Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика внутренней среды организации (ресурсы, структура, культура)




 

Внутренняя среда организации – это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и непосредственное влияние на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как взаимодействие менеджеров и рабочих; наем, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками. Организационный срез включает в себя: коммуникационные процессы, организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения. В производственный срез входят изготовление продукции; снабжение и ведение складского хозяйства; облуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок. Маркетинговый срез внутренней среды охватывает все процессы, связанные с реализацией продукции. Финансовый срез включает в себя, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств. Внутренняя среда организации полностью пронизывается организационной культурой, которая является основой жизненного потенциала фирмы. Применительно к организациям термин «организационная культура» охватывает область явлений духовной и материальной жизни коллектива:

· доминирующие в нем моральные нормы и ценности;

· принятый кодекс поведения и укоренившиеся ритуалы и традиции, функционально ориентированные верования и ожидания;

· установленные стандарты качества выпускаемой продукции (услуг);

· символику, посредством которой ценностные ориентации передаются членам организации и т.д.

Носителями организационной культуры являются люди, но в организациях с устоявшейся культурой она как бы отделяется от людей и становится атрибутом организации, ее частью, оказывающей активное влияние на членов организации, модифицирующей их поведение в соответствии с теми нормами и ценностями, которые составляют ее основу. Организационная культура имеет определенную структуру. Ее познание начинается с «поверхностного» или «символического» уровня, включающего видимые внешние факты: применяемая технология, использование пространства и времени, наблюдаемое поведение, язык, лозунги и т.п. На втором уровне изучению подвергаются ценности и верования, разделяемые членами организации в соответствии с тем, насколько эти ценности отражаются в символике и языке. Третий – «глубинный» – уровень включает базовые предположения, которые трудно осознать даже самим членам организации, но эти скрытые и принимаемые на веру предположения направляют поведение людей.

Конкретную культуру рассматривают на основе десяти характеристик: (табл. 2)


 

Характеристики Содержание
I II
Осознание работником себя и своего места в организации Одни культуры ценят сокрытие работником своих внутренних настроений, другие поощряют их внешнее проявление. В одних случаях независимость и творчество проявляются через сотрудничество, в других – через индивидуализм.
Коммуникационная система и язык общения Использование устной, письменной и устной, невербальной коммуникации и открытости коммуникаций; жаргон, аббревиатуры, жестикуляции варьируются от отраслевой, функциональной и территориальной принадлежности организаций.
Ценности и нормы Ценности насаждаются руководством организации, например, общение, уважение, единство и совершенство. Культура проявляется в нормах, которые разделяют все работники.
Трудовая этика и мотивирование Отношение к работе и ответственность, качество работы и вознаграждение, продвижение по службе.
I II
Процесс развития работника и мотивирование Бездумное или осознанное выполнение работы, процедуры информирования работников, подходы к объяснению причин и т.п.
Взаимоотношения между людьми Степень формализации отношений, получаемой поддержки, пути разрешения конфликтов.
Осознание времени, и отношение к нему и его использование Степень точности и относительности времени у работников, соблюдение временного распорядка и поощрение за это.
Вера во что-то и отношение или расположение к чему-то Вера в руководство, успех, свои силы, во взаимопомощь, этичное поведение и т.п.
Внешний вид, одежда и представление себя на работе Разнообразие униформ и спецодежды, деловых стилей, прическа, опрятность, косметика и т.д.
Привычки и традиции в еде Организация питания работников, периодичность и продолжительность питания, совместное питание работников различных уровней и т.п.

 

Вышеупомянутые характеристики культуры организации, взятые вместе, отражают и придают смысл концепции организационной культуры. Формирование и изменение которой происходит под влиянием многих факторов. Существуют множество подходов к выделению типов организационной культуры. Инструменты оценки «рамочной конструкции конкурирующих ценностей (OCAI) позволяют выделить: бюрократию, рыночную культуру, клановую и адхократическую культуры. Модель, разработанная Ч. Хенди, различает четыре идеологии культуры: культуру власти, культуру роли, культуру задачи и культуру личности. Данный подход подразумевает согласование организационной культуры с другими переменными: людьми, задачами, окружающей средой, технологией. Существует классификация культур в зависимости от национальных особенностей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...