Тема 5. Проблемы смерти в биомедицинской этике. 4 часа.
Цель. 1. Рассмотреть проблему моральной, духовной, психологической поддержки умирающих пациентов и задачи, стоящие в связи с этим перед медицинскими работниками. 2. Рассмотреть этические и правовые проблемы, возникшие в связи с применением экстраординарных методов помощи умирающим больным. Задачи. 1. Обсудить, в какой морально-психологической поддержке нуждаются умирающие пациенты и в какой форме её могут оказать медицинские работники. 2. Обсудить возможные пути разрешения самых дискуссионных и противоречивых этических проблем отношения медицинских работников и общества к умирающим больным.
Вопросы для повторения. Раскройте суть принципа информированного согласия. Что имеет право знать пациент? Как реализовать принцип информированного согласия, если у пациента терминальный диагноз?
Вопросы для подготовки к занятию и опроса. 1. Духовные учения о сущности смерти. Смерть и смысл жизни Паллиативная медицина. Моральная, психологическая, духовная помощь умирающим. Хосписы. Критерии смерти. Запрет самоубийства. 2. Этические проблемы использования экстраординарных методов лечения. Клиническая смерть. Смерть мозга и вегетативное состояние. Этические проблемы применения современных реанимационных технологий. Дилемма: сохранение жизни или продление сроков умирания. Документы ВОЗ об отношении медицинских работников к умирающим больным. 3. Современная трансплантология. Ценность жизни донора и реципиента. Качества жизни пациента после трансплантации. Уход за больным с трансплантированным органом, нравственно-психологические проблемы. Родственники пациента – доноры. Злоупотребления в трансплантологии.
4. Право на смерть. Проблема конфиденциальности и информированного согласия в работе с умирающими больными. Право больного на информацию о терминальном диагнозе. Моральные проблемы умирающего. Проблема эвтаназии. Активная и пассивная эвтаназия Нравственные основы паллиативной медицины. Уход за умирающим. Достойная смерть.
Вопросы для обсуждения и тестовые задания 1. Какие личностные качества требуются врачу и медицинской сестре для общения с умирающими больными? 2. Какие переживания испытывает умирающий человек на различных стадиях приближения к смерти? 3. Какое поведение родственников умирающих больных желательно с точки зрения религиозных традиций? 4. Можно ли считать прекращение лечения пациента, длительное время находящегося в вегетативном состоянии эвтаназией? 5. Является ли донорство органов богоугодным делом в понимании религиозных конфессий? 6. Каковы этические и юридические проблемы донорства в педиатрической практике? 7. Каковы моральные и юридические проблемы в практике выхаживания недоношенных детей в России?
1) Терпение, сдержанность, понимание должен противопоставить медицинский работник раздражительности и капризности умирающего на стадии осознания факта близящейся смерти: а) отрицания; б) гнева; в) торговли; г) депрессии; д) смирения. 2) Стадия осознания близящейся смерти, на которой больной прибегает к самообману, стараясь вести себя так, будто он здоров: а) отрицания; б) гнева; в) торговли; г) депрессии; д) смирения. 3) Ощущение невосполнимой потери и обречённости умирающий испытывает на стадии осознания близящейся смерти: а) отрицания; б) гнева; в) торговли; г) депрессии; д) смирения. 4) Осознание своей вины и надежда на то, что раскаяние и хорошее поведение продлят жизнь, характерны для стадии осознания близящейся смерти: а) отрицания; б) гнева; в) торговли; г) депрессии; д) смирения.
5) Умирающий обретает покой и покорность судьбе, становится неразговорчивым и стремится к одиночеству на стадии осознания близящейся смерти: а) отрицания; б) гнева; в) торговли; г) депрессии; д) смирения. 6) Наиболее гуманный вариант действий по отношению к умирающему пациенту: а) сказать: «мы больше ничем не можем вам помочь»; б) выписать домой, умалчивая о перспективе; в) сказать: «мы сделали всё, что могли, и далее будем делать всё, чтобы облегчить ваше состояние» 7) Информирование больного о терминальном диагнозе соответствует модели поведения врача: а) патерналистской, б) сотруднической. 8) Сотруднической модели поведения врача соответствует вариант информирования о терминальном диагнозе: а) врач избегает откровенного разговора с больным, перекладывая его на родственников; б) врач сообщает терминальный диагноз с уверением, что борьба за жизнь больного будет продолжаться, будут испробованы все шансы на спасение жизни; в) врач утаивает от больного терминальный диагноз. 9) Учреждение паллиативной медицины, в котором осуществляется уход и оказывается психологическая помощь умирающим: а) санаторий; б) хоспис, в) госпиталь. 10) Основоположник хосписного движения в России: а) И.Гааз; б) Н.Петров; в) В.Зорза. 11) Основной контингент штата хосписов: а) врачи; б) медицинские сёстры; в) социальные работники. 12) Стадия умирания, на которой врачи имеют право прекратить реанимационные процедуры, без причинения вреда пациенту: а) агония; б) клиническая смерть; в) смерть мозга. 13) Причина, побудившая современное общество дискутировать вопрос о допустимости добровольной эвтаназии: а) пренебрежение принципами этики Гиппократа: б) соображения экономической нецелесообразности лечения обречённых больных; в) удлинение в некоторых случаях сроков умирания и страдания больных в результате применения современных медицинских технологий. 14) Страна, в которой эвтаназия запрещена: а) Россия; б) Голландия; в) Бельгия. 15) Вариант донорства органов и тканей наиболее нравственно безупречный: а) донором является труп; б) донором является живой человек, не состоящий в родстве с реципиентом; в) донором является родственник, отдающий орган или ткань по взаимному согласию с реципиентом.
Основные идеи темы. В данной теме два блока проблем, которые предстоит рассмотреть. Первый блок – задачи медицинских работников по оказанию моральной и психологической поддержки умирающим. Эти проблемы относятся прежде всего к области паллиативной медицины, в задачи которой не входит излечение пациентов от смертельной болезни. Паллиативная медицина осуществляет уход за тяжёлыми больными, обезболивание, оказывает помощь обычными методами, заботится о том, чтобы пациенты достойно прожили оставшийся отрезок жизни, помогает справиться с тягостными переживаниями. Приёмы морально - психологической и духовной поддержки умирающих тысячелетиями практиковались всеми религиозными конфессиями человечества, чей опыт использовался специалистами в области терминальной психологии. В России терминальная психология в большей степени известна по трудам западных специалистов, например, Элизабет Кюблер –Росс, Станислава Грофа, и задачи терминальных психологов по традиции в меру своей внутренней готовности выполняют врачи и медицинские сёстры. С девяностых годов ХХ века для духовной поддержки умирающих в медицинских учреждениях России разрешено приглашать священнослужителей, а в некоторых случаях при больницах открываются храмы или молельные комнаты. Сострадательное и понимающее общение с умирающими больными – это не только условие профессионализма медицинского работника, но и акт гуманности, в котором рано или поздно будет нуждаться каждый из нас. Второй блок – решение этических проблем, порождённых применением экстраординарных методов лечения умирающих больных. Экстраординарные методы, возникшие в результате внедрения в медицинскую практику новейших медицинских технологий, позволяют спасать таких пациентов, которые без использования этих методов погибали бы. Однако в ряде случаев экстраординарные технологии сохраняют жизнь, ухудшая её качество, обрекая больных на мучения, обездвиженность, беспомощность, удлиняя процесс умирания. Внедрение современных технологий реанимации расширило критерии смерти: появилось представление об обратимой клинической смерти и смерти мозга, которой сопутствует сохранение вегетативной жизни и необратимая утеря сознания. Парадоксы применения экстраординарных мер лечения, усугубляющих страдания пациентов, породили общественные дискуссии о необходимости эвтаназии, избавляющей безнадёжного и испытывающего невыносимые боли человека от мучений. Экстраординарные методы лежат в основе методов трансплантации. Практика трансплантации породила проблему донорства органов и тканей, которая в России из-за противоречивости законодательства приобрела форму трудноразрешимого этико-правового конфликта. Решение данных проблем имеет широкую общественную значимость, поэтому их обсуждение вышло за рамки медицинского сообщества.
Рефераты
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|