Психолого-педагогическая сущность и структура умения решать проблемы во взаимоотношениях людей
Содержание
Введение 1.1 Психолого-педагогическая сущность и структура умения решать проблемы во взаимоотношениях людей 1.2 Особенности формирования у младших школьников умения решать проблемы во взаимоотношениях людей 1.3 Диагностика уровней сформированности у младших школьников умения решать проблемы во взаимоотношениях людей 1.4 Компетентностный подход к обучению как средство формирования у младших школьников умения решать проблемы во взаимоотношениях людей. Список литературы Введение
В последнее время перед педагогами и психологами, работающими с детьми младшего школьного возраста, особенно остро стоит проблема формирования взаимоотношений детей. Групповые формы обучения в современной школе с одной стороны, личностно ориентированное образование с другой, предъявляют повышенные требования к умению ребенка выстраивать взаимоотношения со сверстником в процессе обучения. Социальное пространство отношений как системы избирательных субъективных связей образуется в детском возрасте и начинается с диады «ребенок-взрослый», значительно позднее появляется возможность для отношений в диаде «ребенок-ребенок». В рефлексивный период своего развития ребенок становится активным субъектом процесса взаимодействия, отстаивающим свое право быть личностью для взрослых и сверстников. Весь спектр отношений человека и человеческих отношений представлен в психологии детства, с той лишь поправкой, что для ребенка его отношения к окружающей действительности, к людям (взрослым и сверстникам) и к себе самому в высшей степени пронизаны эмоциями (нравится / не нравится; приятно / неприятно); субъективными пристрастными оценками (хорошо / плохо; доброе / злое) и личностными смыслами (полезно / вредно; интересно / скучно – для меня).
Многочисленные психологические исследования (Л.И.Божович, В.С.Мухиной, В.В.Абраменковой, И.В. Дубровиной, Я.Л. Коломинского, М.И. Лисиной, А.Н. Реана и др.) показывают, насколько важны взаимоотношения детей в коллективе для комфортного самочувствия в нем каждого ребенка. Однако в младшем школьном возрасте дети еще не всегда умеют выстраивать взаимоотношения, в связи с чем не умеют решать проблемы, возникшие в них. Отсюда актуальность рассмотрения проблемы: поиска новых средств формирования у младших школьников умения решать проблемы во взаимоотношениях людей. Таким средством, по-нашему мнению, может стать компетентностный подход в образовании. Под компетентностью чаще понимается интегральное качество личности, проявляющейся в общей способности и готовности ее деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности. Компетентностный подход в образовании предполагает формирование таких знаний и опыта взаимодействий младших школьников, которые позволили им решать возникшие в них проблемы. Цель работы: научно обосновать использование компетентностного подхода к обучению как средства формирования у младших школьников умения решать проблемы во взаимоотношениях людей. Объект исследования: формирование у младших школьников умений решать проблемы взаимодействия с другими людьми. Предмет исследования: компетентностный подход как средство развития умения решать проблемы взаимодействия у детей младшего школьного возраста. Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую сущность и определить структуру умения у младших школьников решать проблемы во взаимоотношениях людей.
2. Выявить особенности процесса формирования у учащихся начальных классов умения решать проблемы во взаимодействии людей. 3. Определить средства диагностики уровня сформированности у младших школьников умения решать проблемы во взаимоотношениях людей. 4. Проанализировать влияние компетентностного подхода в образовании на развитие умений решать проблемы взаимодействия младшими школьниками. Методы исследования: 1 анализ научной психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, 2 анализ практики работы педагогов по развитию взаимодействия детей младшего школьного возраста.
Психолого-педагогическая сущность и структура умения решать проблемы во взаимоотношениях людей Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие производительные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность. В самом общем виде развитие личности можно представить как процесс её вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней. Этапы развития личности в относительно стабильной общности называются фазами развития личности: 1. Фаза становления личности. Предполагает активное усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Принеся с собой в новую группу всё, что составляет его индивидуальность, субъект не может осуществить потребность проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы (нравственные, учебные, производственные) и овладеет теми приёмами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены группы. 2. Порождается обостряющимися противоречиями между достигнутым результатом адаптации - тем, что субъект стал таким, "как все" в группе и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации. На этой фазе нарастает поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности, её фиксации. 3.Детерминируется противоречиями между сложившимися на предыдущей фазе стремлением субъекта быть идеально представленным в других своими особенностями и значимыми для него отличиями - с одной стороны, и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые ей импонируют, соответствуют её ценностям, стандартам, способствуют успеху совместной деятельности с другой стороны.
Отношения в группах по мере их превращения в коллективы закономерно изменяются. Сначала они бывают относительно безразличными (люди, не знающие или слабо знающие друг друга, не могут определённо относится друг к другу), затем могут становится конфликтными, а при благоприятных условиях превращаться в коллективистские, всё это обычно происходит за сравнительно короткое время, в течение которого индивиды, составляющие группу, не могут измениться как личности. У каждого человека есть свои положительные и отрицательные черты, свои особые достоинства и недостатки. То, какой своей стороной, положительной или отрицательной, он выступит во взаимоотношениях с людьми, зависит от этих людей и социального окружения, от особенностей группы, в которую он включён в данный момент времени. Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях, - индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими. Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей и отношений. В детских и подростковых группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развития общества. Несмотря на то, что проявления межличностных отношений в каждой конкретной группе имеют свою неповторимую историю, на разных возрастных этапах действуют общие закономерности их становления и развития. Первая из них отражает обусловленность природы межличностных отношений тем местом, которая возрастная социальная группа занимает в обществе. Вторая характеристика межличностных отношений – это их зависимость от совместной деятельности, которая в любую историческую эпоху опосредствует развитие межличностных отношений в группе, определяет их строение. Третья особенность межличностных отношений заключается в их уровневой природе – сколько-нибудь сложившаяся группа имеет определенный уровень развития, от которого зависит наличие или отсутствие тех или иных её социально-психологических особенностей.
С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми, причем довольно существенные. Прежде всего, значительно увеличивается время, отводимое на общение. Теперь большую часть дня дети проводят в контактах с окружающими людьми: родителями, учителями, другими детьми. Изменяется содержание общения, в него входят темы, не связанные с игрой, т.е. выделяется как особое деловое общение со взрослыми. В первых классах школы дети больше общаются с учителем, проявляя к нему больший интерес, чем к своим сверстникам, так как авторитет учителя является для них очень высоким. Но уже к III—IV классам положение дел меняется. Учитель как личность становится для детей менее интересной, менее значимой и авторитетной фигурой, и растет их интерес к общению со сверстниками, который далее постепенно возрастает к среднему и старшему школьному возрасту. Наряду с внешними изменениями характера общения происходит его внутренняя содержательная перестройка, которая выражается в том, что меняются темы и мотивы общения. Если в первых классах школы выбор партнера по общению определялся для ребенка в основном оценками учителя, успехами в учении, то к III—IV классам появляются признаки иной мотивации межличностных выборов, связанные с независимой оценкой со стороны школьника личностных достоинств и форм поведения партнера по общению. В школьные годы круг друзей ребенка начинает быстро расти, а личные привязанности становятся более постоянными. Общение переходит на качественно новый уровень, так как дети начинают лучше понимать мотивы поступков сверстников, что способствует установлению хороших взаимоотношений с ними. В начальный период обучения в школе, в возрасте от 6 до 8 лет, впервые образовываются неформальные группы детей с определенными правилами поведения в них. Однако эти группы существуют недолго и обычно недостаточно стабильны по своему составу.
Дети младшего школьного возраста по-прежнему много времени проводят в различных играх, но их партнерами по игре все чаще становятся не взрослые люди, а сверстники. В детских группах во время игры устанавливаются свои специфические взаимоотношения с более или менее выраженными мотивами межличностных предпочтений. Итак, рассмотренные нами особенности коммуникативной сферы учащихся начальных классов свидетельствуют, что общение в жизни ребенка играет важную роль. Особенно значимо для него умение строить свои взаимоотношения с другими людьми. Однако в этом процессе важно не только освоить различные формы бесконфликтного общения, но научиться понимать других людей, замечать их проблемы, оказывать помощь, урегулировать их взаимоотношения. Поэтому перейдем к рассмотрению сущности и структуры умения решать проблемы во взаимоотношениях людей. Согласно словарю социальной педагогике: Умения – подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно и сознательно на основе усвоенных знаний и жизненного опыта. Проблема – осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации средствами наличного знания и опыта. Взаимоотношения – взаимный эмоциональный контакт, совместные действия, поведенческая связь, существующая между социальным педагогом и воспитанниками (воспитанником) в процессе решения определенных задач. Из выше сказанного делаем вывод, что умение решать проблемы во взаимоотношениях людей – это подготовленность ребенка к разрешению собственных трудностей и противоречий, а также затруднений, возникающих в процессе общения других людей. Из всего этого выводим структуру умения решать проблемы во взаимоотношениях людей: Когнитивный компонент - знание вежливых форм общения, наличие представления о приемах вхождения в контакт с собеседником. Нравственно-ценнностный – позитивная установка на процесс общения, наличие развитой эмпатии, доброжелательность, тактичность. Деятельностный – умение убеждать, умение слушать, умение говорить, умение анализировать. У младших школьников умение решать проблемы во взаимоотношениях людей основывается на коммуникативных способностях. Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность её общения и совместимость с другими людьми. Способности к общению включают в себя: 1) Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»); 2) Умение организовывать общение («Я умею»), включает умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации; 3) Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю»).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|