР-Медиа, 2006, С.115-120, 126.

 

Тема 2. МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВРАЧА. -3часа.

Цель.

Изучить, каким образом мораль побуждает личность выполнять моральные заповеди,

а врача требования медицинской этики. Обсудить, почему врач обязан быть высоконравственной личностью и соблюдать требования медицинской этики, почему от этого зависит благополучие, а иногда и жизнь пациентов.

Задачи.

Рассмотреть закономерности становления моральной ответственности в развитии общества и личности, преломление этих закономерностей в деятельности врача. Обсудить, какими качествами должна обладать личность современного врача и каково личностное своеобразие современного пациента.

 

Вопросы для повторения.

1. Каким образом золотое правило нравственности может преломляться в профессиональной деятельности врача.?

2. Какие этические ограничения на деятельность врача накладывал Гиппократ?

 

Вопросы для подготовки к занятию и опроса.

1. Этапы филогенеза и онтогенеза моральной ответственности. Формирование моральной ответственности в процессе становления личности ребёнка. Честь – стыд, долг – совесть, достоинство как морально-психологические побудители поступков. Уровни моральной ответственности и мера внутренней свободы личности. Моральный поступок: мотив, цели, средства, результат. Эмоциональное и рациональное, сознательное и бессознательное в моральном поступке. Моральные установки. Моральный выбор и моральный конфликт. Ситуации морального выбора в деятельности врача.

 

2. Эталон личности врача. Противоположность гедонистических и стоических установок. Ценности религиозной этики и профессиональная деятельность врача. Врачебная честь. Этика долга И. Канта и И. Бентама. Медицинская деонтология – этика врачебного долга. Принцип утилитаризма в современной медицинской этике.

 

3. Этикет в профессиональном и повседневном поведении врача. Речь, манеры, внешний вид врача. Взаимоотношения врача с коллегами. Отношение врача к учителю. Врач и средний медицинский персонал. Нравственные проблемы деятельности врача в современных социальных условиях и экстремальных ситуациях. Социальная справедливость и медицина.

 

4. Личность больного. Типы отношения больного к своему заболеванию. Отношение больного к врачам. Образ идеального врача в представлении больного. Образ идеального больного в представлении врача. Доверие пациента в лечебном взаимодействии.

 

5. Больной ребёнок. Поведение. Типы реагирования на болезнь. Возраст ребёнка и отношение к лечению. Больной ребёнок и сверстники. Ребёнок в стационаре. Отношение детей к боли. Адаптация к больничному режиму. Госпитализм.

Личностные качества врача-педиатра. Отношение врача к негативизму больного ребёнка. Проблема информированного согласия в общении с больным ребёнком. Возраст ребёнка и пути достижения сотрудничества в лечебном взаимодействии. Правда и ложь в общении с больным ребёнком.

Врач и родители ребёнка. Типы отношения родителей к болезни ребёнка. Информированное согласие родителей. Поведение родителей и болезни ребёнка.

6. Деонтология в стоматологии. Личность врача-стоматолога. Принцип автономии пациента в стоматологии. Информированное согласие пациента стоматологического учреждения. Сотрудническая и контрактная модель поведения врача.

Вопросы для обсуждения и тестовые задания

1. Была ли у Гиппократа совесть?

2. Может ли честь врача быть в конфликте с его совестью?

3. Какая из форм моральной ответственности побуждает врача в большей степени к заботе о пациенте, долг или личное достоинство?

4. Чтобы подросток выполнял назначения врача, достаточно ему просто строго приказать? Почему врач-алкоголик может быть опасен для пациентов?

5. Почему сильные гедонистические склонности мешают врачу хорошо выполнять свои обязанности?

6. Должен ли современный врач быть стоиком?

 

 

1) Честь врача- это форма моральной ответственности, побуждением которой является: а) самоуважение; б) признание заслуг со стороны коллег и пациентов; в) благо больного.

2) Врачебный долг- это такая форма моральной ответственности, побуждением которой является: а) самоуважение; б) признание со стороны коллег и пациентов; в) благо больного.

3) Следование золотому правилу нравственности в работе врача заключается в том, чтобы: а) лечить больного так, чтобы получить от него благодарность; б) лечить так, чтобы оправдать ожидания больного;

. в) лечить больного так, как врач хотел бы, чтобы лечили его самого.

4) Милосердие – это: а) пассивное сочувствие; б) активное деятельное сострадание; в) непричинение вреда.

5) Альтруизм – это: а) бескорыстное и самоотверженное служение; б) помощь, стимулируемая желанием получить в результате выгоду; в) безразличное отношение к человеку.

6) Этическая модель поведения, востребованная западной биомедицинской этикой, в которой оценка поступка даётся по его предметному результату: а) эвдемонизм; б) этика долга Канта; в) утилитаризм.

7) В высказывании Галена: «…личность, которая хочет стать врачом, не только презирает богатство, но она в крайней степени приучена к перегрузкам, любит напряжённый ритм работы. Нельзя и представить себе, что такая работа может позволить себе напиваться, объедаться, предаваться усладам Венеры, короче говоря, служить своей нижней части тела», - осуждаются: а) стоические устремления; б) альтруистические устремления; в) гедонистические устремления.

8) От неврастенического типа больных медицинский работник должен ожидать: а) безразличия; б) благодарности; в) вспышки гнева и раздражения.

9) Стремление выставлять напоказ своё болезненное состояние, демонстрировать своё особое право на внимание медицинских работников, свойственно типу пациенто а) тревожный; б) эгоцентрический; в) меланхолический.

10) Сочувствия окружающих, внимания к рассказам о деталях и особенностях их болезненного состояния ждут больные типа: а) ипохондрического; б) анозогнозического; в) обессивно-фобического.

11) Извиняющийся, стеснительный, застенчивый стиль поведения свойственен типу больных: а) эйфорическому; б) сенсетивному; в) эгоцентрическому.

12) Чрезмерная мнительность, ожидание неблагоприятного исхода, осложнений, усиленный интерес к результатам обследования свойственны типу больных: а) тревожный; б) апатический; в) гармоничный.

13) От болезни уходят в работу больные типа: а) ипохондрического, б) эйфорического; в) эргопатического.

14) Тип больных, уверенных в том, что болезнь является результатом чьего-то злого умысла, подозрительно относящийся к медицинским работникам: а) сенсетивный; б) меланхолический; в) паранойяльный.

15) Пессимизм свойственен типу больных: а) анозогнозическому б) меланхолическому; в) эйфорическому.

16) Нарушение больничного режима, легкомысленное отношение к своей болезни

свойственно пациентам типа: а) обессивно – фобическому; б) паранойяльному; в) эйфорическому.

 

Основные идеи темы.

В этике врача, сформировавшейся как в восточной, так и в античной медицине, были описаны основные нравственные качества, которыми должен обладать врач для выполнения своих профессиональных обязанностей, и этические принципы, которым он должен следовать в лечебном взаимодействии с пациентами. Это классическая медицинская этика, которая является ядром современной биомедицинской этики. Моральная ответственность – это та психологическая предпосылка, которая является условием реализации врачом этих принципов в медицинской практике. Таких формы моральной ответственности как честь и стыд, долг и совесть, достоинство в разной степени могут быть сформированы у конкретной личности. Высокий уровень моральной ответственности побуждает к самоотверженному служению, альтруизму, милосердию, добросовестности, профессионализму в работе с пациентами. Отсутствие или слабый уровень развития моральной ответственности оборачивается недобросовестностью, некомпетентностью, халатностью, равнодушием, чёрствостью, а в конечном итоге или неэффективным выполнением профессиональных обязанностей или причинением вреда пациентам. Эталон личности врача, сложившийся в истории медицинской этики предполагал, что чрезмерные гедонистические склонности мешают выполнению профессиональных обязанностей, а гедонистические установки в жизни помогают исполнять врачебный долг.

На врача – педиатра возлагается более высокая степень моральной ответственности, чем на специалистов, работающих со взрослыми, от него требуется особая степень терпения и доброты, понимания особенностей детской психики, огромный объём знаний, без которых больному ребёнку может быть причинён вред, который оставит след в последующей жизни.

Современная жизнь не отменяет требований классической медицинской этики, а предполагают их соблюдение в более сложных социальных условиях с учётом менталитета современных пациентов и тех новых правил, которые сформировались в медицине ХХ века.

 

Рефераты

Традиции российской медицинской этики дореволюционного периода.

Судьба и служение доктора В.Ф.Войно-Ясенецкого.

Традиции отечественной деонтологии советского периода.

Деонтология в педиатрии.

Психогенная ятрогения как следствие деонтологических ошибок врача.

 

Обязательная литература

Реверчук, И.В., Левина, В.Н. Методология и психология клинического исследования: уч. пособ. – Ижевск, 2007, 108с.,Гл. «Планирование этической корректности в схеме дизайна клинического исследования».

Уильямс Дж.Р. Руководство по медицинской этике/ Под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина, Л.А.Михайлова; пер. с англ. Булыгиной Т.В., Васильевой Л.Л.- ГЭОТАР-Медиа, 2006, С.115-120, 126.

Левина, В.Н. Биоэтика: методические рекомендации для самостоятельной подготовки к семинарским занятиям. – Ижевск: ГОУ ВПО «Ижевская медицинская академия, 2005, 48с.

Положение об этической экспертизе биомедицинских исследований /сост. Н.А. Кирьянов, В.Н. Левина. Ижевск, 2006. – 44с.

Лопатин, П.В. Карташова О.В. Биоэтика: учебник/ Под ред. П.В. Лопатина – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 240с.

Кэмпбелл, А. Джиллет, Г. Джонс, Г. Медицинская этика: Пер. с англ: Учеб. Пос. /Под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004.

Силуянова, И.В. Биоэтика в России: ценности и законы – М.: ЗАО «Литера», 1997.

Введение в биоэтику / Под ред. Б.Г. Юдина.- М.: Прогресс, 1998

 

Дополнительная литература

Грандо А.А. Врачебная этика и медицинская деонтология. – Киев: Вища школа, 1998.

Деонтология в медицине. / Под ред. акад. В.И.Петровского. - М.: Медицина, 1988. Т1 – Общая деонтология. – 352с. Т.2 Частная деонтология. – 416 с.

Долецкий С.Я. О принятии решений // Хирургия, 1994, №5.

Лакосина Н.Д. Клиническая психология: Учебн. для студ. мед. вузов/ Н.Д. Лакосина, И.И. Сергеев, О.Ф. Панкова. – 2-е изд.-М.: МЕДпресс-информ, 2005. – 416 с. Раздел 3.

Лещинский, Л.А. Медицинская этика и деонтология.- Ижевск: Экспертиза, 2000.- 116 с.

Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология – М.: МЕДпресс, 1998.- 592с.

Марущак В. Святитель-хирург. Житие архиепископа Луки Войно-Ясенецкого.-М.: Даниловский благовестник, 1997.

Кэмпбелл А., Джиллетт Г., Джонс Г. Медицинская этика: Пер. с англ.: Учебн.пос./ Под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. – 400 с.Часть 1.

Тюльпин Ю. Г. Медицинская психология: Учебник. – М.: Медицина, - 320 с.

Twycross А. Отношение медицинских сестёр к проблеме боли у детей // Российский вестник перинатологии и педиатрии, 1998, №4.

Шамов И.А. Биомедиуинская этика. Учебник для студентов мед.вузов.- Махачкала: ИПЦ ДГМА, 2005 – 408 с.

Шамсиев, Ф.С. Еренкова, Н.В. Этика и деонтология в педиатрии.- М.: Вузовская книга.1999 – 184с.

A. Schmidt. Правила общения с пациентом стоматологической практики// Квинтэссенция, 1998, №3.

Яровинский М.Я. Медицинский работник и общество // Медицинская помощь, 1996, №2.

ХамидуллинаФ.К. Особенности деонтологии и этики в педиатрии - Казань: Татарское книжное издательство, 1992.- 87с.

ЯровинскийМ.Я. Проблема ошибки в профессиональной деятельности медицинских работников // Медицинская помощь, 1996, № 7.

Яровинский М.Я.. Бессмертие святителя – хирурга Луки.// Медицинская помощь,1998, №3.

 

Тема 3. ЭТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ БОЛЕЗНИ. 3 часа.

Цель.

Рассмотреть причины болезней, кроющиеся в поведении и сознании личности и возможности медицины по устранению этих причин.

Задачи.

Изучить те направления в истории медицины и мировоззрения, в которых рассматривались этические предпосылки болезней и здоровья. Обсудить действие этических причин болезней в современном обществе и у современных пациентов, а также пути лечения заболеваний, вызванных данными причинами.

 

Вопросы для повторения.

Материал, востребованный из курса истории философии и медицины.

1. Какой закон китайской диалектики сходен с законом единства и борьбы противоположностей европейской диалектики и какое значение он имеет для китайской медицины?

2. Что представляют собой Веды в индийском мировоззрении? Чему посвящена Аюрведа?

 

Вопросы для подготовки к занятию и опроса.

1. Духовная традиция и медицина Востока о сущности здоровья и болезни. Физическое и духовное тело. Сознание индивида как источник здоровья и болезней. Чистота чувства, мысли и поступка как предпосылка здоровья. Эмоциональная несдержанность, эгоцентризм, склонность к уничтожению живого, гипертрофия сексуальных потребностей как глубинные причины болезней.

2. Христианство и ислам о сущности болезней. Дух, душа, тело. Грех как предпосылка духовного распада личности. Родовое проклятье. Духовное исцеление как предпосылка психического и физического здоровья. Методы христианского целительства. Эмоциональная, энергетическая и нравственная составляющая религиозного целительства.

 

3. Современные интерпретации нравственно – психологических причин болезней в биоэнергетике и психосоматической медицине. Личность больного, иерархия жизненных ценностей. Болезнь как компенсация нарушений нравственных законов. Энергетическая концепция болезней С. Н. Лазарева. Человек как

микрокосмос. Любовь как условие гармоничного состояния энергетически – полевых структур индивида. Агрессия как причина дисгармонизации и разрушения энергетически – полевых структур. Виды агрессии. Покаяние и изменение иерархии ценностей, как способ нейтрализации агрессии.

 

4. Психосоматическая медицина о внутриличностном конфликте. Внутриличностный конфликт и эмоции. Агрессия, страх и их гормональные механизмы. Психосоматические симптомы, функциональные расстройства, психосоматические заболевания. Позитивное мышление как путь профилактики и лечения психосоматических заболеваний. Социальные предпосылки распространения психосоматических заболеваний.

 

 

Вопросы для обсуждения и тестовые задания

1. Каковы примеры самовозвышения за счёт унижения другого человека в трактате Лао Цзюня?

2. Каковы примеры неуважения чужих интересов в концепции Лао Цзюня?

3. Почему много любить также опасно для здоровья как и много ненавидеть в концепции Лао Цзюня?

4. Какие направления современной науки дают рациональные объяснения эффектов религиозного целительства?

5. Каково влияние позитивной и негативной информации на образование кристаллов воды в исследованиях Масару Эмоту?

6. Какие виды подсознательной агрессии, опасные для здоровья человека выделяет С.Н.Лазарев?

7. В чём суть методики С.Н.Лазарева и что её роднит с традиционным религиозным целительством?

8. Какие формы поведения родителей опасны для здоровья ребёнка, поскольку провоцируют деформацию энергетических полей ребёнка?

 

1) Точка зрения, что глубинная причина болезней заключается в неправильном отношении человека к окружающим и самому себе, которое приводит к нарушениям движения энергии «Ци» характерна для: а) для китайской медицины и мировоззрения; б) психосоматической медицины в) современной биоэнергетики.

2) В традициях китайской медицины считается, что наиболее благоприятное для сохранения здоровья состояние чувств: а) пессимизм и раздражение; б) бурная радость; в) спокойствие и душевное равновесие.

3) В соответствии с концепцией Аюрведы наибольшую склонность к заболеваниям кариесом имеют индивиды типа: а) вата; б) питта; в) капха.

4) В соответствии с концепцией Аюрведы агрессивность и сопутствующие ей язвенные заболевания присуща индивидам типа: а) вата; б) питта; в) капха.

5) Точка зрения, что глубинная причина болезней скрыта в устойчивой осознанной и подсознательной агрессии человека, приводящей к деформации энергетических полей характерна для: а) религиозной концепции; б) психосоматической медицины; в) современной биоэнергетики.

6) Длительное греховное поведение как причина болезней называется в концепции: а) Аюрведы; б) религиозного целительства; в) психосоматической медицины.

7) Точка зрения, что причина болезней – длительные внутриличностные конфликты, приводящие к стойким вегетативным нарушениям, характерна для: а) Аюрведы; б) китайской медицины; в) психосоматической медицины.

8) Агрессивная, раздражительная личность, не имеющая возможности открыто проявлять свои чувства, имеет склонность к: а) гипертонической болезни; б) артриту; в) кожным заболеваниям.

9) Личность, привыкшая к опеке, не умеющая защищать свои интересы, имеет склонность к: а) гипертонической болезни; б) ишемической болезни сердца; в) кожным заболеваниям.

10) Привычка держать под своим контролем любые обстоятельства и ситуации делает индивида склонным к заболеванию: а) ишемической болезнью сердца; б) язвенным колитом; в) псориазом.

 

Основные идеи темы.

В истории медицины и духовной культуры человечества существуют подходы, которые указывают на духовные, моральные, психологические причины болезней, эффективное лечение которых невозможно без духовной работы больного человека над своими чувствами, поведением, сознанием. Без очищения чувств, мыслей и исправления поступков возможно симптоматическое лечение, но сохраняющиеся причины болезней после кратковременного облегчения вновь приведут к обострению заболевания. Абстрагируясь от своеобразия терминологии концепций китайской и индийской медицины, религиозного целительства, некоторых направлений современной биоэнергетики, психосоматической медицины ХХ века можно выделить закономерности влияния чувств, сознания и подсознания человека на его состояние здоровья. Данный опыт может помочь современным врачам направить своих пациентов, желающих избавиться от хронических заболеваний, родителей, готовых увидеть свою вину в проблемах детей, на путь самосовершенствования, морального очищения, активизировать их волю на борьбу с болезнями и жизненными проблемами. Освоение позитивного опыта морального очищения является не только предпосылкой успешного лечения, но и мерой профилактики недугов, имеющих психосоматическую природу и составляющих до 70% случаев обращения за медицинской помощью.

 

Рефераты

Ревность, презрение и обида как причины болезней в концепции С. Н. Лазарева.

Поведение родителй и болезни детей в концепции С.Н.Лазарева.

Подсознательная агрессия и заболевания половой сферы в концепции С.Н.Лазарева.

Православное целительство.

Болезнь, здоровье и исцеление в мировоззрении ислама.

Психосоматические и этические аспекты применения плацебо-контроля.

 

 

Обязательная литература

Реверчук, И.В., Левина, В.Н. Методология и психология клинического исследования: уч. пособ. – Ижевск, 2007, 108с.,Гл. «Планирование этической корректности в схеме дизайна клинического исследования».

Уильямс Дж.Р. Руководство по медицинской этике/ Под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина, Л.А.Михайлова; пер. с англ. Булыгиной Т.В., Васильевой Л.Л.- ГЭОТАР-Медиа, 2006, С.115-120, 126.

Левина, В.Н. Биоэтика: методические рекомендации для самостоятельной подготовки к семинарским занятиям. – Ижевск: ГОУ ВПО «Ижевская медицинская академия, 2005, 48с.

Положение об этической экспертизе биомедицинских исследований /сост. Н.А. Кирьянов, В.Н. Левина. Ижевск, 2006. – 44с.

Лопатин, П.В. Карташова О.В. Биоэтика: учебник/ Под ред. П.В. Лопатина – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 240с.

Кэмпбелл, А. Джиллет, Г. Джонс, Г. Медицинская этика: Пер. с англ: Учеб. Пос. /Под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004.

Силуянова, И.В. Биоэтика в России: ценности и законы – М.: ЗАО «Литера», 1997.

Введение в биоэтику / Под ред. Б.Г. Юдина.- М.: Прогресс, 1998

 

Дополнительная литература

Авдеев Д.А. Размышления православного врача. – М.:МБЦ преподобного Серафима Саровского. ООО «Омега», 2007, 208с.

Лазарев С.Н. Диагностика кармы.– С.– П.: Академия парапсихологии, 1994 – 2003, кн.1–12.

Лакосина Н.Д. Клиническая психология: Учебн. для студ. мед. вузов/ Н.Д. Лакосина, И.И. Сергеев, О.Ф. Панкова. – 2-е изд.-М.: МЕДпресс-информ, 2005. – 416 с. Раздел 3.

Лапин И.В. Плацебо и терапия. Серия «Мир медицины». – СПб.: Издательство «Лань», 2000. – 224с.

Левина В.Н. Этическая концепция болезни в китайской духовной традиции // Труды Ижевской государственной медицинской академии. Т.XXXVII, Ижевск: ИГМА – экспертиза, 1999.

Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. – М.: МЕДпресс, 1998.– 592 с.

Творогова Н. Взгляд на здоровье с точки зрения психосоматической медицины // Сестринское дело, 1997, № 2

Творогова Н. Психологический контакт // Сестринское дело, 1997, № 6, 1998, № 1

Тюльпин Ю. Г. Медицинская психология: Учебник. – М.: Медицина, - 320 с.

Яровинский М.Я. Медицинский работник и пациент // Медицинская помощь, 1996, №5

Эмото Масару. Послания воды: Тайные коды кристаллов льда/ Перев. С англ. – М.: ООО Издательский дом «София», 2006. – 96 с., илл.

Эмото Масару. Энергия воды длясамопознания и исцеления/ Перев. С англ. – М.: ООО Издательский дом «София», 2006. – 96 с., илл.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...