Контроль, как элемент управленческого труда. Понятие контроллинга
Управление – это процесс, направленный на достижение целей организации, представляющий собой последовательность управленческих действий по решению ряда конкретных производственных и социальных задач. Эти действия называют функциями управления, к ним относят: планирование, организацию, координацию, мотивацию и контроль. Функция контроля – это вид управленческой деятельности с целью удержания организации на выбранной траектории развития посредством сравнения показателей деятельности с установленными стандартами и принятия необходимых мер при отклонениях. Созданная в организации система контроля обеспечивает обратную связь между ожиданиями, первоначальными планами и достигнутыми показателями. При этом решаются следующие задачи: – определение достигнутого уровня; – анализ причин отклонения от намеченных ориентиров; – решение о внесении необходимых изменений в деятельность организации; – анализ позитивных и негативных воздействий контроля; – накопление опыта для последующей выработки целей. Контроль тесно связан с другими функциями менеджмента, любая из которых включает элементы контроля. Для эффективного осуществления контроля требуются следующие элементы: – определение цели и концепции контроля (цель, предмет, контролирующий орган, принятая система контроля); – установление норм контроля: этических, правовых, производственных и т.п.; – выбор методов (независимый контроль, самоконтроль, привлечение специалистов и т.д.); – определение объема и области (финансовый, контроль качества продукции. производительности труда и т.п.). Управленческий контроль осуществляется на двух организационных уровнях: 1) оперативный (контроль за производственно-хозяйственной деятельностью, технологическим процессом, контроль качества продукции, осуществляемый на уровне операций);
2) стратегический контроль, определяющий эффективность работы организации, использования ресурсов. Виды контроля представлены на рис. 2.
Выделяют следующие типы контроля: предварительный, текущий и заключительный. Задача предварительного контроля – проверка готовности организации к началу работ. К средствам реализации осуществления предварительного контроля относится реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Предварительный контроль направлен на области: – персонала: тщательный анализ деловых и профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения должностных обязанностей; – материальных ресурсов: выработка стандартов минимально допустимого их качества, проведение проверок поступающего сырья для производства, выбор поставщиков, обеспечение материальных запасов; – финансовых ресурсов: бюджет, позволяющий осуществить функцию планирования, предельные уровни затрат. Предварительный контроль означает контроль посредством отбора ресурсов и направления развития так, чтобы препятствовать возникновению возможных проблем. На стратегическом уровне вводится на выявление в окружении изменений, способных повлиять на долгосрочные цели организации. Текущий контроль осуществляется в ходе проведения работ по промежуточным целям, «точкам контроля». Чем продолжительнее период выполнения плана, тем больше таких точек, а промежутки между ними короче. Система текущего контроля включает следующие блоки: – информационный – перечень параметров, подлежащих проверке; – оценочный, воспринимающий и анализирующий поступающую информацию о внутренних и внешних событиях и определяющий их соответствие тому, что было запланирован;
– механизм корректировки. Текущий контроль на оперативном уровне призван обеспечить выполнение всех работ и событий в соответствии с планом. На стратегическом уровне сосредотачивается внимание на квартальных результатах и ключевых точках, для того, чтобы оценить весь производственный процесс и траекторию его развития в целом и внести коррективы. Заключительный контроль на оперативном уровне выполняет функции: – обеспечивает менеджеров информацией, для оценки эффективности деятельности; – его результаты образуют базу для оценки и вознаграждения персонала; – воздействуют на менеджеров, ответственных за обеспечение и осуществление производственного процесса, с целью их активизации. Заключительный контроль на стратегическом уровне обеспечивает высших руководителей информацией, используемой для корректировки или изменения будущих планов организации и совершенствования процесса стратегического планирования. Контроль представляет собой непрерывный процесс. Эффективность контроля определяется следующими требованиями к его осуществлению. 1. Объяснение персоналу сущности проводимого контроля как корректирующего процесса. Недопущение чрезмерного контроля, который воспринимается как тактика давления и ограничитель свободы. 2. Обеспечение гибкости, выбор стиля контроля, в целях избегания неточности и деспотичности и преодоления сопротивления людей. 3. Организация взаимосвязей процессов планирования и контроля таким образом, чтобы исключить использование непригодной информации. 4. обеспечение стратегического характера контроля, основанного на контроле приоритетных направлений деятельности. 5. Ориентация контроля на результаты и задачи, стоящие перед организацией, и оценка эффективности контроля с точки зрения достижения целей и возможности осуществления стратегического планирования. 6. Формирование механизма контроля, соответствующему виду деятельности и обеспечивающему своевременность. 7. Контроль должен быть простым и основываться на несложных методах. 8. Общие затраты на систему контроля не должны превосходить создаваемые преимущества. Контроль экономически оправдан, если отношение затрат к возможной прибыли остается достаточно низким. [2] Таким образом, с помощью контроля выявляются не только недостатки, но и позитивные тенденции в деятельности организации, которые необходимо развивать. Следовательно, одна из основных функций контроля – всемерное поддержание всего успешного, что способствует развитию и эффективному функционированию организации на рынке.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|