Социологическая дисциплина
Глава 1. Социология политики Пьера Бурдье – самостоятельная 1.1 Основные методологические критерии формирования самостоятельной социологической дисциплины
Специальные социологические дисциплины – это такие теории, которые являются теоретическими обобщениями, объясняющие качественную специфику развития и функционирования многообразия социальных явлений. Каждая специальная социологическая теория имеет свой объект и предмет исследования, свой подход к изучению этого предмета. Становление и формирование самостоятельной социологической дисциплины, специальной теории означает: - открытие, формулирование специфических закономерностей развития и функционирования группы однородных явлений и процессов; - открытие социальных механизмов функционирования этих явлений и процессов; - выработку для изучаемого объекта (явления, процесса, группы и так далее) своей системы категориально-понятийного аппарата, такой системы, которая не противоречит закономерностям развития и функционирования объекта как части целого[7, с.72]. Специальные теории характеризуются высоким уровнем абстракции и позволяют рассмотреть один и тот же объект, ту или иную социальную общность под определённым углом зрения, выделить тот или иной интересующий социолога «срез» изучаемого объекта, его «уровень», «сторону»[6, с.92]. Для специальных социологических дисциплин характерно: а) установление объективных взаимосвязей изучаемой предметной области с целостностью общественной системы в прошлом, настоящем и будущем; б) выявление специфических, характерных для данной предметной области внутренних связей и закономерностей.
Самостоятельным дисциплинам присущи широкие междисциплинарные связи с другими отраслями обществознания и другими науками. Они ориентированы на управление и планирование социальных процессов, как правило, в краткосрочной перспективе и в специальных, частных областях общественной жизни. Социология группового поведения, социальной мобильности, социология семьи, политики, спорта, труда, экономики и так далее – каждая из выделенных разновидностей социологического знания имеет свой собственный слой теоретического и эмпирического исследования. Поэтому каждая дисциплина имеет свою теоретическую базу и свой эмпирический материал, соответствующий определённому региону, собранный и обработанный по определённой методике. Таким образом, самостоятельная социологическая дисциплина – это концепция, объясняющая функционирование и развитие частных социальных процессов; область социологического знания, имеющая своим предметом исследование относительно самостоятельных сфер социальной жизни отдельных видов социальной деятельности и социальных общностей, закономерности их развития и функционирования. 1.2 Предмет, объект и категориальный аппарат социологии политики Для социологии политики как самостоятельная социологическая дисциплина имеет свой предмет, объект и понятийно-категориальный аппарат. Для социологии политики характерна направленность на изучение власти, анализ политических процессов с позиций их восприятия и отражения в сознании и поведении людей. Этот подход Ж. Т. Тощенко в «Политической социологии» выразила следующим образом: то, насколько глубоко, серьёзно, основательно воспринимают люди политические процессы, как они относятся к ним и насколько намерены содействовать или противостоять им, - придаёт социологии политики качественную определённость и отличает её от других политических наук.
Объект социологии политики представлен политической жизнью гражданского общества, которое определяется как совокупность определённым образом организованных исторически сложившихся форм и ценностей совместной жизнедеятельности, которые созданы и функционируют на основе свободного волеизъявления и которыми люди руководствуются во всех сферах общественной жизни[10, с.12]. Политическая социология раскрывает отношение общества к государству и институтам распределения и формирования власти, которое проявляется прежде всего в направленности политического сознания и политического поведения людей. Политическая социология призвана ответить на вопрос, как осознаются индивидуумом, социальными группами и слоями, партиями и общественными организациями существующая политическая реальность, властные отношения, политические права и свободы. Это даёт основание представить, как гражданское общество соотносится и взаимодействует с политическими институтами и структурами. Предметом политической социологии у Тощенко выступает политическое сознание и поведение личности как субъекта политической жизни. Являясь элементом группы, слоя или этнической общности, личность в то же время представляет собой самостоятельный феномен, который в зависимости от конкретных обстоятельств включается в политическую деятельность, олицетворяет ту или иную степень воплощения политической свободы данного общества. Каждый человек – субъект политических отношений, и любое отстранение людей от участия в политической жизни чревато серьёзными последствиями. А.Н. Елсуков называет предметом социологии политики исследование социальных механизмов власти и влияния в обществе на различных этапах его развития и в разных формах его функционирования. При этом в состав социального механизма включаются как деятельностные моменты, обеспечивающие достижение политических целей, так и естественные, определяющие характер политического процесса, таким образом, многообразие социальных механизмов, благодаря которым обеспечивается формирование и функционирование динамичного, но вместе с тем устойчивого политического порядка, является тем специфическим признаком, благодаря которому предмет социологии политики выделяется из предмета политологии и отличается от предметов других политологических дисциплин[8, c.322].
Итак, содержание политической социологии представляет исследование процессов реализации интересов людей, политических партий и объединений, классов, наций, социальных групп, добровольных организаций по сознательному использованию ими власти, удовлетворению их политических интересов. Социология политики изучает властные отношения, которые всегда направлены на защиту определённых политических сил, закрепление и развитие достигнутых ими завоеваний, на создание новых предпосылок для дальнейшего упрочения их положения, достижения ими подчинения или консенсуса. Таким образом, предметом политической социологии выступают политическое сознание и политическое поведение людей, воплощающееся в деятельности государственных и общественных институтов и организаций, а также в механизмах их воздействия на процесс функционирования власти в конкретных социально-исторических условиях. Категориальный аппарат социологии политики объединяет понятия власти, политической системы, политической деятельности, политического поведения, политического сознания культуры личности как субъекта политической жизни. Ядром политики в целом является борьба за завоевание, удержание и использование власти. Отсюда власть – ключевая категория в политической социологии. Это первооснова, суть политических отношений, важнейшее конституирующие качество политики. Политическая власть есть реальная способность социальных сил реализовать свои специфические объективные интересы, проводить свою волю в политике и правовых нормах. [9, с.12]. Власть даёт возможность конкурирующим социальнвм группам распределять ценности, блага в соответствии с весомостью их влияния. Категория «политическая система», наряду с категорией «власть» занимает центральное место в политической социологии. В самом широком смысле политическая система представляет собой совокупность отношений по поводу участия в политической власти; это особая реальность, которая качественно отличается от других систем общества и развивается в соответствии с собственной логикой. Существование политической системы невозможно без наличия и функционирования в её составе определённых компонентов. Прежде всего это политическое сообщество – совокупность людей, стоящих на разных ступенях политической иерархии, но связанных вместе определённой политической культурой, знаниями о политике, историей страны, традициями и ценностными ориентациями, а также чувствами в отношении политической системы и целей правления. Второй необходимый компонент – должностные лица, решения которых признаются политическим сообществом как обязательные. Третий компонент – правовые нормы и нормы политической этики, которые регулируют работу системы, методы, способы осуществления политической власти. Территория, четвёртый компонент политической системы, выполняет связующую роль и имеет определённые границы.
Политическая система обладает определённой структурой – устойчивыми элементами и устойчивыми связями между этими элементами. Политически структуры включают в себя различные организации, как собственно политические – государство, политические партии, так и не политического характера, которые могут преследовать серьёзные политические интересы, например, профсоюзы, объединения предпринимателей, церковь и другие. Главным же для социологии политики становится исследование личности как субъекта политической жизни. Являясь структурным элементом класса и нации, личность в то же время, в зависимости от конкретных обстоятельств, самостоятельно «включается» в политическую деятельность, олицетворяя ту или иную степень воплощения политических отношений любого общества[8, с.319]. Политическая деятельность - сознательное и добровольное вмешательство отдельного человека или группы в отношения власти и подчинения данной системы с целью приспособления её к своим интересам, идеалам и ценностям. Политические отношения – важный акцент изучения политической социологии. Это взаимодействие субъектов политики и власти, при котором происходит их объединение или разобщение, обмен информацией, знаниями, влиянием, передача волевых побуждений от одного субъекта другому[9, с.435]. Восприятие субъектом той части окружающей его действительности, которая связана с политикой и в которую включён он сам, а также связанные с ней действия и состояния составляют политическое сознание личности. Таким образом, изучая власть и её использование в политической системе, социология политики акцентирует внимание на изучении личности как субъекта политической жизни, обладающей политическим сознанием и культурой, осуществляющей политическую деятельность и олицетворяющей ту или иную степень воплощения политических отношений общества.
1.3 Предмет, объект и категориальный аппарат социологии политики Бурдье Считаю нужным отметить, что Пьер Бурдье всегда был решительно против идентификации своих взглядов на общество и социальный мир в целом, против названия их «теорией», подчёркивая, что его работы направлены не на анализ существующих понятий или нового категориального аппарата, но на изучение действительных социальных явлений с помощью определённых социологических «инструментов». Бурдье – практический социолог, социальный критик, выступающий против «чистой», не находящей применения теории. Все основные понятия его концепции – поле, агент, габитус, капитал, власть – а также логика и методология работы с ними раскрываются лишь в социологическом исследовании, в самой жизненной практике. Бурдье в своих работах, касающихся анализа политики, не оценивает сиюминутную расстановку политических сил, он предлагает социологический инструмент анализа политики как специфической социальной реальности. Бурдье изучает сам механизм формирования политических партий и политических мнений; рассматривает специфические принципы распределения в поле политики доминирующих и доминируемых позиций власти, а также механизмы легитимного насилия и навязывание определённого видения распределения политических сил. Объектом социологии политики Пьера Бурдье, на мой взгляд, является поле политики, а предметом – механизм формирование политических представлений и мнений, распределеие власти, позиций и политических сил. Для понимания теории полей и всей концепции французского социолога важно рассмотреть видение Пьером Бурдье социальной действительности в целом. Рассуждая о социальном пространстве, Бурдье решительно отвергает господствующие в его время интеллектуальные традиции в социологии. Марксизм, структурализм и конструктивизм, объективизм и субъективизм, реализм и номенализм – он не принимает ни одно из этих течений. Одни традиции осуждает за то, что на передний план выдвигают индивида и умалчивают о социальных отношениях между ними, другие – за то, что акцентируют внимание на отношениях в ущерб реальным людям. Главной задачей своих работ видел преодоление оппозиции объективизма и субъективизма: «... оба подхода - объективистский и субъективистский - находятся в диалектической связи и что даже если субъективистский подход, когда его берут изолированно, кажется очень близким интеракционизму или этнометодологии, он отделен от них радикальным отличием: точки зрения фиксируются как таковые и соотносятся с позициями соответствующих агентов в структуре» [1, c.184–185]. Хотя свой подход Бурдье никак не квалифицирует, не относит к существующим традициям в социологии, его можно назвать интегралистским[5, с.25]. Социология, по мнению Бурдье, представляет собой социальную топологию. Идею топологии Бурдье взял из физики; социальная топология – наиболее продвинутая геометрическая парадигма, принятая физиками в конце XX века. Термин «топология» (от греч. topos – место и logos – закон) ввёл в научный оборот И.Б. Листинг в 1847 году. Топология – раздел математики, изучающий топологические свойства фигур, то есть свойства, не изменяющиеся при любых деформациях, производимых без разрывов и склеиваний. Топологическое пространство - множество элементов любой природы, в котором тем или иным способом определены предельные отношения. Из топологической теории размерности следует, что размерность пространства задаётся размерностью порождающего его элемента. Люди как биологические индивиды и социальные агенты выступают порождающим элементом в топологии Бурдье. Они перемещаются в физическом пространстве, сталкиваются, притягиваются и совершают прочие физические действия. Как биологические существа люди размещаются в физическом пространстве, занимая определённые место и объём. «Занимаемое место может быть определено как площадь, поверхность и объём, который занимает агент или предмет, его размеры или, ещё лучше, его габариты (как иногда говорят о машине или о мебели)». [3, с. 33]. Это место можно определить абсолютно: как ту пространственную точку, где в данный момент времени располагается агент или предмет, где он локализован. Относительно же место, занимаемое агентом, можно определить как позицию или ранг в социальной иерархии. Бурдье вводит понятие агента в противоположность субъекту и индивиду, чтобы отойти от структуралистского и феноменологического подходов к изучению социальной реальности. Он подчеркивает, что понятие “субъект” используется в широко распространенных представлениях о “моделях”, “структурах”, “правилах”, когда исследователь как бы встает на объективистскую точку зрения, видя в субъекте марионетку, которой управляет структура, и лишает его собственной активности. В этом случае субъект рассматривается как тот, кто реализует сознательную целенаправленную практику, подчиняясь определенному правилу. Агенты же у Бурдье “не являются автоматами, отлаженными как часы в соответствии с законами механики, которые им неведомы”. Агенты осуществляют стратегии - своеобразные системы практики, движимые целью, но не направляемые сознательно этой целью. Практика– это всё то, что социальный агент делает сам и с чем он встречается в социальном мире; представляет собой изменение социального мира, производимое агентом. Социология Пьера Бурдье смещена в сторону социальных агентов. По его мнению, человеческие существа являются в одно и то же время биологическими индивидами и социальными агентами. Являясь существом природным, человек обладает телом, потребностями, мотивацией и множеством иных свойств. Но Бурдье нигде обстоятельно не анализирует инстинктивное поведение, потребности и мотивацию, сходство между человеком и животными. Биологическая составляющая, которая, по расчётам современных учёных, занимает никак не менее 50% в человеческом существе, не оказалась серьёзным инструментом анализа у Бурдье. Он анализирует социальную составляющую человеческого существа. Способность агентов спонтанно ориентироваться в социальном пространстве и более или менее адекватно реагировать на события и ситуации, способность, складывающаяся в результате огромной работы по образовнию и воспитанию в процессе социализации, кристаллизуется в определённый, соответствующий социальным условиям становления индивида, тип габитуса[11, с.13]. Габитус – одно из главных понятий социологического учения Бурдье. Социальное пространство структурируется объективно – существующими социальными отношениями, и субъективно – представлениями людей об окружающем мире. Люди, понимаемые как агенты социального процесса, производят практики и через них влияют на изменение социальной структуры. Габитус порождает и структурирует практику агентов, их представления. Таким образом, Пьер Бурдье определяет габитус как “систему устойчивых и переносимых диспозиций”. Диспозиции – это склонности воспринимать, чувствовать, поступать и мыслить определённым образом, чаще всего бессознательно усвоенные каждым индивидом вследствие объективных условий его существования. Эти диспозиции устойчивы, переносимы и образуют систему, поскольку стремятся объединиться. В габитусе воплощены способы оценивания и мышления, эстетический вкус, манера поведения и речи, характерный стиль и образ жизни, которые отличают представителя одного класса, профессии, национальности от других. Возвращаясь к рассмотрению политической социологии Пьера Бурдье, анализ её категориального аппарата начну с одного из ключевых понятий концепции - понятия поля. Социальное пространство, по Бурдье, представляет собой ансамбль разного типа полей, в том числе политических, религиозных, экономических, этнических, которые живут по собственным законам. Таким образом, Бурдье трактует пространство как поле сил, а точнее как совокупность объективных отношений сил, которые навязываются всем входящим в него и которые несводимы к намерениям индивидуальных агентов равно, как и к их взаимодействию. Категория поля обозначает специфическую систему объективных связей между различными позициями, находящимися в альянсе или в конфликте, в конкуренции или кооперации. Бурдье называет поля “автономными универсумами”, своего рода “игровыми площадками”, на каждой из которых игры ведутся по своим особым правилам. Ставка игры – общая для всех полей – претензия на навязывание легитимного видения социального мира, принципов восприятия, оценивания, выражения и деления социального мира. Агенты, действующие в поле, наделены постоянными диспозициями, усвоенными за время нахождения в нём. Однако позиции агентов должны рассматриваться только во взаимных отношениях. Принцип относительности – важнейший для понимания теории полей и всей концепции Пьера Бурдье. Агенты определяются через занимаемые ими в поле позиции, отличающиеся друг от друга сочетанием объективированных в них капиталов и, как следствие, специфической властью и влиянием, получаемой материальной и символической прибылью, ценой, которую надо заплатить, чтобы их занять. Поля прежде всего специфичны, в них происходят игры с призами и ставками совершенно различной природы. С другой стороны, поля гомологичны, т. е. структурно подобны: в каждом поле происходит борьба за обладание специфической формой капитала между доминирующими и подчиненными группами (классами). Таким образом, формирование понятия “поля” обусловлено тем, что совокупность всех социальных отношений не есть нечто однородное – оно обладает определённой структурой. Поле политики у Бурдье – не что-то статичное, неизменное, объективно нам данное и не зависящее от нас, - это то, что постоянно формируется и воспроизводится с помощью политическиой практики, это и условие, и результат практики. Социолог рассматривает поле политики как рынок, в котором существует производство, спрос и предложение. Это место, где в конкурентной борьбе между агентами, которые оказываются в неё втянутыми, производится политическая продукция – политические партии, программы, мнения, позиции, концепции, события и комментарии. При рассмотрении политического поля в логике спроса и предложения, обычные граждане предстают в положении потребителя. Риск ошибиться и выбрать некачественный “товар” тем больше, чем дальше человек находится от места производства. Становление государственной монополии на легитимное физическое и символическое насилие приводит к образованию поля политики – пространства борьбы за монопольное обладание выгодами, связанными с этой монополией. Борьба политических сил в рамках анализируемого поля – нормальный процесс в демократическом обществе. В центре внимания политиков и политических группировок – электорат. Отсюда цель борьбы в политическом поле – борьба за голоса избирателей – мобилизация активного электората и привлечение пассивного. Для достижения успеха в этой борьбе противостоящие друг другу стороны используют различные методы воздействия на тех, за кем остаётся право окончательного выбора. Пьер Бурдье отмечает такую особенность политического поля как обладание высокой степенью рефракции, то есть способностью переформулировать любую социальную или экономическую проблему в специфически политических терминах. Так, поле политики сплошь и рядом подчиняет логику и проблематику социологичесих исследований политической логике, и ставит, таким образом, социальные науки себе на службу. Рассмотрение природы различных благ, которые индивиды ставят на карту в борьбе за занятие определённой позиции в поле, привело Бурдье к выводу, что за всем богатством скрываются различные категории капиталов. Таким образом, согласно Бурдье, существует не один капитал, на чём настаивали Маркс и «марксисты», а множество капиталов. Так, нам предлагается многомерное видение социального пространства, состоящее из множества автономных полей, каждое из которых определяет специфические способы доминирования. Композиция видов капитала и определяет соотношение сил между социальными агентами в каждом субполе в определённый момент времени. Капитал – важная категория в социологической концепции Пьера Бурдье. От начального капитала зависит способность агента господствовать в присвоенном (овеществлённом) пространстве. Бурдье выделяет такие виды капитала: экономический, культурный, социальный и символический. Экономический капитал – это обладание материальными благами, к которым можно отнести деньги, помогающие занять преимущественное место в поле, а также любой товар в широком понимании этого слова. Культурный капитал – образование (общее, профессиональное, специальное) и соответствующий диплом, а также тот культурный уровень индивида, который ему достался от семьи и усвоен в процессе социализации. Социальный капитал – ресурсы, связанные с принадлежностью к группе: сеть мобилизующих связей, которыми нельзя воспользоваться иначе, как посредство группы, обладающей властью и способностью оказать «услугу за услугу» (семья, друзья, церковь, ассоциация, спортивный или культурный клуб и т. п.). Символический капитал – разновидность социального, связанный с обладанием определённым авторитетом, репутацией; это капитал признания группой равных и внешними инстанциями (публикой). Это престиж, имя и тому подобное. Распределение капиталов между агентами проявляется как распределение власти и влияния в этом пространстве. Каждый вид капитала распознаётся набором общественно значимых (или легитимированных) признаков. Для экономической собственности этот признак – документ, подтверждающий право владения, для культурной – диплом или учёное звание, для социального капитала – дворянский титул. Следует отметить, что обозначенные виды капиталов являются не только ставками в игре, её выигрышем, но и условиями вхождения в саму игру. Специфические знания и навыки, признанный статус, связи - это те виды капитала, которыми должен располагать агент, для того, что производить политическую стратегию, представлять себя в политическом действии. Политическая стратегия – это реализация необходимости, присущей политической ситуации, она не является результатом сознательного стремления на основе знания. Она определяется внешними обстоятельствами и определяется требованиями конкретной ситуации. Понятие власти как одной из основных категорий политической социологии раскрывется Бурдье следующим образом. В его концепции власть имеет не только и не столько политический смысл. Власть определяется мерой владения капиталом. Она даёт возможность одних социальных агентов влиять на других помимо их воли и желания. Подобное происходит практически в каждой области общественной жизни: богатые влияют на бедных, образованные – на необразованных. Символический или интеллектуальный капитал, которые вводит в свою концепцию Бурдье, описывает уникальную ситуацию, при которой бедный, но образованный может повлиять на богатого, но некомпетентного в качестве его советника, священника или судьи, например. У Бурдье власть денег и власть знаний эквивалентны по своим возможностям, а на чьей стороне будет победа, зависит от конкретного общества и проходимой им стадии развития. Видами власти поле политики являются активные характеристики агентов, их способность действовать эффективно. Каждая политическая позиция описывается специфическими сочетаниями этих характеристик, определена отношениями с другими позициями. Место, где соединяются различные поля и капиталы, Пьер Бурдье называет полем власти. Это та точка, в которой сталкиваются агенты, занимающие доминирующее положение в различных полях, это “поле борьбы за власть между обладателями различных форм власти”. Всё в поле политики – позиции, агенты, институты, программные заявления, комментарии – может быть понято исключительно через соотношение, сравнение и противопоставление. Таким образом, социология политики Пьера Бурдье как специальная социологическая теория имеет свой объект исследования – поле политики, предмет – механизм формирование политических представлений и мнений, распределеие власти, позиций и политических сил. В рамках концепции выработан свой специфический понятийно-категориальный аппарат, включающий понятия агента, поля, габитуса, власти и капитала.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|