Международный кодекс медицинской этики
ВМА, Венеция, октябрь, 1983 Общие обязанности врачей ВРАЧ ДОЛЖЕН: - всегда поддерживать наивысшие профессиональные стандарты; - не позволять соображениям собственной выгоды оказывать влияние на свободу и независимость профессионального решения, которое должно приниматься исключительно в интересах пациента; - ставить во главу угла сострадание и уважение к человеческому достоинству пациента и полностью отвечать за все аспекты медицинской помощи, вне зависимости от собственной профессиональной специализации; - быть честным в отношениях с пациентами и коллегами и бороться с теми из своих коллег, которые проявляют некомпетентность или замечены в обмане. С нормами медицинской этики несовместимы: а) самореклама, если она специально не разрешена законами страны и этическим кодексом национальной медицинской ассоциации; б) выплата врачом комиссионных за направление к нему пациента, либо получение платы или иного вознаграждения из любого источника за направление пациента в определенное лечебное учреждение, к определенному специалисту или назначение определенного вида лечения без достаточных медицинских оснований. ВРАЧ ДОЛЖЕН: - уважать права пациентов, коллег, других медицинских работников, а также хранить врачебную тайну; - лишь в интересах пациента в процессе оказания медицинской помощи осуществлять вмешательства, способные ухудшить его физическое или психическое состояние; - быть крайне осторожным, давая информацию об открытиях, новых технологиях и методах лечения через непрофессиональные каналы; - утверждать лишь то, что проверено им лично. Обязанности врача по отношению к больному ВРАЧ ДОЛЖЕН:
- постоянно помнить о своем долге сохранения человеческой жизни; - обращаться к более компетентным коллегам, если необходимое пациенту обследование или лечение выходят за рамки его собственных профессиональных возможностей; - хранить врачебную тайну даже после смерти своего пациента; - всегда оказывать неотложную помощь любому в ней нуждающемуся, за исключением только тех случаев, когда он удостоверился в желании и возможности других лиц сделать все необходимое. - 23 - Обязанности врачей по отношению друг к другу ВРАЧ ДОЛЖЕН: - вести себя по отношению к своим коллегам так, как хотел бы, чтобы они вели себя по отношению к нему; - не переманивать пациентов у своих коллег; - соблюдать принципы Женевской декларации, одобренной Всемирной медицинской ассоциацией. ЖЕНЕВСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ВМА, Женева, сентябрь, 1948
Вступая в члены медицинского сообщества, Я ТОРЖЕСТВЕННО ОБЯЗУЮСЬ посвятить свою жизнь служению идеалам гуманности; Я БУДУ ИСПОЛНЯТЬ мой профессиональный долг по совести и с достоинством; ЗДОРОВЬЕ МОЕГО ПАЦИЕНТА будет моим первейшим вознаграждением; Я БУДУ УВАЖАТЬ доверенные мне секреты даже после смерти моего пациента; Я БУДУ ПОДДЕРЖИВАТЬ всеми моими силами честь и благородные традиции медицинского сообщества; МОИ КОЛЛЕГИ станут моими братьями и сестрами; Я НЕ ПОЗВОЛЮ соображениям пола или возраста, болезни или недееспособности, вероисповедания, этнической или национальной клановости, партийно-политической идеологии, расовой принадлежности, сексуальной ориентации или социального положения встать между исполнением моего долга и моим пациентом; Я БУДУ ПРОЯВЛЯТЬ высочайшее уважение к человеческой жизни с момента ее зачатия и никогда, даже под угрозой, не использую свои медицинские знания в ущерб нормам гуманности; Я ПРИНИМАЮ НА СЕБЯ ЭТИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА торжественно, свободно и честно.
ЗАЯВЛЕНИЕ О ХАЛАТНОМ ОТНОШЕНИИ ВРАЧЕЙ К СВОИМ ОБЯЗАННОСТЯМ ВМА, Марбелла, сентябрь, 1992 1. Увеличение количества жалоб на халатное отношение врачей к своим обязанностям может быть связано: а) с увеличением объема профессиональных знаний и совершенствованием медицинских технологий, что позволяет врачам предпринимать такие медицинские вмешательства, какие были невозможны в прошлом, а это предполагает увеличение степени риска;
- 24 -
б) с навязыванием врачам обязанности при оказании медицинской помощи укладываться в некоторую ограниченную сумму; в) с ошибочным смешением понятий на получение медицинской помощи (что возможно) и права на достижение и поддержание здоровья (чего нельзя гарантировать); г) с возбуждением средствами массовой информации недоверия к врачам, ставящего под сомнение их квалификацию, знания и поведение, что побуждает пациентов подавать жалобы на врачей; д) с побочными последствиями “оборонительной позиции”, которую занимают медики в связи с увеличением количества исков. 2. Необходимо различать “халатное отношение врача к своим обязанностям” и “неблагоприятный исход заболевания, наступивший в процессе оказания медицинской помощи не по вине врача ”: а) под врачебной халатностью следует понимать неспособность провести стандартные медицинские вмешательства при данном состоянии пациента, недостаток квалификации или небрежность в лечении больного, нанесшие прямой ущерб пациенту; б) непредвиденный ущерб, понесенный в процессе лечения, причинение которого не является результатом недостатка квалификации лечащего врача, является неблагоприятным исходом, наступившим в процессе оказания медицинской помощи, и не должен предполагать ответственности врача. 3. Компенсация ущерба пострадавшим пациентам должна определяться законом - отдельно для случаев халатного отношения врачей к своим обязанностям и для случаев неблагоприятного исхода, наступившего в процессе оказания медицинской помощи. 4. Национальные медицинские ассоциации должны проанализировать возможность следующих форм деятельности, направленной на обеспечение паритетных отношений между врачом и пациентом:
a) просветительские программы, информирующие широкие слои населения о риске, связанном с современными методами лечения, а также медицинские образовательные программы, раскрывающие суть “осознанного информированного согласия” и обучающие методикам его получения; б) просветительские программы, раскрывающие пределы медицинских возможностей в условиях ограниченного финансирования; в) просветительские общемедицинские программы в школах и других общественных институтах; г) повышение уровня и качества медицинского образования с акцентом на клиническую квалификацию врачей; д) разработка и реализация программ, направленных на улучшение качества медицинских услуг; е) определение политики в отношении тех врачей, чья квалификация признана недостаточной. Следует предусмотреть возможность временного лишения таких врачей права практики и создание соответствующих систем переподготовки; - 25 -
ж) информирование населения о возможности нанесения в процессе лечения непредвиденного ущерба, причинение которого никак не связано с недостатками квалификации или с небрежностью, а потому не предполагает ответственности врача; з) юридическая защита врачей в случае понесения пациентом непредвиденного ущерба не по вине врача; и) участие в разработке законодательных и подзаконных актов, регулирующих подачу и разбор исков в связи с “врачебной халатностью”; к) активное противодействие произвольному толкованию понятия “врачебная халатность” как юристами, так и законодателями; л) внедрение внесудебных форм разбирательств жалоб на врачебную халатность, например арбитража; м) стимулирование страхования врачей от профессионального риска. Частнопрактикующие врачи должны заключать такие договоры самостоятельно, а если врач работает по найму, то это - обязанность его работодателя; н) участие в принятии решений о выплате компенсаций пациентам, понесшим во время лечения ущерб, не связанный с врачебной халатностью.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|