Методика написания реферата
Стр 1 из 7Следующая ⇒ БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА Методические рекомендации к практическим занятиям
Казань 2002
УДК 614.253 ББК 87.75 Печатается по решению Центрального координационно-методического совета Казанского государственного медицинского университета
Составители: зав. кафедрой биомедицинской этики и медицинского права с курсом истории медицины д.м.н., профессор Альбицкий В.Ю., к.м.н., доцент Абросимова М.Ю., к.м.н., ассистент Гурылева М.Э.
Рецензенты: д.м.н., профессор Пикуза О.И., к.ф.н. Нежметдинова Ф.Т.
Биомедицинская этика: Методические рекомендации к практическим занятиям /Альбицкий В.Ю., Абросимова М.Ю., Гурылева М.Э. – Казань: КГМУ, 2002. - 41 с.
Методические рекомендации призваны оказать помощь при подготовке к практическим занятиям по курсу биомедицинской этики. В приложении даны документы Всемирной медицинской ассоциации, Всемирной организации здравоохранения, Ассоциации врачей России и др., вопросы к зачету. Методические рекомендации предназначены для студентов лечебного, педиатрического, медико-профилактического, стоматологического факультетов медицинского университета.
© Казанский государственный медицинский университет, 2002 - 3 -
ВВЕДЕНИЕ
С установлением в России в начале 90-х годов отношений, характерных для правового государства, и в связи с нарастанием движения за демократические права все заметнее в нашей стране становится интерес общественности, органов государственной власти, медиков, населения к широкому кругу социальных, экономических, этических и правовых проблем биологии и медицины, которые получили название биомедицинской этики (биоэтики).
Формирование биоэтики как новой области знаний, прежде всего, обусловлено небывалым прогрессом медицины, связанным с начавшейся в 60-е годы научно-технической революцией. Широкое внедрение в медицинскую практику новейших технологий вызвало к жизни комплекс морально-этических и правовых проблем, решение которых в рамках традиционной медицинской этики оказалось весьма затруднительным, а то и невозможным. Причем эти проблемы касались всех периодов жизни человека – от зачатия до смерти. Другой ведущей причиной развития биоэтики стало движение за демократические права, массовое распространение и утверждение в общественном сознании населения западных стран понятий о либерально-демократических правах и свободах, о примате прав человека, в контексте которых как их составная и наиважнейшая часть не могли не получить нового осмысления и права пациента. Для того чтобы идеи биоэтики нашли свое отражение в практической медицине, необходимо подготовить почву для её восприятия нашими врачами, начать подготовку специалистов-медиков по биомедицинской этике. Предлагаемое методической пособие максимально учитывает рекомендации и основные положения проекта программы преподавания дисциплины "Биомедицинская этика", разработанной сотрудниками сектора биоэтики Института человека РАН, и рекомендованной к использованию Учебно-методическим объединением по медицинскому образованию (УМО) Минздрава РФ. Методическое пособие составлено в соответствии с программой по дисциплине "Биомедицинская этика" для студентов медицинского университета, разработанной сотрудниками кафедры биомедицинской этики и медицинского права с курсом истории медицины совместно с кафедрой философии КГМУ и утвержденной ПМК Методического совета гуманитарных и социально-экономических дисциплин КГМУ. Цель преподавания биомедицинской этики
Биомедицинская этика как специальная дисциплина играет важную роль в системе подготовки врача, формировании его гуманистического мировоззрения, чувства социальной ответственности, повышает уровень нравственно-правовой и профессиональной культуры. Являясь составной частью общей гуманитарной подготовки студентов и основываясь на логике современных - 4 -
этических и правовых теорий, биомедэтика дает критерии для правильной оценки конкретных проблемных ситуаций современной медицинской практики, для поиска оптимальных решений возникающих при этом этико-правовых дилемм. Задачи преподавания биомедицинской этики 1. Ознакомить студентов с новейшими зарубежными и отечественными разработками в области биомедицинской этики, нормами и принципами международного и российского права, касающимися рассматриваемых проблем. 2. Способствовать развитию нравственно-правовой культуры врача, совершенствовать навыки культуры общения врача с пациентами, учитывая новый этический императив медицины - уважение прав пациента, его системы ценностей и религиозной ориентации. 3. Воспитывать студентов (слушателей) в духе социально-правовой, нравственной и профессиональной ответственности. 4. Ознакомить студентов с этико-нормативными актами медицинской деятельности с целью подготовки их к работе в условиях обязательной и добровольной страховой системы.
Перечень знаний студентов по курсу биомедицинской этики После изучения курса биомедицинской этики студент должен: - сформировать представление об особенностях и закономерностях биомедицинской этики в современном обществе, причинах ее возникновения, формирующих факторах и основных принципах; - усвоить основные исторические этапы зарождения и развития этики, медицинской этики, биомедицинской этики, основные понятия биомедицинского характера, овладеть информационным минимумом (дефиниции, факты, персоналии и др.); - использовать знания по биомедицинской этике для профессионального совершенствования и самовоспитания; - знать права и обязанности пациента, уметь применять знания по биомедицинской этике при общении с пациентом и его родственниками;
- знать свои права и обязанности при взаимоотношениях с пациентами и с коллегами; - овладеть методикой исследовательской работы (работать со справочной литературой, составлять библиографию по теме, реферировать, анализировать и обобщать научную литературу, формулировать проблему, цель и выводы исследования); - решать ситуационные задачи, условия которых затрагивают этические или деонтологические принципы современного врача; - сформировать представление о профессиональном врачебном поведении, основанном на деонтологических нормах и принципах;
- 5 -
- усвоить основные нормативные и законодательные международные и Российские документы, регламентирующие правовое и этическое поведение врача в современном обществе; - уметь выступать перед аудиторией, вести дискуссию.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ
1. Медицина, этика, право и религия: формы взаимодействия 2 часа 2. История и традиции медицинской этики в России 2 часа 3. Теоретические основы биомедицинской этики 2 часа 4. Модели и правила взаимоотношений между врачом и пациентом 2 часа 5. Права пациента как центральная проблема биоэтики 2 часа 6. Неблагоприятные последствия медицинской деятельности и ответственность медицинских работников 2 часа 7. Социальные, правовые и этические аспекты начала жизни человека 2 часа 8. Современные биомедицинские технологии и этические проблемы вмешательства в природу человека 2 часа 9. Правовые и этические проблемы ординарных и экстраординарных средств продления жизни. Моральные проблемы, связанные с эйтаназией и трансплантологией 2 часа ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
1. Вводное. Введение в биоэтику. Методика подготовки к занятиям 2 часа 2. Классическая (Гиппократова) медицинская этика (деонтология). Этические требования к врачу в современном обществе 2 часа 3. Медицинские (врачебные) ошибки. Проблема ятрогенных заболеваний 2 часа 4-5. Права пациента в международной практике и в России 4 часа 6. Экспериментальная медицина: этические и правовые проблемы 2 часа
7. Этические проблемы аборта, контрацепции, стерилизации. Новые репродуктивные технологии 2 часа 8. Эйтаназия как биоэтическая проблема 2 часа 9. Этико-правовые проблемы клинической трансплантологии и трансфузиологии 2 часа 10. СПИД: этико-правовые проблемы 2 часа 11. Этико-правовые проблемы медицинской генетики и генной инженерии 2 часа 12. Этические проблемы педиатрии (для педиатрического факультета) 2 часа Этические проблемы профилактической медицины (для медико- профилактического факультета) 2 часа Этические проблемы стоматологии (для стоматологического факультета) 2 часа 13. Зачет 2 часа - 6 -
ЗАНЯТИЕ 1 ВВОДНОЕ. ВВЕДЕНИЕ В БИОЭТИКУ. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЯМ На вводном занятии студенты знакомятся с планом проведения занятий и методикой подготовки к ним. Виды работ 1. Подготовка устного ответа на вопросы семинара, сообщения (реферата) по теме занятия. 2. Конспектирование и анализ документов ВМА, ВОЗ, статей Основ законодательства РФ "Об охране здоровья граждан" и др. 3. Решение задач и тестовых заданий. 4. Участие в дискуссии.
Сообщение (реферат) - форма учебно-исследовательской работы студентов, позволяющая овладевать навыками исследовательской работы, определять степень изученности проблемы, выделять узловые вопросы, делать выводы по теме. Это обобщенное и систематизированное изложение темы на основе изучения источников и литературы, а также мнения и выводов автора сообщения.
Методика написания реферата Порядок работы 1. Составить библиографию по теме. 2. Продумать план работы. 3. Сформулировать проблему, цель работы, актуальность темы. 4. Подготовить выписки из источников и литературы. 5. Скорректировать план и цель работы, подготовить выводы. 6. Написать текст, сформулировать выводы.
Структура работы 1. План или содержание. 2. Введение (постановка проблемы, актуальность темы, цель и задачи работы, обзор источников и литературы) - объем 1-2 страницы. 3. Основная часть (содержит от двух до четырех глав, которые можно разделить на параграфы, и каждая глава обязательно заканчивается выводом) - объем 10-15 страниц. 4. Заключение (обобщает выводы в главах, соответствует поставленной во введении цели) - объем до 1 страницы. 5. Список использованных источников и литературы (не менее 2-3).
-7-
ЗАНЯТИЕ 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|