Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общественное мнение не существует

 

Общественное мнение – специфическое проявление общественного сознания, сложное духовное образование, выражающееся в оценках (как в вербальной, так и в невербальной форме) и характеризующее явное или скрытое отношение к актуальным проблемам действительности, присущее отдельным группам, социальным общностям или обществу в целом [8, с.429].

Доклад Пьера Бурдье под провокационным названием «Общественное мнение не существует» был опубликован в 1973 году во французском журнале «Пан Модерн». В начале 70-х годов практика проведения опросов общественного мнения была очень распространена, поэтому статья Бурдье стала широко читаемой, комментируемой и цитируемой среди социологов и политологов. По мнению автора, общественное мнение не существует в том значении, которое принято теми, кто осуществляет опросы и теми, кто использует их результаты, в общем, «кто заинтересован в утверждении его существования». Главной целью статьи было повлиять на веру прессы и политических кругов в научность практики опросов общественного мнения.

Строго анализируя функционирование и назначение опросов общественного мнения, Бурдье ставит под сомнение и оспаривает три постулата, неявно задействованных в опросах. Их можно сформулировать так:

1. все люди могут иметь собственное мнение;

2. все мнения значимы и имеют одну и ту же реальную силу;

3. вопросы заслуживают быть заданными, то есть существует согласие в отношении определённой проблематики.

Таким образом, в своей статье, автор подчёркивает, что изучение общественного мнения путём простой постановки одних вопросов для индивидов из разных социальных выборочных групп и суммирование этих ответов, даёт возможность утверждать, что все имеют собственное мнение, а также, что все мнения с социологической точки зрения равноценны.

Зондаж общественного мнения сегодня, утверждает социолог, представляет собой инструмент политического действия. Посредством опросов общественного мнения внушается иллюзия того, что существует неоспоримое общественное мнение, получаемое исключительно путём сложения индивидуальных мнений, некое среднее мнение, вроде среднего арифметического всех опрошенных мнений.

Таким образом, проблематика, предлагаемая исследованиями общественного мнения подчинена политическим интересам, заботам «штатных политиков», что очень сильно сказывается и на значении ответов и на значении, которое придаётся публикации результатов. Институты зондажей, проводящие опросы, на самом деле не измеряют «общественное мнение», а производят артефакты, так как общественное мнение - это надиндивидуальный феномен, который нельзя опросить, а можно лишь изучать.

Достижение согласия мнений в отношении исследуемой проблематики осуществляется, по мнению Бурдье, с помощью ряда приёмов, одним из которых является игнорирование при подсчёте результатов опроса «отказов от ответа». Социолог наблюдает связь между отказом от ответа группы индивидов и характером задаваемого вопроса. Например, чем более вопрос связан с политикой, тем меньший процент женщин отвечает на него. Простой анализ статистических данных о «не ответивших» даёт информацию о значении этого вопроса, а также о рассматриваемой категории респондентов.

 Главной задачей исследователя Бурдье видит выяснение, на какой вопрос различные категории респондентов дали, по их мнению, ответ. Наиболее неблагоприятным эффектом изучения общественного мнения автор считает то,  что перед людьми ставят вопросы, которыми они не задавались, которые в реальности не встают перед ними, то есть опрашиваемым навязывают проблематику. Эффект навязывания проблематики производится любым опросом общественного мнения, и любым вопросом политического характера, считает Бурдье. В зависимости от положения конкретных индивидов в социальной иерархии, вопросы будут восприниматься по-разному: например, вопросы, в центре которых моральные проблемы, могут восприниматься людьми высших классов как политические, но эти же вопросы тем чаще воспринимаются людьми как этические проблемы, чем ниже эти люди находятся в социальной иерархии. Так, путём навязывания проблематики, этические ответы трансформируются в политические, что является одним из эффектов опроса.

В ходе анализа Бурдье обнаруживает ещё одну закономерность: мнений по проблеме тем больше, чем более в ней заинтересованы. Вероятность наличия мнения колеблется в зависимости от вероятности распоряжаться тем, по поводу чего выражается мнение. В качестве объекта высказываний общественности выступают лишь те события и явления действительности, которые вызывают общественный интерес, отличаются социальной значимостью и актуальностью.

Для характеристики принципов производства общественного мнения Бурдье использует понятия политической компетенции и «классового этоса».

Вероятность иметь мнение о всех вопросах, предполагающих политические знания, Бурдье сравнивает с вероятностью быть завсегдатаем музеев. Соответственно уровню образования варьирует политическая компетенция, которая и предопределяет ответ, по мнению социолога. Политическая компетенция измеряется тонкостью восприятия. Здесь Бурдье проводит аналогию со сферой эстетики, когда человек может различать пять, шесть последовательных стилей художника, рассуждать о произведении искусства как о произведении искусства вообще с помощью категорий восприятия его композиции, структуры и так далее. Итак, условием адекватного ответа на политический вопрос является способность представить его как политический и применить к нему чисто политические категории.

«Классовый этосом» Бурдье называет систему скрытых ценностей, усвоенных людьми с детства, в соответствии с которой они вырабатывают ответы на самые разнообразные вопросы. Таким образом, масса ответов, считающихся ответами по поводу политики, на самом деле производятся в соответствии с классовым этосом, и при интерпретации в политической сфере они могут приобретать совершенно иное значение.

Так, эти два принципа, собственно политический и этический, представляющий собой предрасположенность, не порождают мнение, претендующее на статус общественного – сформировавшееся высказывание, претендующее на связность выражения, общественный резонанс и признание.

Таким образом, Бурьде показал, что для того, чтобы выявить общественное мнение путём опроса нужно:

1. Оценить значимость проблемы, так как если проблема не значима, то никакого общественного мнения по ней не существует.

2. Выявить уровень информированности и компетентности опрашиваемых людей, так как нельзя ответы некомпетентных и не информированных приравнивать и суммировать с ответами компетентных и информированных по данной проблеме.

 П. Бурдье не останавливается только на критике институтов зондажей, а предлагает свою социологическую теорию производства мнений. В двух других своих статьях, опубликованных в 1976 и 1977 годах, на основе вторичного анализа различных анкет общественного мнения, Бурдье показывает, что вероятность иметь личное мнение варьируется в зависимости от социальной группы, в частности от культурного капитала индивидов и, главное, что компетенция при ответе на политический вопрос неразрывно связана с социальным статусом, образованием и профессией индивида. Бурдье считает недопустимым то обстоятельство, что организаторы опросов смешивают и присоединяют друг к другу ответы, которые, хотя формально и идентичны, но произведены с разной логикой.

Итак, общественное мнение, по Бурдье, нечто целое, формирование, которое больше простой совокупности суждений людей. Результаты опросов нужно изучать и взвешивать, а не просто суммировать, игнорируя сформированные мнения, группы давления, мобилизованные вокруг системы в виде сформулированных интересов, и предрасположенности людей, которые могут не выражаться в виде явных высказываний, но направлять их выбор в самых различных областях. Сам Пьер Бурдье методов или технологий проведения опросов не предлагает, а только формулирует проблему в целом.


                           ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог своей работы, могу заключить, что социология политики Пьера Бурдье представляет собой самостоятельную социологическую дисциплину, в рамках которой изучается поле политики с точки зрения механизмов формирования политических представлений и мнений, распределения власти, позиций и политических сил.

Используя свой специфический подход к изучению предмета исследования, основанный на эмпирическом материале, Бурдье открыл и сформулировал закономерности развития многих явлений и процессов, присущих полю политики, которые можно проанализировать с помощью выработанного им категориально-понятийного аппарата. Концепции Пьера Бурдье присущи широкие междисциплинарные связи с другими отраслями обществознания и другими науками: его видение сочетает подходы и приёмы из области антропологии, истории, лингвистики, философии, эстетики и политических наук.

Тот факт, что 26 его монографий и десятки статей были переведены на все европейские языки, говорит об универсальном характере концепции французского социолога. Политические закономерности, окрытые и сформулированные Бурдье могут быть перенесены и на поле политики нашей страны. Перевод его книг на русский язык подтверждает интерес к его работам, актуальность его взглядов в настоящее время.

 


БИБЛИОГРАФИЯ

1. Бурдье П. Начала/Пер с фр. Н.Л. Шматко. – М.: Socio-Logos, 1994.

2. Бурдье П. Практический смысл/Пер с фр. Н.Л. Шматко. – М.: Институт эспериментальной социологии; Спб. Алетейя, 2001.

3. Бурдье П. Социология политики: М. Socio-Logos, 1993.

4. Бурдье П. Структуры, габитус, практики/Современная социологическая теория. Бурдье, Гидденс, Хабермас. – Новосибирск, 1995.

5. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: в 15 т. Том 5: Социальная структура. – М.: Инфра-М., 2004. – 1096с.

6. Социология. Основы общей теории: Учеб. пособие/Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 461с.

7. Социология: Учебник/П.Д. Павленок. – М., 2002.

8. Социология. Учебное пособие/А.Н. Елсуков, Е.М. Бабосов, А.Н. Данилов. – М.: НТООО «Тетрасистемс», 1995. – 560с.

9. Политология: убеник для вузов/С.В. Решетников. – 5-е изд. – Мн.: «Тетрасистемс», 2005. – 448с.

10.  Политическая социология: Учебник/ред. Ж.Т. Тощенко. – М.: Юнити-ДАНА, 2002. – 495с.

11.  Шматко Н.А. Введение в социоанализ Пьера Бурдье. Бурдье П. Социология политики, М.: Socio-Logos, 1993.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...