Исследование организационной структуры Исполнительного комитета Тетюшского муниципального района г. Тетюши
В данном пунтке проведем анализ организационной структуры Исполнительного комитета Тетюшского муниципального района г. Тетюши. Основной целью анализа любой организационной структуры Исполнительного комитета Тетюшского муниципального района г. Тетюши является анализ экономической и управленческой эффективности данной структуры. Основные задачи: определить тип организационной структуры, его достоинства и недостатки для данного муниципального образования; проанализировать распределение функций между подразделениями; проанализировать соответствие полномочий выполняемым функциям. В результате предполагается получить полную картину, отражающую организационную структуру, функции и цели каждого подразделения, выявить возможные проблемы и разработать пути их решения. Анализ состоит из двух этапов: этап. Определение типа организационной структуры. этап. Непосредственно анализ организационной структуры. Этап 1. На данном этапе необходимо определить тип организационной структуры - как видно из схемы на рисунке 2.2.1, организационная структура Исполнительного комитета Тетюшского муниципального района г. Тетюши относится к линейно-функциональному типу. В связи с этим можно сказать, что с одной стороны, нагрузка распределена равномерно и незначительна для руководителя Исполнительного комитета, подразделения выполняют конкретные функции в своей сфере деятельности, но с другой стороны, не всегда достаточно точно определена ответственность за принимаемые решения, возможны конфликты между подразделениями за использование бюджетных средств. Стоит также отметить, что лишь небольшая часть подразделений участвует в формировании доходной части бюджета (КУМИ), в то время как остальные можно считать лишь центрами затрат.
Этап 2. На данном этапе необходимо рассмотреть каждое подразделение в отдельности, проанализировать его функции с точки зрения функционального подхода и имеющиеся для их исполнения полномочия. Говоря о данном примере, можно отметить, что: - подразделения выполняют широкий спектр функций в рамках своей компетенции; подразделения обладают необходимыми полномочиями для выполнения своих функций; каждое подразделение несет ответственность в рамках своей компетенции; численность сотрудников сильно различается от отдела к отделу - часть подразделений нуждается в дополнительных кадрах, в то время как в других, возможно, необходимы сокращения численности персонала. Рассмотрим стоящие перед Исполнительным комитетом Тетюшского муниципального района г. Тетюши и его подразделениями цели, составим дерево целей, оно представлено в Приложении 2. На основе проведенного анализа можно сделать следующие выводы: основную цель, стоящую в Исполнительном комитете Тетюшского муниципального района г. Тетюши, можно разбить на три основных направления: экономическое развитие, социально-культурное развитие муниципального образования и эффективное функционирование Исполнительного комитета; в рамках каждого направления имеются специализированные подразделения; перед каждым подразделением стоят конкретные цели, группы целей и подцели; каждое подразделение обладает достаточными полномочиями для достижения поставленных целей. Не все подразделения расположены в соответствии со стоящими перед ними задачами. Более того, нет подразделения, отвечающего за развитие здравоохранения. Некоторые подразделения Исполнительного комитета Тетюшского муниципального района г. Тетюши выведены в отдельные юридические лица и имеют значительный, по сравнению с другими отделами, штат сотрудников. Рассмотрим данные подразделения более подробно.
Управление образования включает в себя также Экономический отдел Районного отдела образования - всего 10 сотрудников. Данные подразделения выделены в отдельные юридические лица с одной целью - иметь возможность самостоятельно представлять свои интересы, однако при этом, как юридическим лицам, им необходим бухгалтер. Кроме того, в штате каждого такого подразделения (кроме КУМИ) есть специалист информационных технологий, что не является необходимым, так как в структуре Исполнительного комитета есть Отдел информационных технологий, в обязанности которого входит обслуживание рабочих станций и программного обеспечения. Рассмотрим структуру Исполнительного комитета Тетюшского муниципального района с точки зрения результативности. Выделим подразделения, способные приносить доход в муниципальный бюджет, и подразделения, осуществляющие лишь расходование бюджетных средств. Если внимательно взглянуть на структуру Исполнительного комитета муниципального образования Тетюшский муниципальный район, видно, что доходы в муниципальный бюджет может приносить лишь КУМИ, т. к. данное подразделение занимается управлением муниципальной собственностью, т. е. предоставлением в аренду, приватизацией, продажей и т. д. Остальные подразделения в силу специфики своей деятельности не могут способствовать формированию доходов бюджета (Отдел культуры, Отдел образования и т. д.), либо занимаются перераспределением бюджетных средств (Управление финансов). Теперь проведем анализ Исполнительного комитета Тетюшского муниципального района по основным элементам построения организации (централизация, департаментизация, распределение труда, масштаб управляемости, иерархия, уровни управления). . Централизация. Данная структура организации является централизованной, т. к. наблюдается концентрация прав принятия ключевых решений, сосредоточение властных полномочий на верхнем уровне руководства. . Департаментизация. В Исполнительного комитета четко прослеживается функциональная департаментизация, специализированные работы группируются вокруг ресурсов. Так, финансово - экономическое управление управляет деньгами, архив - документами, КУМИ - муниципальным имуществом и т. д.
. Распределение труда. Разделение работ происходит по уровням иерархии, как в целом, так и в отдельных частях, т. е. вертикальная специализация. Работа в Исполнительного комитета не представляет собой постадийное разделение работ, в связи с тем, что нет какого-либо конечного продукта. . Масштаб управляемости. В данном случае на высших уровнях управления наблюдается широкий масштаб управляемости. Так, у главы района в непосредственном подчинении 7 человек (из них три заместителя и четыре начальника отделов); у первого заместителя главы в подчинении 5 начальников отделов. На более низких уровнях масштаб управляемости гораздо меньше, в среднем 3 - 4 человека. Например, в подчинении у главного архитектора района в подчинении 2 ведущих специалиста и один главный специалист. . Иерархия. К менеджерам высшего звена в Исполнительного комитета района относятся: глава района и его первый заместитель. К менеджерам среднего звена можно отнести остальных заместителей главы района и начальников отделов, находящихся в непосредственном подчинении у главы района и его первого заместителя, например, начальника финансово - экономического отдела и заместителя главы района по жизнеобеспечению. К менеджерам низшего звена относятся начальники отелов, находящиеся в подчинении у заместителей главы района: начальник экономического отдела, главный архитектор района, начальнику управления культуры и т. д. . Уровни управления. В Исполнительного комитета можно выделить 4 уровня управления. Первый - это взаимодействие главы района и работников, непосредственно ему подчиненных (первого заместителя, начальника отдела управления делами и т. д.). Второй уровень - это взаимодействие первого заместителя и подчиненных ему руководителей (заместителя главы по социальным вопросам, председателя КУМИ и т. д.). Третий уровень - взаимодействие заместителей главы района и начальников, подотчетных им отделов (например, председателя КУМИ и начальника отдела имущественных отношений). И четвертый уровень - это взаимодействие начальников отделов и специалистов этих отделов.
Исходя из второго пункта, можно сделать следующие выводы. Анализ организационной структуры Исполнительного комитета показал, что она относится к механистическому типу структур и является линейно-функциональной. Главой Исполнительного комитета является руководитель, который осуществляет общее руководство. Контролирует и направляет деятельность Исполнительного комитета Совет депутатов Исполнительного комитета района. Подразделения, имеющие статус юридического лица, имеют сложную структуру, которая должна быть пересмотрена. Основные проблемы, выявленные в результате анализа организационной структуры муниципального образования Тетюшского района является отсутствие подразделения, отвечающее за развитие здравоохранения. Так же организационная структура нерациональна, т. к. часть подразделений располагаются не в своей сфере деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|